Значение философии в истории, культуре и современном мире. Роль философского образования в системе высшей школы

Значение философии в истории, культуре и современном мире

Время появления человека, руководствующегося в своей жизни не сиюминутной пользой и т.п., а знанием, мудростью, немецкий философ Карл Ясперс (1883--1969 гг.), много труда положивший для открытия т.н. «шифров бытия», называл «осевым временем». «Осевое время, таинственно начавшееся» почти одновременно в течение от 800 до 200 гг. до н.э. в Китае, Индии и на Западе. Именно тогда произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью. Человек осознавал свое бытие и себя как личность. В это время происходит много необычайного. Вспомним, именно в тот период в Китае жили мыслители Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы, Ле-цзы, именно тогда и появились все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады, жил Будда; в философии были рассмотрены все возможные взгляды постижения действительности вплоть до скептицизма, материализма, софистики и нигилизма. В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции -- это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, драматургов Эсхила, Еврипида и Софокла, историка Фукидида и механика Архимеда. Все, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе Европы, независимо друг от друга.

Вначале философия включала в себя весь комплекс знаний о мире. Знание не было разделено по наукам и дисциплинам; оно было единым, синкретичным, т. е. включало в себя всю информацию о мире, его строении, о человеке, его месте в мире, о счастье, смысле человеческой жизни и т. д. Новое, возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается глубина мира и собственная значимость. Человек осмысливает мир и себя как проблему, он ставит радикальные вопросы, ищет понимания и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели.

В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей.

В культуре

Философия не была бы философией, если бы она относилась только к науке. Подобно тому как философия родственна любому направлению науки, у нее обнаруживаются связи и со всеми проявлениями культуры. Философию интересует не сам мир, а мир в контексте человеческого существования в нем, то есть в любой оригинальной философской системе отражается личностное мировосприятие ее автора. Поэтому философия относится к сфере культуры и обладает всеми ее характеристиками. Так, мы не можем говорить о русской или немецкой математике, русской или немецкой физике, но с полным правом говорим о русской и немецкой поэзии, музыке, философии.

Философия близка не только к искусству, но и к любой другой сфере духовной культуры: политике, морали, религии и т. п. С политикой и идеологией ее роднит обостренное внимание к проблеме обустройства человеческой жизни. Ведь именно в философии неприятие существующих режимов оборачивается порождением утопических учений. С моралью философию роднит пристальное и заинтересованное внимание к проблеме смысла жизни, счастья и свободы человека, проблеме нравственного отношения личности к ценностям
природы и общественной жизни. А именно на эти вопросы в истории развития предмета философии обращали особое внимание такие выдающиеся мыслители, как Сократ, Платон, Аристотель, Боэций, И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Ф. Энгельс, B. C. Соловьев, и ряд современных западных философов, в том числе К. Ясперс и А. Камю. Только философия может быть названа квинтэссенцией культуры, поскольку она вобрала в себя все наиболее существенные ее достижения, включая науку. Она единственная сохранила, пронесла через все эпохи свой синкретический (нерасторжимо целостный) характер. И эта целостная природа философии, заключающая в себе единство науки и культуры, как нельзя лучше соответствует духу нашего времени, новым историческим задачам/

В истории

В истории философии сменили друг друга три подхода к пониманию предмета философии как науки: староантичное, традиционное и современное. Староантичное понимание философии тождественно понятию науки вообще. Его можно квалифицировать как «протознание», «преднаука», «пранаука». Предмет нерасчлененной науки -- вся действительность. Вся сумма внерелигиозных знаний -- философия, возникшая как разрешение противоречия между мифологическим мировоззрением и накопившимся знанием, философии в античности как науки в современном смысле этого слова не было, как не было физики, биологии и других наук. Традиционное понимание предмета философии связано с именем Аристотеля, который отмечал, что наука о первых началах (учение о всеобщем) -- это безраздельно господствующая и руководящая наука, наука, которой все другие, как рабыни, не вправе сказать и слова против. Философия трактуется как наука наук. Установившееся за ней название «метафизика» (то, что «после физики») стало синонимом философской науки о первых началах, о всеобщем.

Ранняя греческая философия считала своей задачей постижение устройства природного мира; поэтому первых представителей греческой философии называли натурфилософами. Античные мыслители классического периода в частности, делают предметом изучения общество и человека, который рассматривается в контексте социально-политических отношений. Иллюстрацией такого понимания предмета философии является высказывание Сократа «Познай самого себя».

В средневековой христианской философии, которая приходит на смену античной мысли, важнейшей становится антропологическая проблематика, человек рассматривается сам по себе, вне общественного и природного контекста, как личность, имеющая духовную природу и сущность, находящаяся во взаимоотношениях с Богом.

В нововременной европейской философии, на становление которой наибольшее влияние оказала наука, самой главной становится проблематика, связанная с процессом познания; познавательное отношение человека к миру, его возможности, и способы осуществления составляют предмет философии в Новое время.

