Философское учение Вл. Соловьева

Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900) — выдающийся, ис­тинно гениальный мыслитель России, поражающий многограннос­тью своих интересов. В его жилах билась кровь проповедника, пуб­ лициста, оратора, литературного критика, поэта, иной раз даже ка­ кого-то пророка и вообще человека, преданного изысканным духовным интересам 1 . Для философа по призванию, как сказал Вл. Соловьев, нет ничего более желательного, чем осмысленная или проверенная мышлением истина; поэтому он любит самый процесс мышления как единственный способ достигнуть желанной цели и отдается ему без всяких посторонних опасений и страхов. К нему еще более, чем к поэту, приложима заповедь А.С. Пушкина поэту:

Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.

Он обладал удивительной эрудицией вообще и прежде всего глубоким знанием мировых философских систем и учений и кри­ тиковал такие их недостатки, как отвлеченность и односторон­ность: одни подчеркивали всеобщее и рационализм, а другие впа­ дали в противоположную крайность — эмпиризм, частное. И та, и другая крайности заводили философскую мысль в тупик, пре­ граждая путь к адекватному осмыслению единого сущего. Он пер­вым в России создал свою особую философскую систему. По сло­вам С. Булгакова, философская система Вл. Соловьева есть самый полнозвучный аккорд в истории философии. Предельно высшим единством сущего, по Соловьеву, является Бог. Вся глубина и полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности, энергийно-волевой, всеблагой, любящей и милостивой, но наказующей за грехи. Именно Бог олицетворяет положительное всеединство сущего. Все неисчислимое многообразие сущего скреплено боже­ственным единством. Все материальное одухотворено божествен­ ным началом, выступая в качестве мировой души, или Софии, т.е. смыслонаполненностью вещей и событий, что связано с идеей творческого мастерства. Таким образом, стержневым принципом философии Соловьева является философия положительного все­ единства. Сущее содержит в себе благо как проявление воли, ис­ тину как проявление разума и красоту как проявление чувства. Из этого вытекает принцип: Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Эти три начала — благо, истина и красота — составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь — силу, подрывающую корни эгоизма.

Рассматривая роль философии в истории человечества, Соло­ вьев ставит вопрос: «Что же делала философия?» — и отвечает: «Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровения истинного Божества... Она делает человека вполне человеком».

Им была заложена основа собственно философского принципа всеединства — оригинального и глубоко продуманного принципа нашей философии, обогатившего сокровищницу мировой фило­софской мысли. Соловьев развил плодоносную тенденцию к син­тезу философской и богословской мысли, рационального и ирра­ционального типов философствования, единения западной и вос­точной культурных традиций.

Реальный мир представал у Соловьева как самоопределение, или воплощение абсолютно-сущего, — это тело Божие или мате­ рия Божества, субстанциональная премудрость Бога, проникну­ тая началом божественного единства, посредником между ними выступала София — Мудрость Божия. Разделяя, таким образом, общехристианский взгляд на природу как на творение Бога, Соло­вьев не мог признать его совершенным, но лишь идущим к совер­шенству. Эмпирический, материальный мир, в котором действуют временная и пространственная разорванность и механическая причинность, находится в хаотическом состоянии. Призванием человека, который является, по словам Соловьева, «центром все­ общего сознания природы», выступает его мессианская по отно­шению к природе роль — роль ее освободителя и спасителя («те­урга»). Именно человечество является посредником между Божеством и природой. В его сознании уже содержится форма всеедин­ства. В силу своего посреднического положения человек призван видоизменить природу до ее одухотворения, совершенной интеграции. Отсюда цель мировой истории — единство Бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством. Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между божест­ венным и природным мирами, реализуется в акте любви к другому человеку, к природе, к Богу. В сущности акт любви есть нравст­ венный поступок, которым человек приближает себя в Абсолюту. Истинный предмет любви — Вечная Женственность, личный образ всеединства.

В обществе идея всеединства раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая в себе все национальности, снимающая все социальные противоре­ чия и способствующая установлению на земле «царства божьего», понимаемого как «действительный нравственный порядок». Зало­гом установления такого всеединства является объединение запад­ ной и восточной, т.е. католической и православной, церквей.

Рассматривая проблему «человек и общество», Соловьев ут­верждал, что человек — вершина творения Бога. Общество есть расширенная личность, а личность — это сосредоточенное обще­ство. Идеалы совершенного добра открывает христианство. Юри­ дическое право не в состоянии это сделать: оно способно прегра­дить путь для проявления лишь крайних форм зла. Требования добра необходимы в политике, экономике и вообще во всех сферах социума.

