Общая характеристика и направления философии США

Американская философская традиция берёт начало во время колонизации Америки. Пуритане, прибывшие в Нью-Йорк, представляют раннее течение американской философии в русле религиозной традиции, ставится акцент на отношении между личностью и обществом. Это видно в таких документах, как Основные законы Коннектикута (англ. Fundamental Orders of Connecticut, 1639) и Массачусетский свод свобод (англ. Massachusetts Body of Liberties, 1641).

В частности, Джон Уинтроп считал, что общественная жизнь должна определять личную. Роджер Уильямс полагал религиозную толерантность, в отличие от религиозной гомогенности, более существенным условием для целостности общества.

По другому мнению, выделить самостоятельную, отличную от континентальной американскую философию возможно лишь в XVIII веке, в конце которого основываясь на философии Просвещения произошло её становление.

XVIII век

В XVIII веке американскую философию условно можно разделить на два основных направления: пуританский кальвинизм и политическую философию отцов-основателей (под влиянием европейской эпохи Просвещения).

Кальвинизм

Среди видных американских религиозных мыслителей называют Эдвардса Джонатана, большую известность получили его яркие проповеди: «Грешники в руках разгневанного Бога» (англ. Sinners in the Hands of an Angry God, 1741) и другие. Его философские воззрения сочетают платонизм c эмпирической эпистемологией, механику Ньютона и субъективный идеализм Джорджа Беркли. В целом, его метафизика близка к Беркли, хотя Эдвардс пришёл к ней независимо от английского философа. Как кальвинист Эдвардс Джонатан отрицает свободу воли, проповедует пуританский образ жизни.

Эпоха Просвещения

В начале XVIII века американская философская традиция преимущественно занимается метафизическими и богословскими вопросам. Во второй половине века большое внимание уделяется разуму и науке, с верой в будущее совершенство человека, принцип невмешательства в экономике, существенное значение для американских мыслителей приобретают вопросы политэкономии и социально-политическая проблематика.

Четыре отца-основателя Джон Адамс, Томас Джефферсон, Бенджамин Франклин и Джеймс Мэдисон публиковали сочинения на политические темы. Продолжая линию пуритан XVII века, отцы-основатели придавали важное значение вопросам взаимодействия государства и личности, государства и религии. Это время принятия Декларации независимости США и Конституции США, которые были результатом дебатов и компромиссов.

Так же как отдельные европейские мыслители эпохи Просвещения, некоторые отцы-основатели были приверженцами деизма. Известным деистом, писателем-просветителем и революционером былТомас Пейн, в своих произведениях (например, в памфлетах «Здравый смысл» и «Права человека») доказывал необходимость американской революции, независимости от британской короны и демократической республики.

XIX век

На XIX век в Америке приходится расцвет романтизма в форме американского трансцендентализма. Существенное развитие получила школа прагматизма наряду с незначительным распространением гегельянства (Джордж Холмс Ховисон).

Трансцендентализм

Трансцендентализм в США является реакций на интеллектуализм в общем и механическую картину мира, и характеризуется повышенным вниманием к субъективности человеческого опыта. В трансцендентализме выражена холистическая установка на личное совершенствование, которое достигается посредством интуиции и рефлексии, в противоположность предписаниям и догмам организованной религии.

Писатели-трансценденталисты в своих произведениях стремятся к возвращению к природе, верят, что путь к истинному знанию проходит через погружение в природу и её созерцание (эти идеи нашли своё последовательное отображение в книге Генри Дэвида Торо «Уолден, или Жизнь в лесу»). Известные трансценденталисты: Ральф Уолдо Эмерсон, Генри Дэвид Торо, Уолт Уитмен и Маргарет Фуллер.

Дарвинизм в Америке

Изложение теории эволюции в книге Чарльза Дарвина «Происхождение видов» в 1859 году сильно воздействовало на американскую философиию. Джон Фиске и Чонси Райт рассматривали мораль и сознание с точки зрения теории Дарвина, являются предшественниками эволюционной психологии и эволюционной этики.

Американский философ Уильям Грэм Самнер под влиянием английского мыслителя Герберта Спенсера занимался теорией, которую сегодня называют социальный дарвинизм. Самнер, также как известный предприниматель и филантроп Эндрю Карнеги, считали, что фактор борьбы за выживание определяет социально-политические процессы, поэтому невмешательство государства в экономику есть принцип, наиболее соответствующий естественной политико-экономической системе.

