
Библиографический обзор – это библиографическое пособие, представляющее собой связное повествование о документах – объектах библиографирования. Связное повествование о документах, цель которого - библиографическое исследование определенной темы или отрасли знания, или состояния книгоиздательской деятельности.
Отдельные описания или краткие упоминания о произведениях печати объединены в нем связующим текстом, содержащим обычно сравнительную или критическую оценку источников по значимости. Обзор обычно используется в научной литературе, так как позволяет подробнее осветить литературные источники, чем обычный список или даже аннотированный. Вместе с тем обзор литературы носит чисто библиографический характер, его задача – представить источники, а не проблему как таковую. <
Отдельные описания или краткие упоминания о произведениях печати объединены в нем связующим текстом, содержащим обычно сравнительную или критическую оценку источников по значимости. Обзор обычно используется в научной литературе, так как позволяет подробнее осветить литературные источники, чем обычный список или даже аннотированный. Вместе с тем обзор литературы носит чисто библиографический характер, его задача – представить источники, а не проблему как таковую.
Библиографический обзор всегда составляется на основе определенного множества документов.
Различаются по назначению (информационные, рекомендательные) и по содержанию (универсальные, отраслевые, тематические, персональные).
В библиографических обзорах характеристика произведений дополняется необходимыми пояснениями и фактическими сведениями. Целевое и читательское назначение, содержание темы и другие особенности определяют количество произведений, о которых дается информация в обзоре.
Обычно документы в обзоре группируются по принципу «от общего — к частному», «от простого — к сложному». Такое построение позволяет читателю получить определенный объем знаний. Иногда документы в обзоре группируются по отдельным аспектам темы, по значимости документов или по жанрам.
В обзоре исторической литературы обычно применяется историко-хронологическая группировка.
Методика подготовки и проведения библиографического обзора
Библиографическая информация может существовать в одной из трех форм: письменной, устной, машиночитаемой. Распространенной формой предоставления библиографической информации является библиографический обзор.
Библиографический обзор — это связный, последовательный рассказ о документах. Специалисты-практики отмечают, что это наиболее эффективный способ доведения информации о документах до потребителей.
Очевидное преимущество обзоров в их гибкости, возможности непосредственного воздействия на слушателя. Поэтому обзоры регулярно проводятся в библиотеках всех типов. Их тематика определяется или событиями, происходящими в стране и в мире, или интересами читателей. Библиографические обзоры могут являться частью массового мероприятия или проводиться самостоятельно.
Библиографические обзоры стали применяться в массовых библиотеках с 20-х гг. XX в. Тогда они назывались «вечерами живой библиографии». На этих вечерах делались обзоры новинок научной и художественной литературы. В задачи обзоров входит информация о новой литературе и рекомендация лучших книг.
Существует несколько видов библиографических обзоров.
1. По общественному назначению:
- а) информационный обзор. Его основная задача дать общие представления о документах, имеющихся в библиотеке. Например, о новых поступлениях. Информационный обзор проводится перед подготовленными слушателями, например, на производственных совещаниях, семинарах в библиотеке. Особенность информационного обзора состоит в том, что речь идет о тематике документов без оценок содержания;
- б) рекомендательный обзор включает немного документов (10-15), но в нем, кроме краткой характеристики содержания, должна быть оценка и рекомендация документов;
- в) научный обзор по структуре, задачам и целям отличается от информационного и рекомендательного. Научный обзор представляет собой доклад, реферат по теме, в конце которого называются использованные документы. Цель данного обзора — не рекомендация документов, а изложение фактов, содержащихся в документах.
2. По содержанию обзоры бывают:
- а) универсальный, в нем представлены документы из разных областей знания (например, обзор новых поступлений в библиотеку);
- б) тематический, где представлены документы по одной теме, проблеме;
- в) персональный — рассказ о выдающейся личности, построенный на основании имеющихся документов о нем и/или его произведений.
3. По видам документов:
- а) обзор периодических изданий (нескольких или одного);
- б) обзор непериодических изданий;
- в) обзор методических и библиографических пособий, проводится в специальной аудитории (перед библиотекарями, учителями и т. д.);
- г) смешанный, где представлены разные по материальной конструкции документы (книги, журналы, газеты, СО-ВОМ).
