В последние годы во всем мире произошло осознание фундаментальной роли информации в социально-экономическом развитии общества. В широком социокультурном контексте рассматриваются такие феномены, как информационное общество, информатизация, информационное образование, информационная экология и многие другие, производные от термина «информация», понятия.
Слово «информация» - одно из наиболее употребляемых сегодня. На первый взгляд, смысл этого слова понятен и прост. В массовом сознании под информацией понимают, как правило, совокупность новых сведений, оперативно распространяющихся в обществе. При этом в качестве синонима часто употребляются такие слова как «сообщение», «сведения», «известия» и т. д. Но все эти слова отражают только поверхностный смысл слова «информация».
В настоящее время принято достаточно общее определение понятия «информация»
«Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления»
В настоящее время это определение используется как базовое.
Именно информация с развитием общества становится его наиважнейшим стратегическим ресурсом.
Сегодня на государственном уровне разрабатываются и утверждаются программы построения информационного общества, т. е. общества, где большинство работающих занято созданием, распространением, анализом, хранением и использованием информации.проводятся многочисленные конференции, издаются специализированные журналы.
Первоначально переход к информационному обществу позиционировался как компьютеризация всех сфер жизнедеятельности человека и общества. Безусловно, повсеместное внедрение в нашу профессиональную, общественную и личную жизнь информационных технологий повысило ее качество и комфортность и никто из нас уже не представляет свою жизнь без мобильного телефона и Интернета.
Однако, в последнее время, эйфория, связанная с развитием информационных технологий, значительно уменьшилась, все чаще встречаются такие термины как «информационная перегрузка», «информационные войны» и даже «информационный инфаркт».
Современная информационная среда характеризуется демократизацией информации, что создает у пользователей иллюзию о нахождении абсолютно любой исчерпывающей информации в сети Интернет. Однако за доступностью и прозрачностью кроется целый ряд других характеристик интернет-среды, которые серьезно затрудняют получение актуальной, достоверной и полной информации, среди которых можно назвать следующие:
- 1. Рассеяние информации, выражающееся в том, что полезная информация оказывается рассеянной по огромному количеству ресурсов. В условиях постоянно возрастающих информационных потоков это чрезвычайно затрудняет выявление необходимой информации.
- 2. Фрагментарность и неоднородность информации, неполнота отдельных сообщений. В отдельных информационных сообщениях содержатся только отдельные фрагменты информации. Для получения всесторонней характеристики тех или иных объектов необходимо выявить и проанализировать значительное количество таких фрагментов («документальный шлейф объекта»). Выявление и обработка фрагментарной информации осложняется тем, что информационные сообщения в Интернете представлены в разных форматах (текстовых, графических, аудио-, видео- и мультимедийных).
- 3. Многократное дублирование информации в сети приводит к появлению «информационного шума», в котором теряются сообщения, содержащие уникальную информацию.
- 4. Противоречивость информации, представленной в разных источниках: каждый источник, как правило, имеет свою точку зрения на объект, поэтому информация в разных источниках может быть крайне противоречивой. Это может являться достоинством при условии, что источники авторитетны. Однако судить об авторитетности источников в сети не всегда возможно.
- 5. Ограничения распространения информации для защиты авторского права, коммерческой тайны приводят к тому, что такая информация не размещается в сети легально. Нелегальное размещение информации не гарантирует ее достоверности если источник размещен без разрешения правообладателя, и то никогда нельзя с уверенностью сказать, что это именно та информация и в том объеме, как в первоисточнике. Кроме того, использование такой информации в собственной работе крайне неэтично и является серьезным правонарушением.
- 6. Несовершенство информационно-поисковых систем Интернета. На первых страницах поиска (которыми, как правило, удовлетворяется рядовой пользователь) в большинстве случаев не будут отражены самые ценные публикации по исследуемой проблеме (статьи в авторитетных периодических изданиях, книги и т. д.), т. о. информация будет представляться крайне поверхностно. Google отлично справляется с ответами на фактографические запросы (такие, как: когда произошло то или иное событие. какова стоимость того или иного продукта и т. д.), но когда требуется всестороннее выявление информации по проблеме, одного Google недостаточно.
Все это значительно усложняет информационный поиск, требует ценностного отбора и оценки достоверности информации, а также переработки больших массивов информации, что и составляет информационную культуру. Библиотеки, являясь частью информационной среды, ориентированы на преодоление этих негативных факторов путем осуществления навигации знаний (ценностного отбора информации, создания информационной продукции, консультирования и т. д.).
В последнее время также появляется все больше статистических данных и экспертных прогнозов, позволяющих говорить о «побочных эффектах» информационных технологий при условии их неграмотного использования. Рассмотрим лишь некоторые из них, влияющие на жизнь отдельного человека.