Прагматизм

Одним из влиятельных направлений американской философии является прагматизм. В его основе логика труды американских философов, включая логика и математика Чарльза Сандерса Пирса, психолога Уильяма Джемса и педагога Джона Дьюи (о нем - ниже)

К основным принципам прагматизма относятся: первичность практики, отрицание материализации теорий и концепций, натурализм и антикартезианство, примирение антискептицизма и фаллибилизма.

XX век и современность

В начале XX века прагматизм был временно (до второй половины XX века) отодвинут на второй план другими философскими направлениями и школами, Под влиянием научного мировоззрения и теории относительности Альберта Эйнштейна разрабатывается философия процесса. В середине XX века подъём популярности философии языка и аналитической философии. Напротив, интерес кэкзистенциализму и феноменологии в Америке не столь значителен как в Европе.

Против идеализма

Прагматизм продолжает играть значимую роль в американской философии, и одним из значительных его представителей в XX веке является Джордж Сантаяна. Сантаяна утверждает, что идеализм противоречит здравому смыслу. Он также отвергает познавательный фундаментализм, считая науку «аккомпанементом искусства»; рассматривает науку, искусство, общество и религию с точки зрения «моральных благ», достигаемых человечеством в его стремлении установить равновесие со средой.

Философия процесса

Главные представители: Альфред Норт Уайтхед и Чарльз Хартсхорн. В основе теории философии процесса положение о том, что события и процессы являются основополагающими онтологическими категориями. Уайтхед считает, что вещи в природе представляют связь событий, которые имеют перманентный характер (в этом усматривается аналогия с диалектикой Гераклита). В дальнейшем Чарльз Хартсхорн развивает теорию философии процесса и разрабатывает процесс-теологию.

Аналитическая философия

С середины XX века начинает период доминирования аналитической философии в Америке. К тому времени была известны труды европейских философов-аналитиков и представителей логического позитивизма.

Куайн поддерживает точку зрения, что философия и наука совместно должны стремиться к интеллектуальной ясности и пониманию мира. Студентом Куайна в Гарварде был Сол Крипке, также один из наиболее известных современных философов-аналитиков, занимается исследованиями в области модальной логики и семантики, философии языка, вносит вклад в теорию множеств. Другим студентом Куайна был Дэвид Льюис, считается одним из величайших философов XX века, разработал теорию модального реализма. Томас Кун известен работами в области истории науки, философии науки и социологии знания.

Возврат к политической философии

В XX веке в истории американской философии также происходит возвращение интереса к социальным и политическим вопросам, первостепенным в период основания США.

Эмигрировавшая из России американская писательница и философ Айн Рэнд пропагандирует этический эгоизм в его крайней форме, который она называет объективизм. Основой объективизма Айн Рэнд является фундаментальный монизм, единство мира и языка, бытия и мышления.

В 1971 году Джон Ролз опубликовывает книгу Теория справедливости (англ. A Theory of Justice), плодотворное исследование теории общественного договора, возрождающее интерес к политической философии. Рассматривая философию Ролза как ведущую к доминированию государства и нарушению гражданских прав, Роберт Нозик, идеолог классического либерализма, формулирует свою генетическую теорию справедливости, основанную на принципах частной собственности.

Один из ведущих представителей американской политической философии и этики Аласдер Макинтайр занимается разработкой проблемы морали в современном обществе, возрождает интерес к этике Аристотеля.

Вне академической философии политические и социальные проблемы находятся в центре внимания правозащитников и выступлениях Мартина Лютера Кинга.

Феминизм

В американской истории представительницами феминизма могут быть названы: Сара Гримке, Шарлотта Перкинс Гилман, Элизабет Кэди Стэнтон, Анна Хатчинсон, но подъём феминистического движения 1960-х гг. («Вторая волна» феминизма) известен, в том числе, благодаря влиянию на философию. Бетти Фридан, Адриенна Рич и другие формулируют идеи феминистической мысли.

Философия XXI века

В конце XX века вновь возрождается интерес к прагматизму. Наиболее известные философы этого направления: Патнэм и Рорти.

Другой значительной сферой исследования является философия сознания. Хилари Патнэм, Дональд Дэвидсон, Дэниел Деннет, Дуглас Хофштадтер, Джон Роджерс Сёрль, Патриция и Пол Чёрчленд дискутируют над проблемами природы сознания, также проблемой сознания, на которую указывает австралийский философ Дэвид Чалмерс.

