Принят Конференцией
Российской библиотечной ассоциации,
XVI Ежегодная сессия,
26 мая 2011 г., город Тюмень.
Преамбула
Настоящий Кодекс определяет нравственные основы профессиональной деятельности российского библиотекаря.
Российский библиотекарь руководствуется следующими убеждениями:
- – библиотека является необходимым и важнейшим учреждением, выполняющим информационную, образовательную, культурную, досуговую и другие функции, отвечающие потребностям личности и общества в целом;
- – распространение знаний и информации является важным условием общественного развития, модернизации и процветания России, способствует социальной стабильности и справедливости;
- – библиотечные ресурсы являются основой для сохранения, развития и распространения культурного достояния, духовных традиций, всего многообразия национальных культур и языков народов Российской Федерации и других стран;
- – гуманизм является мировоззренческой основой библиотечной профессии;
- – общественный характер библиотечной профессии основывается на чувстве социальной ответственности.
В отношениях с обществом библиотекарь
- – руководствуется профессиональным долгом, а не личными взглядами или предпочтениями политических, экономических, религиозных и других организаций;
- – противостоит цензуре, экономическим, политическим и иным барьерам при обеспечении доступа пользователей к информации, знаниям и культурному наследию;
- – соблюдает установленные законом меры по предотвращению использования информации в целях насилия, распространения расовой и религиозной ненависти, национальной, политической и другой дискриминации;
- – способствует позитивному межкультурному диалогу этнических, языковых и культурных групп, представленных в обществе;
- – стремится к развитию партнерских отношений с органами власти, общественными организациями и различными учреждениями в целях содействия развитию библиотек и повышения их социальной значимости.
В отношениях с пользователем библиотекарь
- – уважительно и доброжелательно относится ко всем пользователям, реальным и потенциальным;
- – обеспечивает высокое качество библиотечных услуг и высокий уровень культуры общения;
- – обеспечивает права пользователя на поиск, отбор и получение информации и знаний, в том числе посредством современных информационно-коммуникационных технологий;
- – обеспечивает права пользователя на доступ к культурным ценностям и инициирует участие пользователя в культурной жизни общества;
- – обеспечивает равенство прав пользователей на библиотечное обслуживание, вне зависимости от их пола, расы, национальности, имущественного или должностного положения, политических или религиозных убеждений, состояния физического здоровья;
- – способствует социализации личности, формированию гражданского сознания;
- – содействует развитию информационной культуры личности;
- – пропагандирует книгу и чтение как источник интеллектуального и духовного развития личности, способствует формированию и развитию культуры чтения;
- – содействует интеллектуальному и духовному развитию пользователей-детей и юношей;
- – не рекомендует недостоверные, заведомо ложные материалы, сознает опасность и вред, который они могут нанести личности и обществу;
- – защищает право пользователя на частную жизнь и конфиденциальность сведений о его информационной деятельности, руководствуясь при этом чувством социальной ответственности.
В отношениях с коллегами библиотекарь
- – проявляет доброжелательность, уважение и честность;
- – участвует в формировании корпоративной культуры коллектива и следует ей в целях эффективной совместной работы и товарищеской взаимопомощи;
- – способствует профессиональному становлению молодых кадров;
- – соблюдает принцип конфиденциальности личной информации;
- – стремится заслужить свою репутацию профессионализмом и моральными качествами, не прибегает к нечестным приемам соперничества;
- – результаты сторонней интеллектуальной деятельности использует добросовестно, не допуская плагиата.
По отношению к своей профессии библиотекарь
- – стремится к профессиональному развитию и повышению квалификации, культурному самообразованию как неотъемлемым условиям выполнения своей социальной миссии и профессионального долга;
- – прилагает усилия к повышению социального престижа своей профессии и признанию ее перспективной роли в информационном обществе;
- – заботится о своем внешнем виде как неотъемлемой части формирования позитивного имиджа профессии;
- – в ходе профессиональной деятельности не допускает получения личной материальной или иной выгоды за счет пользователей, коллег, книготорговых фирм и других поставщиков товаров и услуг;
- – не совершает поступков, наносящих ущерб престижу библиотечной профессии, заботится о ее высоком общественном признании.
Соблюдение Кодекса
Знание и соблюдение Кодекса является делом чести, совести и профессиональной ответственности каждого российского библиотекаря.