4. По форме передачи:
-
-
-
- а) устный: • непосредственно в аудитории, • запись на магнитофоне, • видео-запись;
-
-
- б) письменный: • библиотечный плакат, • напечатанный на страницах периодического издания, • размещенный на сайте библиотеки.
Подготовка к любому виду библиографического обзора осуществляется по единому плану и состоит из нескольких этапов:
- 1. Выбор темы. Тема выбирается актуальная, интересная читателям библиотеки.
- 2. Изучение темы осуществляется по различным источникам. Выбирается самая удачная формулировка темы, определяется целевое и читательское назначение обзора.
- 3. Выявление документов осуществляется с помощью каталогов и картотек библиотеки, библиографических пособий. Нельзя ограничиваться просмотром соответствующих разделов фонда, так как документов может не оказаться на месте.
- 4. Отбор документов зависит от целевого и читательского назначения обзора, от широты темы. Если это рекомендательный обзор, то количество документов ограничивается. Библиотекарь дает лишь первоначальную ориентировочную оценку отобранным документам. Но он должен уметь исключать малоинтересные и не имеющие научной ценности документы. Именно от отбора документов зависит качество обзора.
- 5. Группировка документов в обзоре зависит от целевого и читательского назначения. Она должна соответствовать последовательности повествования, логическому раскрытию темы. Часто документы группируются «от общего к частному» или «от простого к сложному». В универсальном обзоре применяется группировка по отраслям знания. Используют также группировку по разделам наук, по значимости документов, по жанрам литературы. В обзоре исторической литературы обычно применяют историко-хронологическую группировку.
В библиографическом обзоре можно выделить вступление, основную часть, заключение, которые и позволяют говорить о нем как о «связном рассказе».
Во вступлении обосновывается тема, отмечаются ее особенности. Вступление должно быть интересным, привлекающим внимание слушателей. Во вступлении можно использовать факты-примеры, ссылки на мнение авторитетов, аналогии, критические оценки. Затем осуществляется плавный переход к рассказу о первом документе.
В основной части дается характеристика самих документов, Рассказывая о книге, не надо ее пересказывать, надо наметить ее тематику и рассказать что-то интересное о книге, об истории ее создания, о времени, когда она была написана или об авторе. Выходные сведения о документе должны быть названы в контексте рассказа. Если стандартизированные сведения не вписываются в обзор, то их можно перечислить только в конце обзора.
Рассказывая о книгах или статьях, необходимо предусмотреть небольшие тексты-связки, которые позволят плавно перейти от одного документа к другому. В связках можно подчеркнуть сходство произведений или, наоборот, различия между ними, можно отметить популярность автора, историю создания произведения. Можно в качестве связок использовать и тексты самих произведений (цитаты). Но никогда нельзя пересказывать содержание документа, так как цель обзора — заинтересовать читателя или поставить его в известность о существовании данного документа. В качестве связок используют проблемные вопросы, новые факты, факты-парадоксы, противоречия, столкновение разных точек зрения. Можно использовать и образные средства — ключевой эпизод, историческую, психологическую или художественную деталь.
В заключении называются выходные данные всех перечисленных в обзоре документов.
По целевой установке, содержанию, особенностям подготовки и проведения различают обзоры новых поступлений и тематические обзоры.
Цель тематического обзора — познакомить слушателей с литературой (как недавно вышедшей в свет, так и в ретроспективном плане), посвященной определенной проблеме, теме («Книги для молодой семьи», «Скорбный путь Романовых», «Творчество М. Цветаевой» и др.).
При подготовке такого обзора решающее значение приобретает актуальность темы, заинтересованность в ней слушателей. С определения темы и читательского назначения обзора и следует начинать работу над ним. Нужно решить, какой характер будет иметь обзор — информационный или рекомендательный. Для рекомендательного обзора отбирается меньшее число документов, что позволяет дать им более подробную характеристику, использовать приемы, убеждающие читателя взять эти книги для чтения. По узким и конкретным проблемам обзоры проводятся для специалистов одного профиля. Внимательное ознакомление с предназначенной для обзора литературой помогает выявить достоинства и недостатки изданий и публикаций, определить степень актуальности разобраться в их научной и практической значимости. В обзор включаются лучшие с точки зрения актуальности, новизны и значимости документы.