В философии права известны теории Рональда Дворкина и Ричарда Аллена Познера.

Афроамериканский философ и христианский социалист Корнел Уэст известен исследованиями в области философии культуры (проблемы расы, пола и класса в американской культуре) в взаимосвязи с прагматизмом и трансцендентализмом.

Известный христианский мыслитель и философ-аналитик Элвин Плантинга известен критикой теории эволюции и онтологическими аргументами в пользу существование Бога.

Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи

1. Прагматизм — направление идеалистической философии, которое имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсе­нала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике (разрешать "пробле­матические ситуации").

Основателями прагматизма считаются американские фило­софы Ч. Пирс и У. Джемс. Но особый вклад в дальнейшую раз­работку их учения, в становление и развитие современного прагматизма внес Джон Дьюи (1859 — 1952).

Дьюи — автор более 30 книг и 900 научных статей по фило­софии, социологии, педагогике и другим дисциплинам. Его фи­лософия не получила широкого распространения в СССР и Ев­ропе, однако пользуется большой популярностью в США и ряде англоязычных стран. 80% американцев, знакомых с философией, считают Дьюи лучшим философом Америки своего времени.

К заслугам Дьюи зачастую относят то, что он разрушил многие стереотипы традиционной философии (философского фундаментализ­ма) и новаторски взглянул на важнейшие философские проблемы.

2. По своей философской направленности Д. Дьюи был эмпи­ристом, то есть в своих исследованиях особую роль уделял опыту. В частности, Д. Дьюи:

  • • отвергал идею первотолчка, считал поиски первопричины всего сущего бессмысленными;
  • • выдвинул мысль о том, что центральным понятием филосо­фии является понятие опыта, вокруг изучения которого необ­ходимо построить все философские исследования;
  • • под опытом понимал все то, что имеется в человеческом сознании, как врожденное, так и приобретенное в процессе человеческой жизни;
  • • особую роль отводил человеческому сознанию как носителю опыта;
  • • делил опыт на чувственный, сверхчувственный (спиритиче­ский, духовный), религиозный, моральный, а также художе­ственный, социальный, культурный и другой, — имея в виду, что в совокупности опыт охватывает все сферы жизни.

3. Цель философии (по Дьюи, Джемсу и др.) — помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать ее. Данная идея легла в основу философии американ­ского прагматизма.

Если ранние американские прагматики (Джемс) считали, что философия в тесной связи с опытом помогает найти истину, которая ведет к новому опыту и в дальнейшем к достижению поставленных целей (то есть является связующим звеном внутри цепочки опыта и между опытом и поставленной целью), то Дьюи новаторски развил данную идею и уточнил задачи философии.

4. Согласно Дьюи основная задача философии не в том, чтобы, правильно используя опыт, добиваться единичных целей, а в том, чтобы с помощью философии преобразовать сам опыт, системати­чески совершенствовать опыт во всех сферах человеческой жизни.

Поскольку значительная доля опыта (исключая узкопрофес­сиональный, спиритический и др.) накапливается при взаимо­действии индивида с обществом и внутри общества, то важней­шим условием совершенствования опыта является совершенст­вование самого общества — социальная реконструкция.

Социальная реконструкция включает в себя:

  • • совершенствование отношений собственности, что подразу­мевает наделение собственностью как можно большего числа людей, расщепление собственности между собственниками, с одной стороны, и ее максимальное объединение для про­изводственно-хозяйственных целей, с другой стороны (фак­тически речь идет об акционировании собственности);
  • • через акционирование и иное совершенствование отноше­ний собственности — приближение человека к результатам своего труда, сокращение паразитирующей прослойки, при­сваивающей часть результатов труда (крупные единоличные собственники, работодатели, монополисты и др.);
  • • более справедливое распределение произведенных материаль­ных благ;
  • • борьбу с бедностью, постоянную заботу государства об улучше­нии благосостояния граждан;
  • • обеспечение прав человека и совершенствование демократи­ческого государственного устройства;
  • • наведение порядка в обществе, совершенствование, профес­сионализацию управления во всех сферах человеческой жиз­ни и деятельности;
  • • сглаживание внутренних и международных конфликтов. Другим ключевым средством совершенствования опыта поми­мо социальной реконструкции Дьюи считает применение к опыту глубоко разработанных научных методов "высоких технологий".

