Координация и кооперация библиотек России

Координация и кооперация библиотек России

Среди наиболее масштабных проектов, реализованных в РФ, следует назвать программу ЛИБНЕТ — программу создания общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети.

В реализации этой программы участвовали библиотеки Министерства культуры РФ, научно-технические библиотеки, библиотеки вузов, медицинские, сельскохозяйственные, библиотеки системы РАН, библиотеки школ и средних специальных учебных заведений. Она создавалась в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации», принятом в 1995 г. Согласно этому закону, библиотечные фонды и информационные продукты библиотек были включены в состав государственных общедоступных информационных ресурсов, и на библиотеки была возложена задача обеспечения полноты удовлетворения общественного спроса на информацию. Под информатизацией библиотек при этом понималась автоматизация (компьютеризация) библиотечно-информационных процессов и создание информационных ресурсов на основе новых информационных технологий.

В области автоматизации библиотечно-информационных процессов единственной функционирующей в масштабе страны системой является автоматизированная система российского сводного каталога по научно-технической литературе, поддерживаемая ГПНТБ РФ с 1987 г. При этом наблюдается тенденция к развитию подобных систем — систем корпоративности первого уровня в регионах России. Наиболее отчетливо это проявилось в Москве, Санкт-Петербурге, Кемерове и Томске. За период с 1999 по 2002 г. в России было создано 13 консорциумов. Их деятельность охватила 43 региона. В 2002 г. было создано объединение консорциумов—Ассоциация региональных библиотечных консорциумов (АРБИКОН).

Учредителями АРБИКОН выступили Российская книжная палата, Некоммерческий фонд поддержки книгоиздания, образования и новых информационных технологий «Пушкинская библиотека» и Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.

В состав АРБИКОН вошли региональные библиотечные консорциумы: Корпоративная сеть библиотек Урала (http: //consensus.eunnet.net), Корпоративная библиотечная сеть г. Казани (http: //libnet.soros.ksu.ru), Корпоративная сеть московских библиотек (http://corporate.gpntb.ru), и многие другие (список: https://arbicon.ru/about/members.html).

Число участников каждой из региональных библиотечных систем расширяется и деятельность ряда из них носит межрегиональный характер, охватывая большую территорию соседних и даже более отдаленных регионов. Так, в 2002 г. в Новосибирскую библиотечную систему вошли Научная библиотека Амурского государственного университета (Благовещенск), Научная библиотека Иркутского государственного университета, Научная библиотека Красноярского государственного университета, Научная библиотека Алтайского государственного университета (Барнаул) и Кемерове и областная научная библиотека нм. В. Д. Федорова.

Корпоративных систем более высокого, второго уровня, аналогичных таким зарубежным системам, как OCLC, RLIN и PICA, в России пока нет. Первой попыткой построения такой системы является проект российского центра корпоративной каталогизации (РЦКК), разработанный ГПНТБ России по инициативе Министерства культуры РФ в кооперации с рядом библиотек.

В дальнейшем развитие корпоративных библиотечных систем позволит библиотекам наряду с генерированием сводных электронных каталогов путем распределения обработки новых поступлений совместными усилиями:

  • осуществлять ретроконверсию;
  • создавать полнотекстовые базы данных (электронные библиотеки) путем формирования в электронном виде своей части коллекции, доступной для отдаленных пользователей; организовывать службы заказа электронной доставки документов:
  • интегрировать корпоративные ресурсы в мировое информационное пространство;
  • осуществлять рекламирование создаваемой информационной продукции и предоставляемых услуг.

Для успешной деятельности таких корпоративных библиотечно-информационных систем необходимо:

  • четкое разграничение полномочий между участниками;
  • использование общих авторитетно-нормативных файлов;
  • использование единых коммуникативных форматов или обеспечение их конвертирования;
  • разработка и внедрение программ обеспечения присутствия библиотек в рамках консорциума;
  • качественное и оперативное выполнение всеми участниками взятых на себя обязательств.

В целом же корпоративность выступает сегодня ведущей тенденцией развития библиотечно-информационных систем и технологий.

Вхождение в информационное общество является составной частью государственной политики РФ, что было закреплено подписанием Президентом РФ В. В. Путиным в 2000 г. Окинавской декларации глобального информационного общества. Модернизация системы государственного управления и экономики и модернизация социальных институтов на базе применения новейших информационно-коммуникационных технологий осуществляется в ходе реализации таких программ как «Развитие информатизации в России на период до 2010 г.», «Развитие единой информационно-образовательной среды российской Федерации в 2002-2006 гг.», «Создание и развитие информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти 2001-2007 гг..» и «Электронная Россия» (2002-2010гг.).

В России в отличие от других индустриальных и постиндустриальных стран само понятие «информационное общество» связывается с применением новейших технологий вне социального контекста улучшения условий жизни населения и рассматривается на уровне общегосударственных программ и концепций практически без упоминания библиотек. Но при этом само библиотечное сообщество России занимает активную позицию, нацеленную не просто на востребованность библиотек в информационном обществе, а на восприятие обществом библиотек как одного из самых главных общественных институтов. Об этом свидетельствуют, в частности, проекты, реализуемые в рамках программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Одним из них является программа «Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек» (www.pcpi.ru). В рамках ее реализации к концу 2003 г. было открыто более 1 200 центров правовой информации. Среди наиболее активных участников этого движения Смоленская область, где целенаправленно реализуется проект администрации области «Региональная сеть электронных центров и пунктов деловой и правовой информации на базе библиотек, научных и учебных заведений, центров поддержки предпринимательства Смоленской области». В 2003 г. в Смоленской областной научной библиотеке был создан новый электронный центр правовой и деловой информации. Особо следует выделить также проект Научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы Кузбасса. «Кемеровский проект» нацелен на развитие плодотворных отношений между библиотеками и многими другими, прежде всего образовательными, учреждениями Кузбасского региона. Проект нацелен на интеграцию жителей Кузбасского региона в глобальное информационное общество на основе формирования информационной личности.