В современном мире

Современное понимание предмета философии складывалось по мере накопления специальных научных знаний, выработки конкретных приемов исследования и развития представлений о закономерностях отдельных областей природы, процесса дифференциации теоретического знания. Обрели самостоятельность механика, астрономия, физика, политэкономия, медицина, математика, химия (последняя четверть XVIII века). В XIX веке возникли геология, биология, антропология, юриспруденция. Таким образом, от протознания вначале отделились естественные, затем общественные и, наконец, науки о мышлении. Возникла точка зрения, согласно которой содержание философии, якобы, «разобрано по частям отдельными науками», «философия распалась, разложилась».

На самом же деле философия, подобно механике, физике и другим системам частного знания, постепенно формируется, созревает и подготавливается к «отпочкованию» от «протознания». Это прогрессирующее разделение труда в сфере научного знания качественно изменяет роль и место философии в системе наук, ее взаимосвязи с частными науками. Философия уже не занимается решением специальных проблем механики, физики, химии, биологии, права, истории (общетеоретическими проблемами этих наук длительное время занималась философия), но в ее сферу входит исследование общенаучных, мировоззренческих вопросов, которые имеют место в частных науках, но не могут быть решены в их рамках, с помощью свойственных им специальных методов.

Становление философии как самостоятельной науки связано с окончательным размежеванием философии и частных наук. Философия и частные науки обрели свой предмет, выделившись из совокупного научного знания.

Роль философского образования в системе высшей школы

Важнейшая задача высшей школы – это подготовка высококвалифицированных специалистов. Но чтобы быть таковым необходимо видеть место своей специальности в общей
структуре научного знания; видеть место науки в структуре общества; нужно уметь руководствоваться в своем профессиональном поведении общегражданскими ценностями.

Многие из этих проблем в значительной степени могут быть решены в современной высшей школе только благодаря союзу с философией и философскими дисциплинами. Роль философии в этом процессе весьма значительна, так как без нее невозможно выработать целостное и системное представление об объективном месте человека и социума в структуре мирозданья. Философская культура становится полноправной составляющей профессионализма будущего специалиста. Она способствует формированию личности, всегда открытой усвоению новых знаний, умеющей адаптироваться к новым информационным, технологическим и мировоззренческим парадигмам, обладающей потребностью в самообразовании, осознающей
образование как ценность. Кроме мировоззренческой, возрастает ценность методологического потенциала философии, посредством которого организуется процесс познания действительности, и человек становится способным избавиться от многих иллюзий, заблуждений формируя свои творческие навыки.

Функция философии в культуре значительно отличается от функций науки. Но существующая система образования, еще не вышедшая из-под влияния просветительской парадигмы, ищет в философии только систему знаний. Прежде всего, необходимо избавиться от весьма устойчивого и распространенного предрассудка, по которому философия считается «чистой» наукой. В этом случае как учебная дисциплина она сводится к сумме знаний, набору «тем», которые студент должен «пройти», сдать и благополучно забыть. При этом общая методика преподавания философии зачастую сводится к сумме частных методик изложения тех или иных разделов курса: онтологии, гносеологии, социальной философии и т.д. «Спора нет, бывают моменты, когда философия, выполняя свой гражданский долг, занимается просвещением, но видеть в этом существо философии – такая же ошибка как видеть существо математики или физики – в их технической приложимости». В этом заключается основное непонимание задачи философии – совершенствование механизма мышления, создание условий, в которых у студентов рождается «знание-мысль», а не просто передается «знание-информация». «Ведь философия не представляет собой систему знаний, которую можно передать другим и тем самым обучить их. Становление философского знания – это всегда внутренний акт, который вспыхивает, опосредуя другие действия».

Именно развитие механизма рождения собственной живой мысли и является основой воспитания творческих способностей у студентов. Умение понять новое, умение отказываться от стереотипа, способность видеть типичное в явлениях и событиях, но и замечать особенное и индивидуальное, не отбрасывая его в ходе размышления и познания, также составляют особенность творческого мышлении. Философия должна быть культурой универсального миропонимания.

Философия обеспечивает методологическую подготовку, т.е. учит методам исследования, анализа и преобразования действительности и умению ими пользоваться. Это обеспечивает эффективную деятельность в любой сфере общественного производства.

Известно, что Ф.Б. Кон сравнивал человека, владеющего методом, с путником, идущим по ровной и прямой дороге, тогда как человек, не имеющий методологической подготовки, подобен хромому, блуждающему по бездорожью. Кроме этого, в процессе освоения философского категориального аппарата, она учит конкретности мышления, умению понимать самую суть вещей и кратко и точно излагать понятое. Это очень важное качество. И, наконец, необходимость философской грамотности определяется ситуацией в стране, которая требует увеличения в вузе нравственной, эстетической и антропологической проблематики. Думается, что концептуальная задача преподавателя заключается в том, чтобы выявить в развитии философской мысли эту культуру и приобщить к ней студента.

Потребность в философском просвещении, в философствовании как способе мировосприятия и миропостижения сегодня, возможно, велика как никогда прежде. Социальный аспект потребности в философии определяется тем, что от духовности человека зависит преодоление современного кризиса ценностей. Эта работа должна вестись неформально, а с привлечением самых различных воспитательных средств, что позволит сделать более эффективным процесс формирования у студентов смысложизненных ориентиров.

В общем, я рыдаль