Объект, предмет, структура, цель изучения и понятийно- категориальный аппарат философии науки
Объектом дисциплины является наука. История и
философия науки представляют собой междисциплинарный массив знаний,
охватывающий несколько предметных областей. Это:
- природа и структура науки;
- наука как социокультурный феномен;
- трансформация форм научного познания в потоке исторического
времени и эволюция научного знания;
- наука в контексте смены мировоззренческих парадигм и типов рациональности
и т. д.
Можно сказать, что предметом дисциплины является
историко-философское измерение науки.
Автором термина «философия науки» является Е. Дюринг
(1878 г.). Существует множество определений философии науки, среди которых:
- Философия науки исследует закономерности и тенденции научного
познания.
- Она изучает структуру и развитие научного знания.
- Постигает природу науки, её структурные элементы в их взаимосвязи
и взаимодействии.
- Исследует проблемы возникновения и роста научного знания на
различных стадиях общественного развития, рассматривая рациональные методы
и нормы достижения объективно истинного знания.
- Является областью философии, имеющей своим предметом природу и
историю научного знания, формы и методы его построения и развития.
- «Философия науки занимается преимущественно изучением методов и
принципов, на основе которых ученые истолковывают факты, формулируют
законы и выдвигают гипотезы, а также исследует процесс развития самой
науки. Иначе говоря, философия науки рассматривает внутреннее логическое
функционирование научного механизма» (Мэл Томпсон).
История — это социально-гуманитарная отрасль знаний,
которая постигает событийное прошлое человечества в формате хронотопа
(пространственно-временного контекста). История науки изучает процесс развития
научных идей, методов, теорий, институтов, коллективов и сообществ.
Цель изучения данной дисциплины состоит в философском
осмыслении науки, постижении фактического и мировоззренческого содержания
этапов её генезиса с дальнейшим использованием полученных знаний и навыков в
теоретической и практической профессиональной деятельности. Предполагается
решение следующих задач:
- изучить предметную, структурную и функциональную конфигурацию
дисциплины, усвоить её концептуальный каркас;
- интерпретируя науку как систему знаний, освоить проблемные
сегменты эпистемологии (теории познания) с выходом на онтологические
вопросы;
- в историко-философском ракурсе рассмотреть развитие науки,
сформулировав и обнаружив варианты решения проблемы роста научного знания;
- исследовать архитектонику науки, теоретические и прикладные
составляющие её логико-методологического арсенала;
- раскрыть антропный и социально-культурный аспект науки, специфику
её отношений с другими формами духовной жизни.
Изучаемая дисциплина включает три относительно
автономные рубрики (содержательные модули): «Наука в историческом и философском
измерении» (темы 1-5), «Наука в логико-методологическом измерении» (темы 6-8),
«Наука в социально-культурном измерении» (темы 9-10).
Философия науки как самостоятельная область знания
начала складываться в середине XIX века. У истоков современной философии науки
стояли такие мыслители, как Уильям Уэвелл, Джон Стюарт Милль и Огюст Конт.
Можно смело сказать, что без таких мыслителей классической эпохи, как Ф. Бэкон,
Р. Декарт, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм и, конечно, И. Кант, генезис философии
науки был бы весьма проблематичным.
В структуре философии науки можно выделить историю
науки, историю философии науки, эпистемологию, логику и методологию научного
исследования, социологию науки, этику науки; дисциплинарно — философию физики,
философию математики, философию биологии и т. д.
Выше была отмечена междисциплинарность истории и
философии науки. Она связана с естествознанием, прежде всего с физикой,
математикой, логикой, семантикой и т. д. Естествознание — массив наук о
природе, её структурных элементах в их взаимосвязи и взаимодействии.
Структурные элементы природы фиксируются с помощью таких понятий, как
«система», «сфера», «процесс», «вещь», «объект», «организм» и т. д. Формальная
логика — наука, изучающая общезначимые формы, законы, принципы и операции
абстрактного мышления. Семантика, в свою очередь, изучает отношение между
знаками и тем, что они обозначают, а также сами эти отношения. Междисциплинарность
обусловливает многоуровневую структуру понятийно-категориального аппарата.
Понятие представляет собой тот материал, которым мы
оперируем в любой мыслительной деятельности, в том числе в рассуждениях. Любой
универсум рассуждений базируется на системе понятий и категорий. Они
репрезентируют различные миры, выступая в качестве их семантических маркеров.