Материал в обзоре подается в логической последовательности и взаимосвязи, с учетом важности и ценности каждого источника, с соблюдением принципа перехода от общего к частному. Содержание обзора будет значительно богаче, если его дополнить библиографическими пособиями по теме, иллюстрациями, фотографиями, картами и т. д., использовать аудиовизуальные средства. Продолжительность такого обзора 30-45 минут. Для проведения обзоре по узкоспециальным темам следует привлекать специалистов соответствующего профиля.
Обзоры новых поступлений — неотъемлемая часть работы библиотеки, важное средство оперативного осведомления читателей об интересующих их документах.
За время обзора новых поступлений библиотекарь должен сообщить о возможно большем количестве книг, сопроводив каждую книгу короткой, выразительной характеристикой. Вводная часть при этом сводится к нескольким фразам, в которых сообщается, какая литература (отрасли знания, принцип отбора) и за какой период поступила в библиотеку. Если время обзора не позволяет охарактеризовать все вновь поступившие документы, то обзор носит выборочный характер. Принято рассматривать его как универсальный, однако можно ограничится сообщением сведений о новых поступлениях по определенной отрасти знания, принимая во внимание информационные потребности слушателей.
Практикуются обзоры отдельных видов изданий: книг, сборников, журналов, библиографических пособий и др.
Информационные обзоры новой литературы могут проводиться по отдельным темам и частным вопросам. В обзор можно включать информацию о нетрадиционных носителях информации, например о CD-ROM. Главное — регулярность проведения, которая обеспечивает постоянную информацию читателей о новых документах. Продолжительности информационного обзора — 15-20 минут.
Обзоры новинок часто проводятся в связи с открытыми просмотрами новой литературы, у выставок, приурочиваются к Дням информации.
К обзорам новинок также относятся и обзоры новых журналов, поступающих в библиотеку. Можно провести обзор нескольких номеров одного журнала или серийного издания. При выборе журнала могут быть учтены не только общеобразовательные, но и профессиональные, деловые интересы читателей. В обзоре говорится об основном направлении журнала, дается его общая характеристика, название, кто выпускает, основные рубрики, читательский адрес, периодичность. Если библиографический обзор делается регулярно, то эти сведения можно опускать. В этом случае дается общая характеристика содержания журнала. В тексте обзора показывают не все статьи, а лишь самые актуальные и важные, о других можно лишь упомянуть. Обязательно делается заключение, в котором называют выходные данные и предлагают прочесть журналы.
Обзоры библиографических и научно-информационных изданий должны помочь читателю самостоятельно находить необходимые им источники информации. Эти обзоры рассчитаны на специалистов и проводятся на групповых занятиях и семинарах по пропаганде библиотечно-библиографических знаний, а также в дополнении к лекциям на различные темы.
Материал излагается по единой методике: кратко характеризуется каждый указатель, разъясняется его структура, поясняется, каким образом им можно пользоваться при самостоятельных разысканиях.
Эффективность обзоров определяется увеличением запросов на литературу по тематике библиографических пособий, включенных в обзор.
Обзор — это своего рода театр одного актера, сложнейшая из форм библиотечно-библиографической работы, требующая от исполнителя разнообразных личностных и профессиональных качеств.
Общие требования к проведению обзора:
- 1. Библиотекарь должен не читать текст, а рассказывать.
- 2. Страницы с цитатами отмечаются закладками.
- 3. В конце обзора даются полные библиографические сведения названных документов, чтобы читатели могли записать.
- 4. Не следует употреблять слова и выражения, которые вам не понятны.
- 5. Необходимо следить за культурой речи и поведения.
- 6. Продолжительность обзора зависит от собравшейся аудитории, слишком длинный обзор может утомить слушателей, и будет трудно удержать их внимание.
- 7. Обзор можно сопровождать иллюстративным материалом (музыкой, слайдами).
Учету подлежит каждый библиографический обзор, его тема, количество присутствовавших на нем. В конце года учитывается общее количество проведенных обзоров и их слушателей.
- Коршунов О.П., Лиховид Т.Ф., Новоженова Т.А. Библиографоведение: Основы теории и методологии: Учебник для библиотечно-информационных факультетов вузов / О.П. Коршунов, Т.Ф. Лиховид, Т.А. Новоженова; под ред. О.П. Коршунова. – М.: “Издательство ФАИР”, 2009. – 336 с.
