На севере европейской части страны, включая земли современных Вологодской, Архангельской, Мурманской областей, республик Карелия и Коми, на протяжении столетий складывался уникальный бытовой уклад, — ни с чем несравнимая атмосфера, в которой получили развитие русские народные художественные ремесла. Этот край всегда славился искусством резьбы и росписи по дереву. Деревянная посуда, мебель, украшения дома раскрашивались яркими сказочными цветами, изображениями коня и птицы, львов и грифонов, птицы Сирин и русалок, разнообразными жанровыми композициями.
Неразрывно с Русским Севером связано имя знаменитого русского художника, книжного иллюстратора и театрального оформителя И. Я. Билибина. Некоторые привезённые им из путешествий на север традиционные вышивки показаны на выставке впервые.
Чарка — серебро, нефрит, эмаль, золоченая скань, живопись. Чаши — серебро, эмаль, золочение, скань, роспись. Серьги — медный сплав, эмаль, стекло, роспись, серебрение. Сольвычегодск, посл.четв. — к. XVIII в.
Ларчик. Россия, к. XVIII в. Серебро, стекло, скань, монтировка.
Коробочка. Великий Устюг, к. XVIII — нач. XIX вв. Серебро, недрагоценный металл, золочение, скань, пайка.
С.М. Негодяев-Кочнев. Примерный план города Холмогор и близлежащих волостей и островов с течением реки Двины. 1780 г. Бумага, акваредь, тушь. С.М. Негодяев-Кочнев — судостроитель, корабельный мастер, член Вольного Экономичского общества.
Ларец. Мастер А.И. Мошнин (1721 — ?).Великий Устюг. 1780 г. Серебро, медный сплав, чернь, золочение, гравировка, литье, чеканка. На крышке — черневое изображение пасторальной сцены. Композиция, посвященная пастушеской жизни, является ярким образцом черневой гравюры эпохи рококо. Алексей Игнатьевич Мошнин — один из лучших мастеров серебряного и черневого дела Великого Устюга XVIII века, сын мастера серебряного дела Игнатия Иванова Мошнина, «проживавшего в своем дворе».
Поднос. Великий Устюг. 1779 г. Мастер А.И. Мошнин. Серебро, золочение, чернение, чеканка, литье. В центре, в рамке из завитков и пальметок, изображена группа пирующих кавалеров и дам за накрытым столом.
Ларчик. Великий Устюг, п.п. XIX в. Серебро, недрагоценный металл, золочение, скань, пайка.
Ларец. Великий Устюг, к. XVII — н. XVIII в. Медь, эмаль по литью. Чернильница подвесная, подсвечник. Великий Устюг, к. XVII — н. XVIII в. Медь, ковка, эмаль по литью.
Кокошник. Олонецкая губ., Каргопольский уезд, вт.п. XIX в. Золотный галун, жемчуг речной, бисер, перламутровые плашки, белый шнурок, золотные нити, низание. Кокошник — праздничный головной убор замужней женщины, отличавшийся роскошью убранства. Название происходит от древнеславянского слова «кокошь», которым называли курицу-наседку и петуха.
Сборник. Вологодская губ., вт.п. XVIII в. Мелкий жемчуг, перламутровые плашки, цветные стекла, стеклярус, фольга, канитель, золотный шнурок, бить, тафта, золотное шитье, низание. Один из самых универсальных головных уборов XVIII — XIX вв. имел множество вариантов пошива. Объединяла их собранная или «сморщенная» шапочка. Низкий сборник, похожий на чепец, был частью повседневного костюма, а высокий надевался в праздники. Кокошник. Олонецкая губ., вт.п. XVIII в. Серебро, золотные нити и шнурок, бить, канитель, блестки, фольга, жемчуг речной, преламутровые плашки, цветные стекла, х/б шнур, ситец, золотное шитье, низание.
