В теорию и практику обучения понятие алгоритма вошло в конце 50-х гг. в связи с развитием программированного обучения и применением обучающих машин.
Алгоритмизированное обучение основывается на последовательной передаче учебного материала с помощью четко определенных правил и алгоритмов.
Понятие алгоритмизированного обучения. Алгоритмизация учебного процесса - разработка и реализация алгоритмов для учащихся и алгоритмов для обучающих лиц (или обучающих машин). В более развернутой форме понятие можно определить так: это выявление или построение в содержании и в процессе обучения алгоритмов и представление их в какой-либо форме пошаговой программы деятельности учения или преподавания.
Алгоритмизация в педагогике предполагает составление педагогом алгоритмических предписаний для студентов, которые необходимы для организации их самостоятельной работы, проведения практических занятий и лабораторных работ, производственных и преддипломных практик, организации процесса выполнения курсовых и дипломных проектов по разным учебным дисциплинам.
Различают алгоритмы для учащихся и алгоритмы для обучающих. В свою очередь алгоритмы для учащихся делятся на 2 группы: алгоритмы, связанные с изучаемым предметом и позволяющие решать характерные для этого предмета задачи и алгоритмы учения (усвоения), предписывающие действия, необходимые для усвоения как предметного материала, так
и намеченных алгоритмов. Алгоритмы, разрабатываемые для преподавателя, помогают ему решать различные виды педагогических задач; обеспечить усвоение учащимися определённых знаний, умений и сформировать их с заданной мерой обобщения прочности и т. д.
Принципы алгоритмизации в обучении. Алгоритмизированное обучение опирается на несколько ключевых принципов:
Последовательность и структурированность: учебный материал подается в строгой логической последовательности, что упрощает его усвоение.
Постепенное усложнение: задания становятся сложнее по мере продвижения учащегося, что помогает развивать его навыки и знания.
Обратная связь: обязательный элемент обучения, позволяющий своевременно корректировать ошибки и контролировать выполнение заданий. Учитель или система анализирует результаты и дает рекомендации по улучшению.
Преимущества и недостатки алгоритмизированного обучения. Этот тип обучения имеет свои сильные и слабые стороны.
Преимущества:
Эффективность: четкая структура и последовательность позволяют учащимся быстрее усваивать материал.
Развитие логического мышления: выполнение алгоритмов способствует формированию аналитических способностей.
Управляемость: педагог может легко контролировать процесс обучения и корректировать его при необходимости.
Недостатки:
Недостаток гибкости: алгоритмы ограничивают возможность отклонения от заданного пути, что может препятствовать творческому мышлению.
Монотонность: процесс может казаться учащимся однообразным и скучным, что снижает мотивацию.
Ограниченность применения: не все предметы и темы можно эффективно изучать с помощью алгоритмизированного подхода.
Примеры применения алгоритмизированного обучения. Алгоритмизированное обучение особенно эффективно в изучении точных наук, таких как математика и программирование. Например, в математике алгоритмы помогают учащимся последовательно решать задачи, начиная с простых примеров и переходя к более сложным. В программировании данный подход позволяет лучше усваивать принципы работы с кодом, поскольку программы строятся на последовательности действий.
Современные образовательные платформы активно используют алгоритмы для адаптивного обучения, подстраиваясь под уровень подготовки и прогресс каждого ученика. Такие технологии помогают автоматизировать рутинные процессы и повышать эффективность образовательного процесса.
Перспективы. Создать универсальный, обобщённый алгоритм обучения невозможно, т. к. построение такого алгоритма требует полного и абсолютно исчерпывающего знания и учёта всех законов и условий обучения, всех возможных реакций учащихся на различные внешние и внутренние воздействия. В то же время на основе современной теории обучения могут быть разработаны предписания, отражающие обобщённые приёмы педагогической деятельности, усвоение которых позволит обучающему самостоятельно принимать решения по конкретным проблемам.
Заключение
Во всех сферах деятельности обобщённые предписания позволяют человеку овладеть накопленными в обществе методами деятельности, в т. ч. мыслительной, что является необходимой предпосылкой его последующей эффективной творческой деятельности.
Алгоритмизированное обучение продолжает развиваться благодаря внедрению новых технологий. Искусственный интеллект и машинное обучение открывают новые возможности для персонализации учебного процесса. В будущем можно ожидать еще большего распространения алгоритмизированных методов обучения, особенно в дистанционных и онлайн-форматах.
Еще почитать:
Беспалько, В. П. Программированное обучение : (Дидакт.основы) / В. П. Беспалько. – Москва : Высшая школа, 1970. – 300 с.
Крившенко, Л. П. Педагогика : учебник и практикум для вузов / Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина. – 2-е изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2024. – 400 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-07709-4. – URL: https://urait.ru/bcode/536298 (дата обращения 01.03.2024). – Режим доступа: по подписке.
Ланда, Л. Н. Алгоритмизация в обучении / Л. Н. Ланда ; под общей ред. Гнеденко Б. В., Бирюкова Б. В. – Москва : Просвещение, 1966. – 524 с.
Новейший психолого-педагогический словарь / под общ. ред. А. П. Астахова ; [сост. Е. С. Рапацевич]. – Минск : Современная школа, 2010. – 927 с. – ISBN 978-985-513-724-6.
Российская педагогическая энциклопедия : в 2-х томах. Том 1. А - М / редакционная коллегия: В. В. Давыдов (главный редактор), Э. Д Днепров, В. П. Зинченко, И. С. Кон, В. Я. Лакшин, И. Я. Лернер, А. В. Мудрик, Б. М. Неменский, А. В. Петровский, М. А. Прокофьев, М. Н. Скаткин, Н. М. Шахмаев. – Москва : Большая Российская энциклопедия, 1993. – 607, [1] с. – ISBN 5-85270 140-8 (т. 1).