- Библиография и книговедение: учебно-методическое пособие для студентов-филологов / Казан. гос. ун-т, филол. фак, каф. рус. лит.; сост. М.М.Сидорова.- Казань, 2005.- 80 с.
- Абросимова Н. В. Библиографическая деятельность библиотеки : учеб.-практ. пособие / Н. В. Абросимова. — Санкт-Петербург: Профессия, 2013. — 160 с.
/p>
Библиографический обзор всегда составляется на основе определенного множества документов.
Различаются по назначению (информационные, рекомендательные) и по содержанию (универсальные, отраслевые, тематические, персональные).
В библиографических обзорах характеристика произведений дополняется необходимыми пояснениями и фактическими сведениями. Целевое и читательское назначение, содержание темы и другие особенности определяют количество произведений, о которых дается информация в обзоре.
Обычно документы в обзоре группируются по принципу «от общего — к частному», «от простого — к сложному». Такое построение позволяет читателю получить определенный объем знаний. Иногда документы в обзоре группируются по отдельным аспектам темы, по значимости документов или по жанрам.
В обзоре исторической литературы обычно применяется историко-хронологическая группировка.
Методика подготовки и проведения библиографического обзора
Библиографическая информация может существовать в одной из трех форм: письменной, устной, машиночитаемой. Распространенной формой предоставления библиографической информации является библиографический обзор.
Библиографический обзор — это связный, последовательный рассказ о документах. Специалисты-практики отмечают, что это наиболее эффективный способ доведения информации о документах до потребителей.
Очевидное преимущество обзоров в их гибкости, возможности непосредственного воздействия на слушателя. Поэтому обзоры регулярно проводятся в библиотеках всех типов. Их тематика определяется или событиями, происходящими в стране и в мире, или интересами читателей. Библиографические обзоры могут являться частью массового мероприятия или проводиться самостоятельно.
Библиографические обзоры стали применяться в массовых библиотеках с 20-х гг. XX в. Тогда они назывались «вечерами живой библиографии». На этих вечерах делались обзоры новинок научной и художественной литературы. В задачи обзоров входит информация о новой литературе и рекомендация лучших книг.
Существует несколько видов библиографических обзоров.
1. По общественному назначению:
- а) информационный обзор. Его основная задача дать общие представления о документах, имеющихся в библиотеке. Например, о новых поступлениях. Информационный обзор проводится перед подготовленными слушателями, например, на производственных совещаниях, семинарах в библиотеке. Особенность информационного обзора состоит в том, что речь идет о тематике документов без оценок содержания;
- б) рекомендательный обзор включает немного документов (10-15), но
в нем, кроме краткой характеристики содержания, должна быть оценка и рекомендация документов; - в) научный обзор по структуре, задачам и целям отличается от информационного и рекомендательного. Научный обзор представляет собой доклад, реферат по теме, в конце которого называются использованные документы. Цель
данного обзора — не рекомендация документов, а изложение фактов, содержащихся в документах.
2. По содержанию обзоры бывают:
- а) универсальный, в нем представлены документы из разных областей знания (например, обзор новых поступлений в библиотеку);
- б) тематический, где представлены документы по одной теме, проблеме;
- в) персональный — рассказ о выдающейся личности, построенный на основании имеющихся документов о нем и/или его произведений.
3. По видам документов:
- а) обзор периодических изданий (нескольких или одного);
- б) обзор непериодических изданий;
- в) обзор методических и библиографических пособий, проводится в специальной аудитории (перед библиотекарями, учителями и т. д.);
- г) смешанный, где представлены разные по материальной конструкции документы (книги, журналы, газеты, СD-RОМ).
4. По форме передачи:
-
-
-
- а) устный:
• непосредственно в аудитории,
• запись на магнитофоне,
• видео-запись;
- а) устный:
-
-
- б) письменный:
• библиотечный плакат,
• напечатанный на страницах периодического издания,
• размещенный на сайте библиотеки.
Подготовка к любому виду библиографического обзора осуществляется по единому плану и состоит из нескольких этапов:
- 1. Выбор темы. Тема выбирается актуальная, интересная читателям библиотеки.