Серьги. Русский Север. К. XVIII — п.п. XIX в. Медный сплав, перламутр, речной жемчуг, золочение. Перстень. Великий Устюг, XVIII в. Медный сплав, перламутр, эмаль, роспись. Венец девичий. Архангельская губ., Сер. XVIII в. Колотый перламутр, перламутровые плашки, цветные стекла, ленты шелковые, низание. Венцы, как и другие парадные головные уборы, появлялись на девичьей голове в то время, когда она достигала возраста невесты или уже была просватана. В этом убранстве девушка отправлялась на венчание и сидела во время свадебного пира. Во время свадебного обряда она навсегда меняла девичий венец на «женский» головной убор. Серьги. Олонецкая губ., XIX в. Медный сплав, бисер, стекло, конский волос, плетение, золочение.
Верх старинного дома. 1938
Народное искусство Русского Севера исполнено красотой форм и яркостью красок. Фантазии северных мастеров превращали обычные предметы крестьянского обихода в подлинные шедевры.
Круг бытовых предметов, украшенных резьбой и росписью, был очень широк: скобкари, ковши и ковшики, ендовы, кружки, солоницы, прялки и многое другое. Для их изготовления мастера использовали различную древесину, луб, наросты на стволах деревьев — кап. Из бересты — коры березы — делали лукошки и туеса. Раскрашивали утварь природными красками, чаще всего алого, желтого, зеленого и неглубокого коричневого цветов, затем покрывали олифой. На предметах появлялись не только орнаментальные узоры, но и сюжетные композиции — изображения сцен повседневной крестьянской жизни.
На выставке представлены деревянные ковши‐скопкари, короба, солоницы, берестяные изделия, прялки, а также предметы одного из крупнейших центров росписи XIX века, который находился в районе Пермогорья на Северной Двине. Здесь уже уже в XVIII веке расписывали ковши-скобкари, коробьи и лукошки, туеса и чаши, санки, кружки, а позднее — прялки. Среди пышного «травяного узорочья» можно увидеть птицу Сирин, единорога и льва, изображения которых встречались на гравюрах и лубках того времени. Любопытны сценки из реальной жизни: застолье и чаепитие, катание на санях, девичьи посиделки и другое.
Дом Варсонофия Шкорина
Солоница. Русский Север, XVIII — п.ч.XIX в. Дерево, резьба, долбление. Солоница в виде птицы, выдолблена из целого куска дерева с двумя детенышами на спинке-крышке. Ковш. Архангельская обл., XVIII в. Дерево, резьба, окраска. На тулове — 4 клейма с изречениями и надписями. В одном из клейм — подпись «КОВШ ИВАНА МИХАЙЛОВА СНА БЕЛОВА ПО ПРОЗВИЩУ БАБИНА ДЕРЕВНИ КОМОВА ПРИНОСИТ С ПИВОМ И ЧЕЛОМ БЬЕТ ГОСТЕМ С ВЕЛИКОЙ РАДОСТЬЮ».
Ковш-черпак. Русский Север, нач. XVIII в. Дерево, резьба. Шайка. Русский Север, XVIII в. Дерево, железо, бондарная работа.
Ковш. Россия, н. XVIII в. Дерево, темпера, долбление, резьба, грунтовка, роспись.
Пяльцы. Олонецкая губ., п.п. XVIII в. Дерево, точение. Каргопольская историко-бытовая экспедиция ГИМ 1950 г. Кукла-крестьянка северных губерний. Россия, н. XIX в. Дерево, резьба, раскраска, роспись. Обрядовая рубаха (Олонецкая губ., Каргополье), пояс (Архангельская обл). Прялка
Прялка. Вологодская губ., п.т. ХХ в. Дерево, резьба, роспись. Швейка. Вологодская губ., к.XVIII — н. XIX в. Дерево, резьба. Швейка. Русский Север, вт.п. XIX в. Дерево, резьба.
Перевязка — девичий головной убор. Каргопольский уезд. Праздничный женский костюм. Вологодская губ. Игрушка «Конь». Вологодская губ.
Трепало. Вологодская губ., Тотемский уезд, 1892 г. Дерево, резьба, раскраска. Вторая Северная историко-бытовая экспедиция ГИМ 1929 г. (Вологодская губерния). Трепало — ручное орудие для трепания волокна льна или коноплии(освобождение от кострика и грубых частиц)