Как центральная фигура во всей истории российской философ­ ской мысли (это утверждали и его современники), Соловьев оказал огромное влияние на целую плеяду русских мыслителей, которые в период распространения марксизма в России составили религи­озно-философское направление.

Владимир Сергеевич Соловьев - сын известного историка СМ. Соловьева. Он также считал, что истина достижима только посредством соединения всех способностей человека, всей полноты его разума и опыта, включая сю­да и чувственный, и нравственный, и религиозный, и эстетиче­ский опыт. Соловьев полагал, что любая вещь познается в ее от­ношении к целому. Это целое не множественность вещей, а всеединство. Эмпирически человек способен познать лишь ча­стную и множественную действительность.

Основными идеалами его философии были:

  • • идея всеединства — объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.);
  • • идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности — право, высший — любовь);
  • • идея прогресса — как всеобщей связи поколений;
  • • идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к кото­рой должно стремиться человечество;
  • • идея Бога как выражения добра;
  • • идея "богочеловека" — жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;
  • • идея Софии — всеобщей Божественной мудрости;
  • русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: "Святой Руси" (Москва — Третий Рим), "Великой Руси" (реформы Петра I) и "Свободной Руси" (дух декабристов и Пушкина).

Полное определение истины, по Соловьеву, содержится в трех словах: сущее, единое, все. Данные опыта и мышления со­единяет, по Соловьеву, религиозный принцип. Внешнее (эмпи­рическое и рациональное) познание должно дополняться позна­нием внутренним, мистическим и абсолютным, в котором со­держится объективная реальность. Этот третий вид познания Соловьев называет верой, понимая под ней не субъективное убе­ждение, а интуицию, т.е. непосредственное созерцание сущно­сти. Это истинное знание как соединение эмпирического, ра­ционального и мистического познания будет также соединением полноты содержания духовных созерцаний Востока с логиче­ским совершенством западной формы. Таким образом, данны гносеологический синтез предстает как синтез достижений дву типов общества, осуществляемый русской философией как за нимающей промежуточное положение между Западом и Восто ком. Такой же синтез западной и восточной мысли на основ синтеза достижений мировых религий пытался осуществит Л.Н. Толстой.

Абсолютная истина мыслилась Соловьевым как синтез нау ки, философии и религии. Истиной как всеединством предстае Бог, воплощающий в себе и божественное и человеческое нача ла. Бог соединяется с разумной душой человека и его материаль ным телом.

Человек как индивидуум, заключающий в себе абсолютное начало, не хочет и не может удовлетвориться никаким условным содержанием, а убежден, что может достичь полноты бытия. Од нако обретается эта полнота только посредством полного взаи­мопроникновения всех живых существ, объединенных любовью друг к другу и к Богу. В этом объединении «смысл любви», как называется одна из работ Соловьева. Таким образом, мир есть абсолютное становящееся, тогда как Бог есть абсолютно сущее. Человек может совершенствовать процесс воссоединения всех существ с Богом, принося себя в жертву ради любви к Богу и единому миру. Эволюцию природы и человека Соловьев тракто­вал как стремление к всеединству. Царство минеральное, расти­тельное, животное в царстве человеческом возвышается до идеи безусловного совершенства.

Здесь уже основы модной ныне концепции ноосферы. При этом каждая последующая эволюционная ступень своей матери­альной основой имеет предыдущую ступень, а содержание свое получает от Бога. Эволюция, по Соловьеву, не только эволюция материального, но и эволюция ценности и сущности. Можно ска­зать, что Соловьев создал сверхнатуралистическую теорию эволю­ции как практический синтез науки, философии и религии.

Соловьеву был присущ славянский мессионизм, основанный на признании у русского народа прирожденной способности к са­моотречению, свободы от ограниченности и односторонности.

Идеальное было для Соловьева конкретным бытием, к осу­ществлению которого человек должен стремиться, а не абст­рактной идеей. В этом стремлении человек обретает дар бес­смертия, распространяющегося на всю природу, находящуюся ныне в состоянии смерти и разрушения. Природа, по Соловьеву, живое тело человека, и она покоряется совершенному человеку. Представлением о Боге как всеединстве Соловьев делал шаг от христианской философии к пантеизму.