- 2. Изучение темы осуществляется по различным источникам. Выбирается самая удачная формулировка темы, определяется целевое и читательское назначение обзора.
- 3. Выявление документов осуществляется с помощью каталогов и картотек библиотеки, библиографических пособий. Нельзя ограничиваться просмотром соответствующих разделов фонда, так как документов может не оказаться на месте.
- 4. Отбор документов зависит от целевого и читательского назначения обзора, от широты темы. Если это рекомендательный обзор, то количество документов ограничивается. Библиотекарь дает лишь первоначальную ориентировочную оценку отобранным документам. Но он должен уметь исключать малоинтересные и не имеющие научной ценности документы. Именно от отбора документов зависит качество обзора.
- 5. Группировка документов в обзоре зависит от целевого и читательского назначения. Она должна соответствовать последовательности повествования, логическому раскрытию темы. Часто документы группируются «от общего к частному» или «от простого к сложному». В универсальном обзоре применяется группировка по отраслям знания. Используют также группировку
по разделам наук, по значимости документов, по жанрам литературы. В обзоре исторической литературы обычно применяют историко-хронологическую группировку.
В библиографическом обзоре можно выделить вступление, основную часть, заключение, которые и позволяют говорить о нем как о «связном рассказе».
Во вступлении обосновывается тема, отмечаются ее особенности. Вступление должно быть интересным, привлекающим внимание слушателей. Во вступлении можно использовать факты-примеры, ссылки на мнение авторитетов, аналогии, критические оценки. Затем осуществляется плавный переход к рассказу о первом документе.
В основной части дается характеристика самих документов, Рассказывая о книге, не надо ее пересказывать, надо наметить ее тематику и рассказать что-то интересное о книге, об истории ее создания, о времени, когда она была написана или об авторе. Выходные сведения о документе должны быть названы в контексте рассказа. Если стандартизированные сведения не вписываются
в обзор, то их можно перечислить только в конце обзора.
Рассказывая о книгах или статьях, необходимо предусмотреть небольшие тексты-связки, которые позволят плавно перейти от одного документа к другому. В связках можно подчеркнуть сходство произведений или, наоборот, различия между ними, можно отметить популярность автора, историю создания произведения. Можно в качестве связок использовать и тексты самих произведений (цитаты). Но никогда нельзя пересказывать содержание документа, так как цель обзора — заинтересовать читателя или поставить его в известность о существовании данного документа. В качестве связок используют проблемные вопросы, новые факты, факты-парадоксы, противоречия, столкновение разных точек зрения. Можно использовать и образные средства — ключевой эпизод, историческую, психологическую или художественную деталь.
В заключении называются выходные данные всех перечисленных в обзоре документов.
По целевой установке, содержанию, особенностям подготовки и проведения различают обзоры новых поступлений и тематические обзоры.
Цель тематического обзора — познакомить слушателей с литературой (как недавно вышедшей в свет, так и в ретроспективном плане), посвященной определенной проблеме, теме («Книги для молодой семьи», «Скорбный путь Романовых», «Творчество М. Цветаевой» и др.).
При подготовке такого обзора решающее значение приобретает актуальность темы, заинтересованность в ней слушателей. С определения темы и читательского назначения обзора и следует начинать работу над ним. Нужно решить, какой характер будет иметь обзор — информационный или рекомендательный. Для рекомендательного обзора отбирается меньшее число документов, что позволяет дать им более подробную характеристику, использовать приемы, убеждающие читателя взять эти книги для чтения. По узким и конкретным проблемам обзоры проводятся для специалистов одного профиля. Внимательное ознакомление с предназначенной для обзора литературой помогает выявить достоинства и недостатки изданий и публикаций, определить степень актуальности разобраться в их научной и практической значимости. В обзор включаются лучшие с точки зрения актуальности, новизны и значимости документы.
Материал в обзоре подается в логической последовательности и взаимосвязи, с учетом важности и ценности каждого источника, с соблюдением принципа перехода от общего к частному. Содержание обзора будет значительно богаче, если его дополнить библиографическими пособиями по теме, иллюстрациями, фотографиями, картами и т. д., использовать аудиовизуальные средства. Продолжительность такого обзора 30-45 минут. Для проведения обзоре по узкоспециальным темам следует привлекать специалистов соответствующего профиля.
