Состояние, методика и задачи рекомендательной библиографии

Состояние, методика и задачи рекомендательной библиографии

Рекомендательная библиография - вид библиографии, общественное назначение которой - содействовать общему образованию, самообразованию, воспитанию и пропаганде знаний.

Рекомендательная библиография  вид специальной традиционной и электронной библиографии, предназначенный удовлетворять потребности в библиографической информации просветительского и ориентирующего характера, основным методом которой является рекомендация читателям документов по определенным содержательным и качественным критериям на основе комплекса оценок: эстетических, этических, популярно-просветительных и пр. в целях общего, профессионального образования и самообразования, всестороннего развития личности потребителей информации, реализации интеллектуального доступа к лучшей для определенных целевых аудиторий литературе.

С помощью присущих ей методов РБ организует процесс самообразовательного чтения, формирует у читателей новые социально значимые интересы, расширяет кругозор. Комментируя литературу, предложенную читателю, РБ помогает выбору произведений для чтения, осмыслению и усвоению прочитанного. Использование читателем рекомендательных библиографических пособий содействует программированию чтения, развитию самостоятельности мышления, умению критически оценивать прочитанное. 

Являясь частью массовой информации, рекомендательная библиографическая информация общедоступна и отвечает всеобщим интересам членов общества, что обусловливает её популяризаторский, образовательно-воспитательный и пропагандистский характер. РБ обслуживает также запросы читателей, которые профессионально или в общественном плане заняты учебно-воспитательной работой: учителей, лекторов и др. Особое значение РБ имеет для библиотекарей, являясь основой всех форм пропаганды книги, руководства чтением и самообразованием. По традиции, к рекомендательно-библиографической относят также библиографическую информацию, не отвечающую всеобщим интересам, а направленную на удовлетворение только производственных потребностей читателей, осваивающих профессию, повышающих квалификацию и т. д.

Рекомендательная библиография способствует образованию, самообразованию, воспитанию, просвещению и культуре. С помощью присущих ей методов рекомендательная библиография организует процесс самообразовательного чтения, формирует у читателей новые социально значимые интересы, расширяет кругозор. Комментируя литературу, предложенную читателю, рекомендательная библиография помогает выбору произведений для чтения, осмыслению и усвоению прочитанного. Рекомендательная библиография общедоступна и отвечает всеобщим интересам членов общества, что обусловливает ее популяризаторский, образовательно-воспитательный характер. Рекомендательная библиография обслуживает также запросы читателей, которые профессионально заняты учебно-воспитательной
работой.

Рекомендательная библиография как область библиографической деятельности включает два основных компонента. Рекомендательное библиографирование - создание рекомендательно - библиографических пособий и их использование в процессах пропаганды книги и руководстве чтением.

Рекомендательность - это целенаправленная выборочность, избирательность по отношению к объектам библиографирования, четкая ориентированность библиографической информации на потребности конкретных читательских групп или отдельных читателей, активное влияние на содержание, структуру и цели чтения.

Истоки рекомендательной библиографии в нашей стране восходят к известным спискам истинных и ложных книг, посредством которых христианская религия (в России - православие) пыталась проводить свою идеологию в самые широкие массы народа. Именно в отечественной библиографии давно было осознано, что одними запретами, цензурой, сожжениями книг, их авторов и читателей, другими карательными мерами нельзя достичь поставленной идеологической цели. Да и сама идеология - это не только политика, а и более широкая система общественного сознания. Поэтому в России библиография издавна пользовалась педагогическими средствами информационного управления, руководства чтением. Те же списки истинных и ложных книг дополнялись рекомендациями ("Кириллова книга"), специально формировались круги помесячного и годового чтения (Великие Минеи Четьи, "Указец" именной указатель Арсения Высокого). В библиографические пособия, наряду с церковными, со временем все чаще включались и светские книги. Жизнь заставляла использовать библиографию не только в сугубо идеологических, но и в просветительских целях - воспитание, обучение, освоение различного рода знания, прежде всего гуманитарного, а затем и естественнонаучного, технического. Общество всегда, а тем более теперь, нуждалось в эрудитах, энциклопедистах, всесторонне и гармонично развитых людях, в профессионалах.