Понятие является строгой и однозначной формой мышления, поскольку в ней, в
отличие от суждения, фиксируется целостность существенных признаков как
отдельных предметов (свойств, отношений), так и соответствующих классов.
Наличие такого коллективного интеллектуального инструмента, как понятие,
гарантирует стабильность индивидуального мышления и возможность понимания.
Поэтому закономерно, что наука начинается с констатации и уточнения
понятийно-категориального аппарата. В нашей дисциплине этот аппарат включает
общефилософские, частнофилософские, общенаучные и частнонаучные категории,
термины и понятия.
Определение философии. Философия и мировоззрение
Теперь вернемся к истокам — собственно, к философии и
вспомним, что из себя представляет эта форма общественного сознания и
специфический тип знания. Предлагаем ряд определений (сущностных и
функциональных) ключевого концепта.
Пифагор: «Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них
состязаться, иные торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в жизни, —
иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как
философы — до единой только истины».
Гераклит: задача философии — поиск истины.
Софисты: цель философии — научить мудрости. Мудрость
софисты отождествляли не с достижением объективной истины, а с умением
доказывать то, что каждый считает правильным и выгодным.
Платон: «Философия — это уподобление Богу в меру
человеческих сил»; философия — это познание сущего, её задача — обнаружение
вечных и абсолютных истин.
Аристотель: философия — это исследование причин и
принципов вещей, задача философии — постижение всеобщего в самом мире.
Эпикур: философия — это путь достижения счастья.
Эпоха Средневековья: философия — «служанка
богословия», её задача состоит в подкреплении положений христианской доктрины.
Ф. Бэкон: философия — целостная единая наука,
облеченная в понятийную форму.
И. Кант: философия — наука об отношении всего познания
к целям человеческого разума.
В. Виндельбанд: «Философия — это научное разъяснение
общих вопросов миропознания и жизнепонимания».
Б. Рассел писал: философия — это ничейная земля между
богословием и наукой.
К. Ясперс: «Философия не может быть чисто научным
знанием, ибо не может отвлечься от внутреннего мира самого философствующего»,
цель философии — постижение общего и фундаментального в существовании человека.
М. Хайдеггер: «Философия — последнее выговаривание и
последний спор человека… Ностальгия — вот фундаментальное настроение
философствования о мире, конечности и отъединенности».
Фридрих Вайсман: «Философия — это логический анализ
наших мыслей».
Уильям Хадсон: философия — это, прежде всего,
«аналитическое описание структуры религиозной веры. Она раскрывает то, чем религиозная
вера по своей логической структуре похожа и чем она отличается от науки и
морали».
Д. Денет: «Философия — это деятельность, помогающая
ставить вопросы в тех областях, где еще неясно, как ставить вопросы».
В. Васильев: «Философия — это предприятие, главной
задачей которого является прояснение обыденных интуиций человеческого сознания
с помощью концептуализаций».
М. Эпштейн: философия представляет действительный мир
как один из возможных; «овозможнивает» его; все, что мыслится философски,
обнаруживает свою способность быть иным.
В. Степин: «Философия — особая форма общественного
сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных
принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных
характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во
всех её проявлениях».
Всякая философия есть мировоззрение, но не всякое
мировоззрение — это философия. Ханс Майер пишет: «Мировоззрение скрывает в себе
философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и
включает в себя не только знание о космосе, но также и оценки, переживаемые
субординации ценностей, включает все формы жизни».
Другими словами, мировоззрение — это систематическое
единство ценностей, идей, идеалов, интересов, убеждений и предпочтений
относительно сущности природных и социальных явлений.
Мировоззрение есть результат отражения человеком мира.
Глубина этого отражения различна. Простейший вид отражения имеет место на
уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением
(миросозерцанием). Следующие по глубине уровни отражения — мировосприятие и
миропредставление. Здесь конструируется цельная картина мира, обозначается
взаимосвязь процессов и явлений и делается шаг к миропониманию посредством
понятийного отражения. И, наконец, последний шаг — мирообъяснение как
способность вскрывать закономерности и сущность явлений и процессов, выходить
на уровень предельных абстракций, универсалий, то есть понятий, которые
невозможно обобщить.
Можно выделить типы мировоззрения — обыденный и
теоретический, а также его исторические виды — мифологический, религиозный,
научно-философский. Таким образом, философия (как, впрочем, и наука) — это
высший уровень и тип мировоззрения.
