Арабская, среднеазиатская и еврейская философия Средневековья

Расцвету схоластики в Западной Европе в XIII в. предшество­ вало прогрессивное развитие арабской философии, философии Средней Азии и еврейской философии. Поворотным пунктом в раз­витии философии этих стран было усвоение учения Аристотеля в соответствии с новыми историческими задачами и достижениями науки, в особенности математики, астрономии и медицины. Были разработаны многие самобытные философские идеи. В этих реги­ онах было немало талантливых, крупных и разносторонних мыслителей. Мы рассмотрим наиболее крупных из них.

Авиценна

Под этим именем был известен в Европе Ибн Сина (ок. 980—1037) — необычайно разносторонний мыслитель, фило­ соф и политик, астроном и алхимик, врач, поэт и музыкант. Им на­ писано более 100 книг. Особой славой пользовался «Медицинский канон», остававшийся в течение веков одной из руководящих книг по теории и практике врачевания. Основным его философским тру­ дом была энциклопедическая «Книга исцеления», разделявшаяся на логику, физику, математику и метафизику. Авиценну называли «князем философов» и «князем врачей». В своих собственно фило­ софских воззрениях он развивал идеи восточного аристотелизма в области метафизики, гносеологии, логики и отчасти онтологичес­кие концепции неоплатонизма. Авиценна отрицал творение мира во времени. Он рассматривал сущее как вневременную эманацию Бога; миру как вечной длительности во времени соответствует веч­ ный Бог, а душа человека есть нечто бессмертное — она есть духов­ ная форма тела (в аристотелевском смысле). В трактовке универса­ лий он исходит из того, что общие идеи существуют трояко: до вещи в божественном разуме, в вещи как сущность единичного и после вещи в человеческом разуме, который абстрагирует общее из вещей. Труды Авиценны были переведены в Европе, они изучались и изучаются поныне; особенно ценны его медицинские идеи и уди­ вительно утонченная практика врачевания. Некоторые фундамен­ тальные учения, прославившие крупных западноевропейских фи­ лософов XIII в., были заимствованы у Авиценны и других арабо- язычных мыслителей. Таково, например, введенное Авиценной различение сущности и существования. 

Аверроэс

— арабский философ Ибн Рушд (1126—1198), пред­ ставитель восточного аристотелизма, автор и медицинских трудов. В трактате «Опровержение опровержения» он отвергал нападки теологов на философию, отстаивая права разума в познании. Им проведено разграничение рациональной религии, доступной не­ многим образованным, и образно-аллегорической религии, до­ ступной всем, что явилось одним из источников теории двойствен­ной истины . Аверроэс исходил из признания вечности мира и безначальности первоматерии. Он трактовал сотворенность мира Богом в том смысле, что Бог, «совечный миру», превращает в дей­ ствительность потенциальные формы первоматерии. Абстракт­ ный мировой Ум (Нус), в аристотелевском его понимании, рас­ сматривается как единая безличная субстанция, общая для всех людей и воздействующая извне на души всех людей. Он отрицал идею бессмертия индивидуальной души. Эти идеи Аверроэса ока­ зали большое влияние на развитие европейской средневековой философии.

Ибн Рушд твердо стоял на точке зрения, что первоматерия не- сотворима и она не может исчезнуть. Признавая бытие Бога, он считал, что Бог не предшествует бытию материи (она «совечна» ему) и что функция Божества — превратить потенциальные, внут­ ренне присущие первоматерии формы в действительные. Движе­ ние столь же вечно, как и материя. Движение — возникновение, изменение и разрушение — содержится как возможность в самой материи.

Еврейская философия, будучи близкой к арабской, не раство­ ряется в ней и имеет самостоятельное значение. Она выдвинула несколько значительных фигур, оказавших большое влияние на европейскую философскую мысль. Одним из крупнейших еврей­ ских мыслителей средневековья был Маймонид.

Маймонид (Моисей бен-Маймун, 1135—1204) стремился ра­ционализировать иудейскую теологию на основе учения «царя философов» Аристотеля, что, по его мнению, дает единственно правильное руководство для «заблудших и колеблющихся». По Маймониду, нужно верить в то, что не противоречит разуму, но это не значит, что все может быть им доказано. Текст Священ­ ного Писания нельзя толковать буквально, нужно «одухотво­ ренное» объяснение «буквы закона». Согласно Маймониду, фи­ лософия ведет к интеллектуальному, нравственному и телесно­ му совершенству. Он был сторонником идеи о сотворении мира Богом и критиковал Аристотеля за признание им вечности и несотворимости мира. Учение Маймонида о независимости зна­ ния от веры и подчинении знанию буквального смысла библей­ ских выражений показалось раввинам непозволительным огра­ ничением библейского авторитета, «продажей Священного Пи­ сания грекам».-Споры за и против Маймонида временами достигали крайнего ожесточения. Труды Маймонида приобрели большую известность в Западной Европе и оказали значительное влияние на развитие средневековой мысли.