В этой связи не случайно, что именно XVIII в., век Просвещения, дал нам первый опыт рекомендательной библиографии. Речь идет о труде Н.Н.Бантыш-Каменского "Описание российских книг, систематическим порядком расположенных", включенном в латинский учебник риторики. Пусть вопрос о рекомендательности его спорный, но само появление этой библиографической работы подтверждает, что руководство чтением уже не могло ограничиваться чисто идеологическими задачами. Не менее существенным становится педагогический аспект рекомендательной библиографии. Это и подтверждается особенностями ее развития в середине XIX в., когда потребность в такого рода деятельности становится целенаправленной и, значит, планомерной, регулярной. При этом уже в дореволюционной России рекомендательная библиография приобретает размах, который не имеет аналога до сих пор.

Собственно возникновение рекомендательной библиографии в дореволюционной России относят к 60-м годам XIX в., когда после крестьянской реформы страна вступила на путь капиталистического развития. Требовалось всенародное повышение грамотности, профессионализма во всех сферах общественной деятельности. И именно эту задачу усилиями, прежде всего, самых прогрессивных русских педагогов стала решать рекомендательная библиография. Первым, как считает именной указатель Н.В.Здобнов, на этот зов жизни - "Что читать народу?" - откликнулся журнал "Русский педагогический вестник" (редактор - именной указатель А.И.Григорович). В майском выпуске его за 1860 г. был открыт, согласно редакционному предисловию, "особый отдел для рассмотрения книг, годных для народного образования" в виде "Библиографического указателя "Русского педагогического вестника". Книги, годные для употребления в воскресных школах и по цене более или менее доступные большинству".

Состояние

К настоящему времени в нашей стране организационно сложилась система рекомендательной библиографии, включающая российские библиотеки: РГБ, Государственную республиканскую юношескую библиотеку (ГРЮБ) и ГПНТБ России. Второй уровень составляют библиотеки субъектов Российской Федерации - республик, краев, областей. В своей совокупности на этих двух уровнях создаются рекомендательные библиографические пособия универсального, комплексного, отраслевого и тематического содержания в помощь общему (политическому, политехническому, эстетическому) образованию и самообразованию, а также пособия краеведческого характера, например: "Что читать о ... крае (области, городе)". Можно более или менее определенно говорить и о третьем уровне, который представляют различные органы ГСНТИ (в том числе и библиотеки), создающие пособия рекомендательной библиографии в помощь профессиональному образованию и самообразованию рабочих массовых профессий, повышению квалификации специалистов. Таковы, например, серия библиографических указателей "Научно-технические знания - рабочим", серия рекомендательных обзоров "Новое в науке и технике" и др.

В практике рекомендательного библиографирования наряду с традиционными жанрами пособий (библиографический список, указатель, обзор) сложились свои специфические жанры. К ним относятся: беседы о книгах, типовой каталог библиотеки, календарь знаменательных и памятных дат, семинарий, круг чтения, план чтения, листовки ("Что читать дальше?", "С чего начать?", "Прочтите эти книги"), памятка о писателе, ученом или общественном деятеле, библиографический плакат и т.д. Они могут выпускаться в качестве монографических, справочных и серийных изданий, сборников. Особое место в системе рекомендательных библиографических пособий и изданий занимают так называемые "малые формы": листовки-закладки, планы чтения, памятки, плакаты и т.п. Они отражают обычно небольшое число книг и статей и рассчитаны на конкретный эффект рекомендации и пропаганды. В качестве примера можно указать, что в форме бесед о книгах ГРЮБ подготавливает рекомендательные библиографические пособия по детской литературе, выходит уже упомянутая серия "За страницами вашего учебника". Рекомендательные библиографические закладки лежат в основе выпусков серии "Что читать дальше по истории...", составляемой Российской государственной публичной исторической библиотекой (РГПИБ).

В целом наблюдается определенный отход от основной социальной функции рекомендательной библиографии. Это относится и к выпускам библиографических энциклопедий издательства "Книжная палата". По оценке  О.П.Коршунова, "с позиций концепции "вспомогательности" библиографической информации... речь идет в сущности не о рекомендательно-библиографических пособиях как таковых, а о комплексных научно-популярных изданиях, органично сочетающих первичную научно-популярную и рекомендательно-библиографическую (вторично-документальную) информацию". И все же следует считать, что начат серьезный эксперимент. И он должен продолжаться, но совершенствоваться. Именно при наличии энциклопедического подхода можно говорить, что рекомендательная библиография осуществляет социально значимую общебиблиографическую функцию.

В современной рекомендательной библиографии можно выделить два основных направления.

Во-первых, рекомендательная библиография в помощь общему и профессиональному образованию и самообразованию, призванная содействовать подъему профессионального и общекультурного уровня подготовки кадров.