- 1. Сложность «соответствия» отдельного человека современным интеллектуальным и технологическим стандартам современного общества. что получило название - «отставание человека от человечества».
Наш ритм жизни изменился под влиянием скорости развития информационных технологий. В докладе Я. Л. Шрайберга приведена следующая цитата М. Харриса: «Оцените скорость проникновения новшеств. Сколько требуется времени, чтобы новую технологию освоили 50 млн человек? Радиосвязи для этого понадобилось 38 лет. телефону - 20 лет, телевизору - тринадцать, а Всемирной паутине хватило всего четырех лет: Facehook 50 млн человек овладели за 3,6 года. Twitter - за три, а iPad- вообще за два. Системе Google Plus потребовалось 88 дней на то, чтобы ее освоили 50 млн человек».
То есть окружающий нас мир меняется значительно быстрее, чем наши возможности но адаптации к нему. На осознание значения книгопечатания подвижными литерами ушло почти целое столетие. Еще в середине XX в. люди интеллектуального труда, освоив информационную культуру своего времени в университете, на протяжении всей жизни пользовались неизменными навыками поиска и использования информации. что уже невозможно для современных специалистов. - 2. Рост объема информационных потоков и, как следствие, невозможность исчерпывающего получения и усвоения новой информации.
Экспоненциальный рост потока обусловлен не только стремительным развитием научной мысли, но и технологической легкостью создания и внедрения в общественный оборот новых информационных продуктов. в том числе, являющихся результатом «самопубликационной активности».
Другой причиной увеличения объема потока (вернее, объема дублирующих сведений, не несущих новой полезной информации) является технологическая простота копирования информации при несовершенстве нормативной базы и отсутствии уважения к интеллектуальной собственности. что приводит к появлению плагиата, «копипаста» и других явлений. - 3. Утрата доверия к «печатному слову». Рост «самопубликационной активности» привел к изменению состава информационного потока. Если прежде в нем преобладали документы, прошедшие этап отбора, редактирования и, порой, даже цензуры, то сегодня все чаще появляются публикации. отражающие субъективную точку зрения автора, или периодические издания, предлагающие привлекательные, но сомнительные условия публикации научных статей. Порой сложно установить не только достоверность, ценность, но даже и актуальность информации из-за частичного или полного отсутствия сведений о дате создания, авторах, источниках получения информации и др.
- 4. Опасность утраты конфиденциальности личных сведении, и как следствие, личной жизни. Сегодня компьютерные программы отслеживают наше географическое местоположение, наши покупки, наши контакты. И, надо признаться, что мы им с удовольствием в этом помогаем, делая на карте отметки о своем пребывании и выкладывая в социальные сети фотографии, фиксирующие каждую минуту нашей жизни.
Этот перечень можно продолжать. Так, например, К. Николаев, специалист по интеллектуальным технологиям работы с информацией. опираясь на результаты многочисленных исследований, отмечает, что вес большее делегирование компьютерным устройствам интеллектуальных полномочий по переработке информации постепенно приводит к атрофированию соответствующих участков мозга человека. Вес труднее становится проводить вычисления без калькулятора, проложить маршрут без GPS-навигатора. вспомнить номер телефона близкого человека, если вдруг мы остались без своего мобильного устройства.
Таким образом, постепенное приходит осознание, что информационное общество - это не только и не столько компьютеры и компьютерные сети, сколько люди, умеющие с помощью информационных технологий отбирать, оценивать, перерабатывать информацию, создавать на этой основе новое знание и обогащать им социум.
В этих условиях возрастает значение информационной культуры, которая становится средством социальной защиты личности. С развитием цивилизации все более очевидно, что люди без образования, не умеющие самостоятельно наращивать профессиональные знания и, при необходимости. переквалифицироваться, вытесняются за грань условий жизни, достойных человека.
И если прежде причины социального неравенства связывали с происхождением и наличием гражданских прав, собственностью и доходами, положением в социальной структуре общества, сегодня фактором расслоения становится уровень информационной культуры, проявляющийся в информационном поведении.
А это означает, что уже в самое ближайшее время судьба каждого конкретного человека будет зависеть от того, насколько он способен своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию (а точнее, новое знание) в своей повседневной жизни: в трудовой деятельности, учебе, на досуге и в быту.
Информационно-библиографическая культура: учеб. пособие / В. В. Брежнева, А. А. Грузова, Т. В. Захарчук и др. ; под ред. В. В. Брежневой, Т. В. Захарчук ; М-во культуры РФ, С.-Петерб. гос. ин-т культуры, библ.-ин. фак. – Санкт-Петербург: СПбГИК, 2017. – 204 с.