Профессиональные коммуникации в структуре социальных коммуникаций

Профессиональные коммуникации в структуре социальных коммуникаций

Социальные коммуникации охватывают вес аспекты человеческой жизни. Особое значение коммуникации имеют в профессиональной деятельности от их правильной организации зависит эффективность этой деятельности. Любая профессиональная деятельность сопровождается обменом информации между участниками. Люди вступают в профессиональное взаимодействие посредством профессиональной коммуникации.

Профессиональная коммуникация - коммуникация, которая осуществляется специалистами в ходе профессиональной деятельности с целью обмена профессиональной информацией.

Причины повышения роли профессиональной коммуникации в профессиональной деятельности специалиста многообразны, но наиболее существенными являются следующие;

  • развитие средств информации и коммуникации;
  • резко повысившаяся потребность в профессиональном общении;
  • необходимость в обмене научной и практической информацией;
  • осознание необходимости взаимопонимания и научного сотрудничества;
  • постоянно расширяющаяся система профессиональных контактов.

Посредством профессиональной коммуникации осуществляется трансфер технологий в инновационной деятельности, информационный обмен в профессиональных сообществах, управление организациями, деловое сотрудничество, реализуются информационные процессы профессиональной деятельности отдельных специалистов, осуществляется и оптимизируется профессиональная деятельность (образовательная, научная, коммерческая и т. д.).

Основной компетенцией для осуществления профессиональной коммуникации являются знания, связанные с профессиональной деятельностью на рабочем месте.

Особенностями профессиональных коммуникации являются:

  • реализация коммуникации в условиях конкретной деятельности;
  • наличие определенного официального статуса объектов;
  • направленность на установление взаимовыгодных контактов и поддержку отношений между представителями организаций и профессиональных сообществ:
  • регламентированность, т. е. подчиненность определенным правилам и ограничениям;
  • предсказуемость, предварительное планирование, определение цели, содержания, возможных последствий;
  • творческий характер взаимоотношений, направленность их на решение конкретных деловых проблем, достижения цели;
  • взаимосогласованность решений и последующая организация сотрудничества партнеров;
  • взаимодействие экономических интересов и социальное регулирование.

Профессиональное общение, опираясь на общие нормы, часто имеет индивидуальный характер и проявляется в способах общения, которые выбирает субъект в определенных коммуникативных ситуациях.

Особенным образом осуществляется формальная и неформальная профессиональная коммуникации.

Формальная профессиональная коммуникация - обмен профессиональной информацией через систему профессиональных документов (письменная коммуникация).

Неформальная профессиональная коммуникация - обмен профессиональной информацией в ходе профессионального общения (устная коммуникация).

Традиционно формальная коммуникация осуществлялась при помощи системы профессиональных документов, функционирующих в мировом сообществе. Важнейшим инструментом формальной коммуникации является система профессиональных периодических изданий.

Неформальная коммуникация осуществляется в ходе профессионального общения, традиционно - при участии в различных профессиональных мероприятиях (деловых встречах, переговорах, конференциях, семинарах и т. д.).

Преимущества и недостатки этих видов коммуникации представлены в таблице:

Свойства коммуникации Формальная коммуникация Неформальная коммуникация
Достоверность информации + -
Оперативность информации - +
Сохранение информации в неизмен­ном виде + -
Возможность передачи во времени и пространстве + -
Возможность доступа в любое время + -
Защита авторских прав + -
Возможность обратной связи - +
Возможность изменения сообщения в процессе его восприятия - +

С появлением интернет-среды и развитием информационно-коммуникационных технологий границы между формальной и неформальной коммуникациями как между письменной и устной стали стираться. Значительная часть профессионального общения стала осуществляться через средства сети в письменном виде (чаты, форумы и т. д.). Поэтому на сегодняшний день ужесточаются требования к культуре письменной речи.

При переводе формальной коммуникации в сеть претерпели изменения главные свойства формальных коммуникаций -  достоверность информации, которая достигается путем проведения серьезной профессиональной и редакторской экспертизы документа перед публикацией, и способность документов закреплять приоритет автора и защищать авторские права. Достоверность документа, размещенного в сети, установить крайне сложно. То же самое касается защиты авторских прав. Поэтому в профессиональной деятельности следует ориентироваться на авторитетные источники информации - цитируемые книги и журналы, обладающие высокой деловой репутацией. Необходимо отметить, что сложность защиты авторских прав в сети приводит к тому, что многие документы не имеют электронных версий и не размещаются в открытом доступе. Доступ к таким документам осуществляется либо путем покупки, либо в библиотеках. Основные каналы профессиональных коммуникаций представлены в таблице.

Каналы профессиональных коммуникаций:

Формы коммуникации Неформальная коммуникация (профессиональное общение) Формальная коммуникация (профессиональные документы)
Традиционные формы Деловые встречи 
Деловые совещания 
Мозговые штурмы 
Дискуссии 
Деловые переговоры 
Презентации
Защиты выпускных квалификационных работ и диссертаций
Выставки профессиональной продукции 
Конференции 
Семинары 
Стажировки
Прочие профессиональные мероприятия
Деловая переписка
Опубликованные документы: 
Статьи в профессиональной периодике (газетах, журналах) 
Монографии 
Учебные пособия
Научно-популярные монографии
Стандарты профессиональной деятельности
Неопубликованные документы: 
Диссертации 
Отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках 
Депонированные рукописи 
Непубликуемые документы: 
Официальные документы организаций:
Организационно-распорядительная документация 
Конструкторская документация 
Технологическая документация 
Проектная документация и т.д.
Электронные формы Электронная почта
Программы-мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp, Telegram и др.)
Средства конференц-связи
Социальные сети
Облачные сервисы для организации коллективной работы и информационного обмена (площадки для профессионального общения на базе корпоративных информационных систем управления, сервисы Google, Evernote, Nimbus и др.)
Профессиональные интернет-форумы и порталы 
Виртуальные выставки и конференции
Электронные публикации (в электронных журналах, на профессиональных сайтах, порталах и т. д.)
Электронные библиотеки
Электронные документы в системах электронного документооборота организаций

При помощи системы профессиональных коммуникаций реализуются информационные процессы инновационной творческой деятельности специалистов.