Информационная культура личности

Информационная культура личности

Во второй половине XX в. проблема формирования информационной культуры личности была осознана как междисциплинарная, к ее исследованию подключились представители многих областей: библиотековеды. специалисты по информатике, культурологи, социологи, философы.

Однако сколь странным это ни покажется, объединенные общим интересом. они изучают разные явления. Специалисты в области теории и практики библиотечной деятельности в понятие информационной культуры личности привычно вкладывают читательские умения и навыки работы с библиотечными каталогами. Специалисты в области информационных технологий связывают ее с компьютерной грамотностью и умением работать в электронных сетях. Социологи считают, что проявлением информационной культуры является ориентация человека в быстро меняющихся социальных условиях, способность адаптироваться к ним, критически и самостоятельно оценивая поступающую информацию. Культурологи и философы подходят к проблеме наиболее широко: информационная культура представляется им способом жизнедеятельности человека в информационном обществе как составляющая процесса формирования культуры человечества.

Эта ситуация привела к тому, что и по сей день не выработано общее определение термина «информационная культура» и нет однозначного подхода к наполнению содержания этого понятия.

За рубежом распространение получил термин «медиа-и информационная грамотность», закрепленный в материалах программы ЮНЕСКО «Информация для всех»:

«Медиа- и информационная грамотность - это совокупность знаний, установок, умений и навыков, которые позволяют получать доступ к информации и знаниям, анализировать, оценивать, использовать, создавать и распространять их с максимальной продуктивностью в соответствии с законодательными и этическими нормами и с соблюдением прав человека»

Медиа- и информационно грамотный человек может использовать различные средства, источники и каналы информации в личной, профессиональной и общественной жизнедеятельности. Он знает, когда и какая информация требуется и для чего, где и как ее можно получить. Он понимает, кто и с какими целями создал и распространяет эту информацию, он имеет представление о ролях, функциях и ответственности СМИ, институтов памяти и других поставщиков информации. Он может анализировать информацию, сообщения, представления и принципы, транслируемые медиа и другими производителями контента, определять достоверность получаемой и создаваемой информации по ряду общих, личных и контекстуальных критериев (Московская декларация о медиа- и информационной грамотности (Москва, 28 июня 2012 года)).

Однако отечественными специалистами предпочтение отдается термину «информационная культура личности». Отмечая многозначность трактовки понятия «информационная культура», Н. И. Гендина даст его следующее определение:

«Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе».

Значительный вклад в развитие теории информационной культуры внесла ведущий специалист петербургской научной школы В. А. Минкина. Под ее руководством защищены диссертации Н. В. Огурцовой «Информационная культура специалистов: изучение и оценка для совершенствования библиотечно-библиографического обслуживания» (1990), Е. В. Кулаковой «Информационное поведение специалистов: сущность и пути изучения» (2000).

В исследованиях В. А. Минкиной и ее учеников информационная культура традиционно рассматривается на фоне «большой» профессиональной деятельности специалистов, что потребовало выявления и анализа информационных процессов, которые, являясь неотъемлемой частью познания, вск же могут быть из него вычленены.

К интеллектуальным информационным процессам, которые нельзя перепоручить даже самому грамотному помощнику, относятся:

  • поиск информации при решении нетривиальных творческих задач, ответ на которые отсутствует в информационном потоке;
  • профессиональное чтение;
  • интеллектуальная переработка исходной информации;
  • создание нового знания и воплощение его в объектах, на которые распространяются нормы интеллектуальной собственности;
  • профессиональное общение.

Анализ содержания информационных процессов, самостоятельно осуществляемых специалистами, позволяет выявить круг необходимых им представлений. С этих позиций целыо формирования информационной культуры становится развитие умений самостоятельно наращивать профессиональное знание, а не простое усвоение минимума пользовательских навыков (от библиотечно-библиографических знаний до компьютерной грамотности). И тогда понятие «информационная культура» включает очень многие составляющие:

  • культуру поиска новой информации при понимании индивидом того, что устранение информационного дефицита всегда связано со значительными психологическими трудностями, а часто и ломкой стереотипов (современный информационный поиск предполагает использование формальных и неформальных каналов получения информации; освоение возможностей новых информационных технологий и т. д.);
  • культуру чтения, восприятия информации; осознание того, что любое профессиональное чтение есть средство получения знаний, которые будут востребованы в будущем, в противовес его рассмотрению только в качестве способа устранения информационного дефицита, возникшего при решении текущих задач. Понимание особенностей современных текстовых сообщений и необходимости анализа всего «документального шлейфа» изучаемого объекта;
  • умение перерабатывать большие массивы информации с использованием для этого как информационных (компьютерных) технологий, так и интеллектуальных нормализованных методик (поаспектного анализа текстов, контент-анализа, классификационного и кластерного анализа и т. д.);
  • умение генерировать собственные проблемно-ориентированные базы данных и создавать личные поисковые системы;
  • понимание важности межличностного профессионального общения для успешности любой трудовой деятельности; стремление к повышению уровня коммуникационной компетентности; воспитание в себе терпимости к чужим точкам зрения и мнениям, готовности не только получать, но и отдавать знания; умение находить партнеров по совместной деятельности с использованием для этого и компьютерных сетей связи;
  • умение четко и доказательно излагать результаты собственной деятельности, в том числе с учетом уровня подготовленности и настроя целевой аудитории;
  • знание норм, регламентирующих использование интеллектуальной собственности.

Таким образом, информационная культура понимается как элемент общей культуры личности и рассматривается как готовность и способность личности к рефлексии, к самообразованию, к интеллектуальной творческой деятельности.


Информационно-библиографическая культура : учеб, пособие / В. В. Брежнева. А. А. Грузова. Т. В. Захарчук. М. И. Кий ; под ред. В. В. Брежневой. Т. В. Захарчук ; М-во культуры РФ. С.-Петерб. гос. ин-т культуры, библ.-информ. фак. - Санкт-Петербург : СПбГИК. 2017.-204 с.