Дьюи обращает внимание, что человечество достигло высо­чайших результатов во всех сферах жизни (особенно в науке и технике — то есть совершило научно-техническую революцию) благодаря разработке и внедрению в производство новейших научных методов, "высоких технологий", в то время как ни на­учные методы, ни высокие технологии абсолютно не применя­ются к управлению обществом, морали, опыту.

Следовательно, опыт можно преобразовать, используя со­вершенные научные методы и высокие технологии, причем вне­дрять данные методы и технологии необходимо прежде всего в образовании (начальном, среднем, высшем) и через образование.

Третий важнейший путь реконструкции опыта — совершен­ствование мышления (также на основе научных методов). 5. Поскольку согласно Дьюи основная задача философии за­ключается в том, чтобы совершенствовать опыт путем примене­ния к нему новейших научных методов, возникает вопрос о самом научном методе: что такое научный метод? каковы его основные характеристики?.

Учение о методе занимает значительное место в философии Дьюи.

По Дьюи:

  • • метод — порядок (процесс) приобретения знания и дальней­шего функционирования приобретенного знания в ходе че­ловеческого опыта;
  • • основная задача науки и научного метода — оптимальное достижение человеком своих целей;
  • • от того, насколько способствует научный метод достижению целей, зависит его истинность; то есть метод, при использо­вании которого цель достигнута, — истинный (правильный); а тот метод, который не ведет к цели или усложняет ее дос­тижение, — ложный;
  • • следовательно, научный метод является инструментом ус­пешной человеческой деятельности, достижения целей. Данный подход к методу как средству достижения цели по­лучил название инструментализма.

Исходя из идей инструментализма и диалектики, Дьюи дела­ет ряд выводов:

  • • не может быть "метода вообще" (либо методы, не направленные на практический результат, не заслуживают внимания);
  • • существуют конкретные методы для достижения конкретных целей;
  • • следовательно, необходимо выявить конкретный механизм дей­ствия метода.

Для поиска конкретного механизма действия метода Д. Дьюи выводит учение о проблематической ситуации и путях ее разре­шения, суть которого в следующем:

  • • потребность в методе (как в опыте) возникает при наличии актуального (действительного) сомнения, которое мешает дальнейшим действиям;
  • • данное актуальное сомнение порождает "проблематическую ситуацию" — конкретную (любую) жизненную ситуацию, ко­торую необходимо решить с помощью конкретных шагов;
  • • решение проблематической ситуации зачастую связано с выбором альтернатив (в решениях и поступках);
  • • цель научного метода — превратить проблематическую си­туацию в решенную ситуацию;
  • • действие научного метода осуществляется в процессе преоб­разования проблематической ситуации в решенную;
  • • следовательно, научным методом (конкретным воплощением его действия) являются конкретные шаги по превращению про­блематической ситуации в решенную.

Джон Дьюи выделяет следующие конкретные шаги (этапы преобразования проблематической ситуации в решенную):

  • • ощущение затруднения, препятствия (зачастую тревожное, не имеющее четкого объяснения) — в данном случае необходи­мо: выяснить источник подобного ощущения; осознать про­блему; четко сформулировать, в чем заключается проблема;
  • • после того как имеющаяся проблема четко сформулирована, неопределенная ситуация превращается в проблематическую; на данном этапе необходимо: четко поставить конечную цель; осознать возможные трудности;
  • • выдвижение гипотезы (решение последовательности дейст­вий), которая приведет к решению проблемы, устранению проблематической ситуации;
  • • критический анализ гипотезы; теоретическое моделирование (предвидение, основанное на опыте) действия гипотезы на каждом этапе решения поставленной цели;
  • • принятие окончательного решения, воплощение смоделирован­ной гипотезы в жизнь, решение проблематической ситуации, экспериментальная проверка примененной гипотезы на ис­тинность (при достижении результата) либо ложность (при недостижении результата).

Также Д. Дьюи выделяет признаки, которым должен соответ­ствовать научный метод:

  • • способность к самоисправлению (в зависимости от вновь при­обретенного опыта, как положительного, так и отрицательного);
  • • способность к действию (применемый научный метод дол­жен не только отражать окружающую действительность, но и действовать в любой ситуации);
  • • истинность (только те методы, которые привели к достижению цели, истинны и заслуживают их дальнейшего применения).

6. Рассматривая проблему познания, Джон Дьюи также прояв­ляет философское новаторство.