Рекомендательная библиография является сегодня непременным элементом всех форм и этапов организованного обучения. Она содействует организации самостоятельной работы студентов над изучаемыми дисциплинами, обеспечивает внеклассное чтение школьников, какую бы подготовку ни получил человек в процессе организованного обучения, она не может быть достаточной. Жизнь требует постоянного обновления полученных в учебном заведении знаний. Речь идет о непрерывном образовании на протяжении всей жизни человека, которая во многом зависит от правильной организации самообразовательного чтения. В решении этой важной социальной проблемы активно участвует рекомендательная библиография.

Задачи профессионального самообразования вытекают из необходимости постоянно повышать уровень подготовки кадров современного производства, работников науки и культуры, сферы обслуживания.

При дальнейшем совершенствовании рекомендательной библиографии в нашей стране следует сохранить все лучшее, что было уже накоплено в прошлом, развивать ее в качестве составной части ГСНТИ. В любом обществе существуют определенные идеологические, культурологические, образовательные и воспитательные задачи, которые требуют обязательного и целенаправленного решения, внедрения в индивидуальное и общественное сознание. И здесь важнейшая роль принадлежит рекомендательной библиографии. Вот как.

Указатели

?

Центры

Главным центром в области теории и практики рекомендательной библиографии является РГБ, основные направления деятельности которой составляют: подготовка рекомендательных пособий, организационно-методическая работа, научно-исследовательская работа. Она создает рекомендательные библиографические пособия универсального содержания. Специфическую роль играет в системе рекомендательной библиографии РНБ, основное внимание уделяя проблемам обслуживания массовых профессий работников промышленности и сельского хозяйства. ГПНТБ России является головным центром рекомендательной библиографии по отношению к научно-техническим и специальным библиотекам различных ведомств, входящим в ГСНТИ.

До недавнего времени ведущим в области рекомендательной библиографии было издательство "Книга", которое в основном централизованно и выпускало подготовленные в органах ГСНТИ и библиотеках серии: "За страницами вашего учебника", "В мире прекрасного", "Страны и народы мира" и др. Теперь эту функцию осуществляет издательство "Книжная палата". Оно подготовило и в настоящее время (с 1988 г.) реализует проект выпуска рекомендательных библиографических изданий, взяв за основу четыре вида их: энциклопедия, справочник, антология, путеводитель.

Методика

В практике рекомендательного библиографирования наряду с традиционными жанрами пособий (указатель, список, обзор литературы) сложились свои специфические жанры. К ним относятся:

  •   беседы о книгах
  •   календари знаменательных и памятных дат
  •   календари-альманахи
  •   иллюстрированные календари
  •   библиографические хроники и летописи
  •   дайджесты (пресс-дайджесты)
  •   библиографические очерки
  •   путеводители
  •   библиографические справочники
  •   библиографические пособия-игрушки и т.д.

Библиографический список включает сведения о произведениях, как правило, по узкой, конкретной теме или вопросу. Он чаще всего невелик по объему (15-20 наименований), прост по структуре, не имеет справочного аппарата.

Вариантами библиографических списков являются памятки читателю, книжные закладки и др. малые формы библиографического пособия.

Библиографические записи в списке содержат аннотации рекомендательного или справочного характера, сопровождаются вступительными текстами, вводными замечаниями. Они кратко характеризуют содержание темы, раскрывают ее значение. В аннотациях отмечаются особенности каждой книги – содержание, формы изложения, подчеркивается ее значение и место в ряду других книг по данной теме.

При подготовке рекомендательных библиографических пособий в качестве основных источников используются, как правило, популярные библиографические пособия и небольшой круг основных периодических изданий по теме пособия, государственные библиографические указатели, каталоги и картотеки библиотек и другие источники используются как дополнительные.

В рекомендательных (популярных) пособиях понятие «учетный период» весьма размыто, поскольку их задача — предоставить пользователям сведения о наиболее ценных и актуальных документах. Как правило, под этим подразумевается документопоток за последние годы, однако в зависимости от тематических границ и аспектов раскрытия темы соображения целесообразности могут диктовать включение документов более ранних лет создания при условии сохранения их научной значимости, ценности и актуальности.

Задачи

Одна из важнейших функций рекомендательной библиографии — формирование культуры чтения как необходимого компонента общей культуры личности, воздействовать на читательскую активность личности.


Надо доделать бы.