Многозначность концепта «наука» и многообразие его значений
Концепт «наука» обладает полисемией, что означает наличие у него нескольких
значений и интерпретаций. Это связано с тем, что наука как явление охватывает
широкий спектр аспектов и функций в обществе. Ниже представлены различные
дефиниции и трактовки науки:
1. Наука
как система знаний: Наука определяется как структурированная система
знаний, основанная на фактах, теориях и законах, которые проверяются и
обосновываются через наблюдения и эксперименты.
2. Наука
как процесс познания: Наука рассматривается как процесс познания, где
исследуются закономерности и связи в природе и обществе. Этот процесс включает
в себя методы и подходы, используемые для получения и систематизации знаний.
3. Наука
как деятельность: Наука понимается как целенаправленная деятельность,
целью которой является производство новых знаний, развитие теорий и применение
их в различных областях, включая технологию, медицину и социологию.
4. Наука
как социальный институт: Наука рассматривается как социальный
институт, который формируется в результате взаимодействия ученых, научных
организаций и общества в целом. Она включает в себя институты, лаборатории и
сообщества, которые осуществляют научные исследования.
5. Наука
как культурная форма: Наука рассматривается как важный компонент
культуры, играющий роль в формировании мировоззрения, ценностей и норм
общества. Научные открытия и достижения оказывают значительное влияние на
развитие культурных, социальных и экономических процессов.
6. Наука
как основание для технологий: Наука воспринимается как основа для
технологического прогресса. Научные исследования служат источником инноваций,
которые приводят к созданию новых технологий и улучшению качества жизни.
7. Наука
как критическая оценка знаний: Наука включает в себя самокритический
подход, позволяющий пересматривать существующие теории и концепции. Этот аспект
подчеркивает, что наука постоянно развивается и адаптируется к новым данным и
вызовам.
Английское слово «science» (наука) происходит от
латинского «scientia» (знание). В философии науки существует мнение, что
современное значение термина «наука» впервые было использовано британским
теологом и естествоиспытателем У. Уэвеллом в 40-е годы XIX века, который также
ввёл в употребление слово «scientist» (учёный). Иногда пальму первенства в
внедрении слова «наука» отдают О. Конту. До 30-40-х годов XIX века слово
«наука» часто использовалось как синоним термина «учение». До середины XIX века
для обозначения той области знаний, которую сегодня мы называем «наукой»,
применялся термин «натурфилософия».
Современная наука начала формироваться в XVII-XVIII
веках. С XVII века начали возникать национальные научные организации, такие как
«Академия опыта» во Флоренции (1657), Английское королевское общество (1662),
Парижская Академия наук (1666), Берлинская Академия (1672), Российская Академия
наук и художеств (1725) в Петербурге и др. С середины XIX века наука становится
самостоятельной сферой общественной жизни. В это время начинают появляться
научные лаборатории при университетах, на предприятиях, а также создаются
государственные и частные научные центры. Наука превращается в социальный
институт, что создает потребность в осмыслении её истории, закономерностей,
форм организации и развитии методологии научных исследований, то есть возникает
философия науки.
Основные отличительные признаки науки в её современной
интерпретации:
- Установка на исследование законов преобразования объектов,
реализующая предметность и объективность научного знания.
- Выход науки за рамки предметных структур производства и обыденного
опыта, изучение объектов независимо от возможностей их производственного
освоения.
Наука имеет несколько аспектов, таких как
институциональный, организационный, эпистемологический, психологический,
экономический, этический и другие.
Что же такое наука? Варианты ответов на этот вопрос
разнообразны, начиная с поиска общего понятия:
- Наука — абстрактно-логическая система знаний и законов мира.
- Наука — результат познавательной деятельности.
- «Наука» — общее понятие для всего комплекса наук.
- Наука — деятельность по производству знаний.
- Наука — «локомотив» прогресса.
- Наука — массив специализированного знания.
- Наука — форма социальной памяти.
- Наука — форма общественного сознания.
- Наука — форма индивидуальной памяти.
- Наука — система законов мира.
- Наука — теоретическое моделирование действительности и возможных
миров.
- Наука — особая сфера культуры.
Определения конкретных мыслителей:
- «Наука — это поэтическое вопрошание природы; поэт выступает
одновременно как созидатель, активно вмешивающийся в природу и исследующий
её» (И. Пригожин).