Из общего массива накопленных знаний, опыта Д. Дьюи выделяет различные типы знания:

  • • "эпистеме" — достоверное знание, проверенное теорией и практикой (опытом);
  • • "докса" — недостоверное знание (догадки, мнение) людей, которые неспособны подняться до подлинного знания. Данные виды знания являются результатом двух типов по­знания:
  • • непосредственного, чувственного — доступно всем, но не­достоверно, дает поверхностное знание ("докса") вследствие того, что окружающий мир изменчив и неустойчив;
  • • созерцание чистых идей — доступно немногим, однако, по­скольку "чистые идеи" устойчивы, постоянны и универсаль­ны, они дают достоверное знание — "эпистиме".

Следуя Платону, Дьюи считает, что:

  • • чувственное знание свойственно людям, занятым физиче­ским трудом и, как правило, не имеющим образования, — рабочим, крестьянам, торговцам и т. д.;
  • • высшая духовная деятельность (духовное познание через созер­цание чистых идей) свойственна людям специально подготовлен­ным, очень образованным и не занятым физическим трудом.

В связи с тем, что исторически труд людей делился на низ­кую физическую деятельность и высшую духовную, то соответ­ственно выделилось два типа мировоззрения (и познания):

  • • материалистическое;
  • • идеологическое.

Спор между материализмом и идеализмом (мировоззрением, способом познания) был актуален и существовал тогда, когда имело место разделение труда на грубую физическую деятель­ность и высшую духовную.

По мере стирания грани между физическим и умственным трудом, их сближения конфликт между материализмом и идеа­лизмом будет сглаживаться, уменьшаться.

В будущем, по Дьюи, когда умственный труд сольется с фи­зическим и грань между ними исчезнет, будет исчерпан кон­фликт между материализмом и идеализмом. Но поскольку именно умственный труд побеждает, поглощает физический (а не наоборот) и в конечном итоге одержит окончательную побе­ду, то и идеализм одержит окончательную победу над материа­лизмом и станет основным мировоззрением и способом познания.

Пока же указанного процесса не произошло, необходимо использовать и идеалистический, и материалистический спосо­бы познания, но поскольку высшая умственная деятельность постепенно вытесняет грубый физический труд, то, используя оба типа познания (как идеалистический, так и материалистиче­ский), уклон следует делать в пользу идеалистического.

Разработав теорию научного метода и учение о проблемати­ческой ситуации, Дьюи делает еще одно философское открытие.

Поскольку достоверное знание и правильное использование научного метода приводит к превращению проблематической си­туации в решенную, то данная ситуация приобретает иное каче­ство. Следовательно, познание приводит к качественному измене­нию объекта познания, познание изменяет само существование предмета познания.

7. Особое место в своем творчестве Д. Дьюи уделяет проблеме морали и социальной философии.

Можно выделить следующие положения учения Дьюи о мора­ли и общественной жизни:

  • • не существует единственно возможного "высшего блага", к которому должно стремиться человечество;
  • • существует плюрализм целей и благ;
  • • цели и блага не могут быть абстрактны, они конкретны;
  • • основными благами являются здоровье, богатство, честь, доброе имя, дружба, высокая оценка со стороны общества, образован­ность, умеренность, справедливость, доброжелательность;
  • • большинство людей стремится к указанным благам, причем не к данным благам вообще, а к конкретному размеру указанных благ;
  • • достижение любого блага есть изменение в качестве опыта;
  • • следовательно, сам рост является во всех случаях главной моральной целью;
  • • моральные заповеди (не убий, не укради и т. д.) не имеют абсолютного характера (например, на войне по отношению к врагу) и справедливы (либо несправедливы) лишь в каждом конкретном случае;
  • • демократия является наиболее оптимальной формой челове­ческого общежития;
  • • лозунг "цель оправдывает средства" неправилен по своей сути и должен быть отвергнут;
  • • цели должны соответствовать средствам, а средства — целям; применение неблаговидных средств обязательно приведет к качественному изменению целей (цели придут в соответст­вие со средствами);
  • • демократия должна отказаться от насилия, войны и исполь­зовать только мирные средства (это же касается и всего че­ловечества);
  • • общество нуждается в сглаживании социальных противоре­чий, социальной реконструкции;
  • • основной рычаг социальной реконструкции - применение на­учных методов и высоких технологий в образовании и морали.