Социально-политические учения Возрождения и церковно-религиозная Реформация

1. Для эпохи Возрождения было характерно не только повы­шение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви и государственных институтов, верующих. Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения, основными направлениями которой были:

  • • философия Реформации;
  • • политическая философия;
  • • философия социалистов-утопистов.

2. Философия Реформации имела своей целью реформу като­лицизма, демократизацию Церкви, установление более справед­ливых отношений между Богом, Церковью и верующими.

Предпосылками возникновения данного направления были:

  • • кризис феодализма;
  • • зарождение и укрепление класса торгово-промышленной бур­жуазии;
  • • ослабление феодальной раздробленности, становление евро­пейских государств;
  • • незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосу­дарственной, общеевропейской власти Папы Римского и ка­толической Церкви;
  • • кризис, моральное разложение католической Церкви, ее ото­рванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;
  • • распространение в Европе идей гуманизма;
  • • рост самосознания личности, индивидуализм;
  • • рост влияния антикатолических религиозно-философских уче­ний, ересей, мистики, гусизма.

В Реформации выделяются два основных течения:

  • • бюргерско-евангелическое;
  • • народное.

Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин.

Народная Реформация была представлена движением Т. Мюн­цера, анабаптистами, диггерами и др.

Основоположником Реформации считается доктор богосло­вия Мартин Лютер (1483 - 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологиче­ской (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.

Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:

  • • общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;
  • • между Богом и верующими не должно быть такого посред­ника, как католическая Церковь;
  • • необходимо упрощение обрядов;
  • • церковь должна стать демократичной, а обряды — понятны­ми людям;
  • • необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;
  • • должен быть восстановлен авторитет государственных инсти­тутов и светской власти;
  • • дело служения Богу — не только профессия, которую моно­полизировало духовенство, но и функция всей жизни ве­рующих христиан;
  • • необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;
  • • необходимо запретить индульгенции.

Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Ре­формации был Жан Кальвин (1509 — 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи.

Согласно Кальвину:

  • • ключевой идеей протестантизма является идея предопределения;
  • • смысл данной идеи в том, что людям изначально предопре­делено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не со­стояться в жизни;
  • • все люди должны надеяться, что именно они предопределе­ны к спасению;
  • • выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия;
  • • профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу;
  • • добросовестное отношение к своему делу — путь к спасению;
  • • успех в работе — признак богоизбранности;
  • • вне работы необходимо быть скромным и аскетичным. Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое ре­лигиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике:
  • • возглавил реформационное движение в Женеве;
  • • добился признания реформированной (кальвинистской) Церк­ви в качестве официальной, упразднил в Женеве католиче­скую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин полу­чил прозвище "Женевский Папа");
  • • подчинил кальвинистской Церкви светскую власть;
  • • провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в горо­де: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пурита­низма, добросовестного отношения к работе.

Результатом теоретических изысканий Кальвина и его прак­тической деятельности стала универсализация Реформации, пре­вращение ее из узкогерманского в международное явление.

Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 — 1525). Будучи священником, он первоначально примк­нул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в следующем:

  • • необходимо реформировать не только Церковь, но общество в целом;
  • • цель изменения общества — достижение всеобщей справед­ливости, "Божьего царства" на земле;
  • • главная причина всех зол — неравенство, классовое разделе­ние, в основе которого лежат частная собственность и част­ный интерес;
  • • частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый спо­соб организации производства);
  • жизнь и деятельность человека должны быть полностью под­чинены интересам общества, что угодно Богу;
  • • власть и собственность должны принадлежать простому на­роду — "ремесленникам и пахарям".

В 1524 — 1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.

Значение философии Реформации в том, что она послужила идео­логическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы.

Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе:

  • • торжество различных направлений протестантизма (люте­ранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Ев­ропе — Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;
  • • сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Ев­ропы — Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Че­хии и др.

3. В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала проблемы управления реаль­но существующим государством, методы влияния на людей, прие­мы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 - 1527) - итальян­ский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель. Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:

  • • человек обладает изначально злой природой;
  • • движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;
  • • совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;
  • • для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма соз­дается особая организация — государство;
  • • правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;
  • • правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному ре­зультату (правитель будет свергнут далеко не благородными со­ратниками либо противниками, а казна — промотана);
  • • ни в коем случае руководитель не должен посягать на иму­щество и личную жизнь людей;
  • • в борьбе за освобождение родины от иностранного владыче­ства за ее независимость допустимы все средства, в том чис­ле коварные и аморальные.

Философия Макиавелли, основанная на реалистическом от­ношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и после­дующих эпох.

4. В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства, Церкви. Как правило, при их изучении философы стремились опираться на реальные фак­ты, исследовать положение в конкретном обществе и государст­ве, пытались при жизни изменить ситуацию к лучшему. Однако часть философов основное внимание сосредоточила на разра­ботке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты.

Наибольший вклад в развитие теории утопического социа­лизма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Томас Мор (1478 — 1535) считается основателем утопическо­го социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политиче­ской деятельностью: с 1504 г. являлся членом парламента, 1523 — 1529 гг. — председателем палаты общин, 1529 г. — лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за от­каз дать присягу королю как главе независимой от Папы Рим­ского англиканской Церкви.

Свои идеи по поводу устройства общества и государства бу­дущего Т. Мор изложил в произведении "Утопия". Утопия (греч. — место, которого нигде нет) — выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.

Согласно Т. Мору в Утопии:

  • • не существует частной собственности;
  • • все граждане участвуют в производительном труде;
  • • труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;
  • • все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии:
  • • в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Уто­пии достаточно короткого рабочего дня — шесть часов;
  • • от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;
  • • самые грязные работы выполняют рабы — военнопленные и осужденные преступники;
  • • первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а "трудовая семья" (фактически — трудовой коллектив);
  • • все должностные лица избираются — прямо или косвенно;
  • • мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности);
  • • жители верят в Бога, существует полная веротерпимость. Другой проект идеального общества был дан Томмазо Кам­панеллой (1568 — 1639) в произведении "Город Солнца". Дейст­вие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жите­ли — солярии — построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца:
  • • отсутствует частная собственность;
  • • все граждане участвуют в производительном труде;
  • • результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;
  • • труд совмещается с одновременным обучением;
  • • жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробно­стей, от подъема до отхода ко сну;
  • • солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу, тру­дятся, едят, отдыхают, поют песни;
  • • большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ре­бенок забирается от родителей и воспитывается в специаль­ных школах, где обучается наукам и приучается к коллек­тивной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;
  • • во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (из­бираемый соляриями) — Метафизик, владеющий всеми зна­ниями своей эпохи и всеми профессиями.

Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрож­дения, были ответом на имевшую место социальную несправед­ливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.