Обзоры новых поступлений — неотъемлемая часть работы библиотеки, важное средство оперативного осведомления читателей об интересующих их документах.
За время обзора новых поступлений библиотекарь должен сообщить о возможно большем количестве книг, сопроводив каждую книгу короткой, выразительной характеристикой. Вводная часть при этом сводится к нескольким фразам, в которых сообщается, какая литература (отрасли знания, принцип отбора) и за какой период поступила в библиотеку. Если время обзора не позволяет охарактеризовать все вновь поступившие документы, то обзор носит выборочный характер. Принято рассматривать его как универсальный, однако можно ограничится сообщением сведений о новых поступлениях по определенной отрасти знания, принимая во внимание информационные потребности слушателей.
Практикуются обзоры отдельных видов изданий: книг, сборников, журналов, библиографических пособий и др.
Информационные обзоры новой литературы могут проводиться по отдельным темам и частным вопросам. В обзор можно включать информацию о нетрадиционных носителях информации, например о CD-ROM. Главное — регулярность проведения, которая обеспечивает постоянную информацию читателей о новых документах. Продолжительности информационного обзора — 15-20 минут.
Обзоры новинок часто проводятся в связи с открытыми просмотрами новой литературы, у выставок, приурочиваются к Дням информации.
К обзорам новинок также относятся и обзоры новых журналов, поступающих в библиотеку. Можно провести обзор нескольких номеров одного журнала или серийного издания. При выборе журнала могут быть учтены не только общеобразовательные, но и профессиональные, деловые интересы читателей. В обзоре говорится об основном направлении журнала, дается его общая характеристика, название, кто выпускает, основные рубрики, читательский адрес, периодичность. Если библиографический обзор делается регулярно, то эти сведения можно опускать. В этом случае дается общая характеристика содержания журнала. В тексте обзора показывают не все статьи, а лишь самые актуальные и важные, о других можно лишь упомянуть. Обязательно делается заключение, в котором называют выходные данные и предлагают прочесть журналы.
Обзоры библиографических и научно-информационных изданий должны помочь читателю самостоятельно находить необходимые им источники информации. Эти обзоры рассчитаны на специалистов и проводятся на групповых занятиях и семинарах по пропаганде библиотечно-библиографических знаний, а также в дополнении к лекциям на различные темы.
Материал излагается по единой методике: кратко характеризуется каждый указатель, разъясняется его структура, поясняется, каким образом им можно пользоваться при самостоятельных разысканиях.
Эффективность обзоров определяется увеличением запросов на литературу по тематике библиографических пособий, включенных в обзор.
Обзор — это своего рода театр одного актера, сложнейшая из форм библиотечно-библиографической работы, требующая от исполнителя разнообразных личностных и профессиональных качеств.
Общие требования к проведению обзора:
- 1. Библиотекарь должен не читать текст, а рассказывать.
- 2. Страницы с цитатами отмечаются закладками.
- 3. В конце обзора даются полные библиографические сведения названных документов, чтобы читатели могли записать.
- 4. Не следует употреблять слова и выражения, которые вам не понятны.
- 5. Необходимо следить за культурой речи и поведения.
- 6. Продолжительность обзора зависит от собравшейся аудитории, слишком длинный обзор может утомить слушателей, и будет трудно удержать их внимание.
- 7. Обзор можно сопровождать иллюстративным материалом (музыкой, слайдами).
Учету подлежит каждый библиографический обзор, его тема, количество присутствовавших на нем. В конце года учитывается общее количество проведенных обзоров и их слушателей.
- Коршунов О.П., Лиховид Т.Ф., Новоженова Т.А. Библиографоведение: Основы теории и методологии: Учебник для библиотечно-информационных факультетов вузов / О.П. Коршунов, Т.Ф. Лиховид, Т.А. Новоженова; под ред. О.П. Коршунова. – М.: “Издательство ФАИР”, 2009. – 336 с.
- Библиография и книговедение: учебно-методическое пособие для студентов-филологов / Казан. гос. ун-т, филол. фак, каф. рус. лит.; сост. М.М.Сидорова.- Казань, 2005.- 80 с.
- Абросимова Н. В. Библиографическая деятельность библиотеки : учеб.-практ. пособие / Н. В. Абросимова. — Санкт-Петербург:
Профессия, 2013. — 160 с.