- «Наука — созданное нами концептуальное средство, служащее для
связи одного сенсорного возбуждения с другим» (У. Куайн).
- «Наука является знанием, она ищет общие законы, связывающие
большое количество частных фактов» (Б. Рассел).
- «Наука — это исследование истины, формулирующее и обосновывающее
истинные суждения относительно мира, природы или природного бытия» (М.
Вартофский).
- «Наука — это особый вид познавательной деятельности, направленный
на выработку объективных, упорядоченных и обоснованных знаний о мире» (В.
С. Степин).
Деятельностное бытие науки внешне выражается в
становлении соответствующих научных отношений и научных институтов. Так
формируется научная сфера общества, которая включает:
- Научные потребности.
- Научные способности.
- Научную деятельность.
- Научные отношения.
- Научные институты.
В историческом становлении любой науки прослеживаются
следующие направления её самоопределения:
- Предметология —
определение и обоснование своего предмета.
- Терминология —
разработка своего категориального аппарата.
- Методология —
определение специфических методов исследования.
- Логика научного исследования — следование его законам, принципам и операциям абстрактного
мышления.
- Номология — выявление
законов своей предметной области.
- Праксиология —
определение своей практической значимости.
Можно выделить три уровня научного познания.
На эмпирическом уровне осуществляется процесс
получения знаний в результате взаимодействия человека (субъекта) с природной
или социальной средой (объектом) через органы чувств. Исследователь получает
конкретную информацию о единичных явлениях, используя методы наблюдения,
эксперимента и измерения.
Теоретический уровень включает систематизированное
выражение сущности изучаемого явления в форме понятий, суждений и
умозаключений.
Философский уровень позволяет установить место
предмета науки в системе мира и связать его с мировоззрением.
Вопрос о критериях классификации наук не является
простым, так как в настоящее время насчитывается около 900 сложившихся наук, а
ещё 700 претендуют на подобный статус. Тем не менее, по предмету науки
классифицируются на естественно-математические, социально-гуманитарные и
технические. По целевому назначению — на фундаментальные и прикладные. По
методу — на теоретические и эмпирические. По институтам — на академическую,
отраслевую, вузовскую и общественную науку.
Выше упоминалось о мировоззрении. Часто в качестве
синонима слова «мировоззрение» используют понятие «картина мира». Существуют
различные уровни систематизации знаний в научной картине мира, которые выделяют
три основных типа. Соответственно можно указать на три основных значения, в
которых применяется понятие «научная картина мира» при характеристике процессов
структуры и динамики науки. Во-первых, оно обозначает особый горизонт
систематизации знаний, полученных в различных науках. В этом значении говорят об
общей научной картине мира как целостном образе, включающем представления о
природе и обществе. Во-вторых, термин «научная картина мира» обозначает систему
представлений о природе, складывающуюся в результате синтеза достижений
естественнонаучных дисциплин. Аналогичным образом это понятие может обозначать
совокупность знаний, полученных в гуманитарных и общественных науках.
В-третьих, им обозначается горизонт систематизации знаний в отдельной науке,
фиксируя целостное видение предмета данной науки, которое меняется с переходом
от одного этапа к другому.
Мировоззренческие установки учёных неизбежно
трансформируются в функции науки, целостно выражающие её структуру, такие как
объяснение, понимание и предсказание. Объяснение — это подведение явления,
факта или события под некоторый общий закон, теорию или концепцию. Понимание —
это способ интерпретации явлений, как природной, так и духовной
действительности. Предсказание — это вывод предположений о фактах или явлениях
из установленных законов и теорий; эти предположения остаются гипотезами до тех
пор, пока не будут подтверждены эмпирически.
Таким образом, философия — это аналитическое и
критическое преодоление бытия в сознании людей, концептуальное моделирование
реальности и возможных миров, а также постановка и решение фундаментальных
мировоззренческих проблем. Изучаемая дисциплина исследует онтологические
основания науки, её эпистемологические и логико-методологические аспекты, а
также исторические и социально-культурные характеристики научно-познавательной
деятельности, которую мы кратко именуем наукой. Наука представляет собой
исторически изменчивую форму общественного сознания и вид деятельности, а также
специфический тип знания. Соответственно, научное исследование — это системный,
логически и методологически обоснованный процесс поиска, форматирования и
трансляции нового знания.