Особенности философии поздней античности: кинизм, эпикуреизм, стоицизм

Классическая античность – это время расцвета античного полиса и связанных с ним смысловых основ жизни. Граждане совместно осуществляли правление, принимали непосредственного участие в общем деле управления государством и священных церемониях. Античный человек ощущал себя человеком лишь потому, что он был гражданином полиса. В период эллинизма (IV в. до н.э.) – распространения греческой (эллинистической) культуры на большой регион от Испании до Индии – происходит размывание полисных границ. Полисное единство оказалось под вопросом. Вместо глубокого духовного единства на полисной основе появляется чисто внешнее объединение людей, лишённых переживания родства. В смысловой мир человека вторгалось чувство безосновности и негарантированности существования. Духовным ответом на эту ситуацию стал поиск человеком самого себя.

Кинизм

1. Киники — одна из философских школ Древней Греции со­кратического периода.

Наиболее яркими представителями философской школы ки­ников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.

Главная цель кинического учения — не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни — вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бро­дяжничество и т. д.) — и проверка данного образа жизни на себе.

2. Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:

  • • возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);
  • • добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;
  • • отсутствие постоянного места жительства, скитания;
  • • паразитический образ жизни, попрошайничество;
  • • предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, ста­рой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;
  • • восхваление физической и духовной бедности;
  • • крайний аскетизм;
  • • замкнутость;
  • • критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;
  • • непризнание авторитетов;
  • • воинственность и агрессивность в отстаивании своих взгля­дов и образа жизни;
  • • неготовность к спору, стремление подавить собеседника;
  • • отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;
  • • концентрация внимания на пороках общества, худших чело­веческих чертах;
  • • радикализм, парадоксальность, скандальность. Киническая философия возникла в период кризиса антично­го полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.

В современную эпоху большое сходство с философией и об­разом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.

3. Диоген Синопский (точные даты жизни неизвестны, жил в IV в. до н. э., современник Александра Македонского) — наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе (так как одно из прозвищ Диогена — "кинос", "собака", что на греческом языке созвучно слову "киник"). В действитель­ности название — от слова "Киносарг" — холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками.

Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным по­ведением и образом жизни, а также рядом высказываний и идей:

  • • жил в бочке;
  • • заявил царю Александру Македонскому: "Отойди и не заго­раживай мне солнце!";
  • • выдвинул лозунг: "Без общины, без дома, без отечества" (ко­торый стал его собственным жизненным и философским кредо, а также его последователей);
  • • вывел понятие "гражданин мира" (космополит);
  • • отвергал брак;
  • • жестоко высмеивал сторонников традиционного образа жизни;
  • • не признавал никаких законов, кроме закона природы;
  • • гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством;
  • • идеализировал жизнь первобытных людей и животных.

Эпикуреизм

1. Эпикур (341 — 270 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-материалист.

Философия Эпикура делится на три больших раздела:

  • • учение о природе и космосе ("физика");
  • • учение о познании ("каноника");
  • • учение о человеке и его поведении ("эстетика").

2. Основными положениями учения Эпикура о природе и кос­мосе являются следующие:

  • • ничего не происходит из несуществующего и ничего не ста­новится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселен­ной, что могло бы войти в нее и произвести изменения (закон сохранения материи);
  • • вселенная вечна и бесконечна;
  • • все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты;
  • • атомы и пустота вечны;
  • • атомы находятся в постоянном движении (по прямой, с от­клонениями, сталкиваются друг с другом);
  • • "мира чистых идей" не существует;
  • • существует множество материальных миров во Вселенной.

3. "Каноника" (учение о познании) опирается на следующие ос­новные идеи:

  • • окружающий мир познаваем;
  • • основным видом познания является чувственное познание;
  • • невозможно "созерцание разумом" каких-либо "идей" либо явлений, если этому не предшествовали чувственное позна­ние и ощущение;
  • • ощущения возникают благодаря восприятию познающим субъ­ектом (человеком) истечений (образов) предметов окружаю­щей жизни.

