Роль средневековой философии для последующего развития европейской культуры

Значение средневековой теологической философии для после­дующего развития философии в том, что она:

  • • стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени;
  • • сохранила и развила ряд античных философских идей, по­скольку возникла на основе античной философии христиан­ского учения;
  • • способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии — учения о бытии, полностью сливавше­гося с античной философией, выделилась гносеология — са­мостоятельное учение о познании);
  • • способствовала разделению идеализма на объективный и субъ­ективный;
  • • положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений фи­лософии как результатам соответственно практики номинали­стов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самосознания (Я-концепция, рационализм);
  • • пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;
  • • выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.

Значение философии Августина Блаженного в том, что им:

  • • уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени);
  • • Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Рим­ской империи) объявлена тоже властью наряду с государст­венной (а не элементом государства);
  • • обоснована идея господства Церкви над государством, а Рим­ского Папы — над монархами — главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католи­ческая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века;
  • • выдвинута идея социального конформизма (смирение с бед­ностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству;
  • • воспевался человек, его красота, сила, совершенство, бого­подобность (что также было редкостью для того времени и уст­раивало всех);
  • • одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.

Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:

  • • даны пять доказательств существования Бога;
  • • систематизирована схоластика;
  • • закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и пол­ную зависимость от Него, Его воли всего сущего;
  • • доказаны (с точки зрения католиков) правильность, пре­имущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господ­ство идеи над материей (а следовательно, Бога над окру­жающим миром);
  • • выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;
  • • вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны толь­ко через откровение;
  • • разделены философия и теология, причем философия постав­лена в подчиненное положение по отношению к теологии;
  • • логически доказан ряд положений теологии и схоластики.

В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римско­го было объявлено официальной идеологией католицизма.

В настоящее время получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.

Средневековая филосо­фия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеоло­гии, разработав и уточнив все логически возможные варианты соотношения рационального, эмпирического и априорного, соотно­шения, которое станет впоследствии уже не только предметом схо­ластических споров, но фундаментом для формирования основ ес­тественно-научного и философского знания. Философия эпохи зре­лого средневековья, начиная с XI—XII вв., пребывая под влияни­ем христианства, дала удивительно яркие плоды в своем развитии, подготовив весьма благоприятную почву для дальнейшего своего движения. Творчество Августина, Фомы Аквинского, Авиценны, Аверроэса, Маимонида, Дунса Скота, Роджэра Бэкона, Уильяма Оккама и др. по уровню своей интеллектуальной культуры и зна­чимости не уступает выдающимся учениям мыслителей последу­ющих времен.