4. "Эстетику" Эпикура (учение о человеке и его поведении) можно свести к таким основным положениям:

  • • своим появлением на свет человек обязан самому себе (ро­дителям);
  • • человек есть результат биологической эволюции;
  • • боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела;
  • • судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов;
  • • душа является особым видом материи;
  • • душа человека смертна, как и тело;
  • • человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни;
  • • счастье человека состоит в удовольствии;
  • • под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоро­вье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия);
  • • нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость.

Стоицизм

4. Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков ("Стоя" — название портика в Афинах, где она была основана).

Основателем данной философской школы считается Зенон Китайский (не путать с Зеноном Энейским, автором так назы­ваемых "апорий" — парадоксов).

Стоическая философия в своем развитии прошла ряд этапов.

  • • ранняя стоя (III — II вв. до н. э.), представители — Зенон, Клеанф, Хрисипп и др.;
  • • средняя стоя (II — I вв. до н. э.) - Панеттий, Посидоний;
  • • поздняя стоя (I в. до н. э. — III в. н, э.) — Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

5. Основная идея философской школы стоиков (сходная с ос­новной идеей философии киников) — освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели осво­бождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошай­ничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели — постоянное самосовершенствование, вос­приятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.

Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, подняв­шийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, доброде­тели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности).

К характерным чертам стоической философии также относятся:

  • • призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Косми­ческим Разумом (Логосом);
  • • признание добродетели высшим благом, а порока — единст­венным злом;
  • • определение добродетели как знания о добре и зле и следо­вания добру;
  • • призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;
  • • признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;
  • • неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнориро­вание законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;
  • • оправдание самоубийства, если оно совершено в знак про­теста против несправедливости, зла и пороков и невозмож­ности делать добро;
  • • восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие луч­ших достижений мировой культуры;
  • • высокий эстетизм в мыслях и поступках;
  • • осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;
  • • признание стремления к счастью высшей целью человека.

6. Наиболее известными представителями стоической филосо­фии являлись Сенека и Марк Аврелий.

Сенека (5 г. до н. э. — 65 г. н. э.) — крупный римский фило­соф, воспитатель императора Нерона, во время правления кото­рого оказывал сильное и благотворное влияние на государствен­ные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством.

В своих произведениях философ:

  • • проповедовал идеи добродетели;
  • • призывал не участвовать в общественной жизни и сосредо­точиться на себе, собственном духовном состоянии;
  • • приветствовал покой и созерцание;
  • • был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни;
  • • верил в безграничные возможности развития человека и челове­чества в целом, предвидел культурный и технический прогресс;
  • • преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных сферах жизни, презирал простой и необразованный люд, "толпу";
  • • считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье;
  • • видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижению людьми сча­стья в жизни.

Марк Аврелий Антонин (121 — 180 гг. н. э.) — крупнейший римский философ-стоик, в 161 — 180 гг. — римский император. Написал философское произведение "К самому себе".

К основным идеям философии Марка Аврелия относятся:

  • • глубокое личное уважительное отношение к Богу;
  • • признание высшим мировым началом Бога;
  • • понимание Бога как активной материально-духовной силы, объединяющей весь мир и проникающей во все его части;
  • • объяснение всех происходящих вокруг событий Божествен­ным промыслом;
  • • видение в качестве главной причины успеха любого государ­ственного начинания, личного успеха, счастья сотрудничест­ва с Божественными силами;
  • • разделение внешнего мира, который неподвластен человеку, . и внутреннего мира, подвластного только человеку;
  • • признание основной причиной счастья отдельного человека — приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним миром;
  • • разделение души и разума;
  • • призывы к несопротивлению внешним обстоятельствам, к сле­дованию судьбе;
  • • размышления о конечности человеческой жизни, призывы ценить и максимально использовать возможности жизни;
  • • предпочтение пессимистического взгляда на явления окру­жающей действительности.