Антон Рафаэль Менгс – (1728, Ауссиг, Богемия – 1779, Рим) – немецкий художник, ведущий представитель неоклассицизма. Учился сначала у своего отца, датского художника Израэля Менгса, вместе с которым в 1741 г. едет в Рим, где продолжает свое обучение. В Риме он принимает католичество. В 1749 г. становится придворным художником Фридриха Августа III в Дрездене. В 1751 г. получает заказ на живопись главного алтаря католической церкви в городе и едет в Рим для его выполнения. В 1754 г. становится директором вновь организованной Академии живописи на Капитолии.
При жизни Менгс пользовался международной славой, современники видели в нём нового Рафаэля. Он был членом художественных академий Болоньи, Рима, Флоренции, Генуи, Венеции, Аугсбурга и Мадрида, придворным художником короля Саксонии и Польши и короля Карла IV Неаполитанского. Его книга, посвящённая Винкельману Gedanken uber die Schonheit und den Geschmack in der Malerei («Мысли о красоте и вкусе», впервые — Цюрих 1762, переиздано 1765, 1774, 1788) использовалась во многих академиях как учебник. Сборник сочинений Менгса, вышедший на итальянском языке в Парме (1780, переиздан в 1783 и 1787), был переведён на испанский (Мадрид, 1780, 1797); французский (Амстердам, 1781; Регенсбург, 1782; Париж, 1787); немецкий (Халле, 1787) и английский (Лондон, 1796) языки.
С 1760 по 1761 гг. выполняет свое самое известное произведение – фреску «Парнас» на плафоне виллы Альбани в Риме. После ее завершения едет в Мадрид по приглашению испанского короля Карла III. В 1770 г. возвращается в Италию и работает в Риме и Флоренции. С 1773 по 1777 гг. вновь возвращается в Мадрид для выполнения живописного декора обеденного зала королевского дворца на тему триумфа Траяна. С 1777 до своей смерти в 1779 г. находится в Риме. Похоронен в храме св. Петра в гробнице, сделанной по заказу Екатерины Великой.
Менгс оставил после себя множество теоретических сочинений, написанных на итальянском, испанском и немецком языках. В них он развивает свои взгляды, довольно эклектические по сути, о том, что совершенство в искусстве может быть достигнуто на основе соединения греческого идеала с образностью Рафаэля, светотенью Корреджо, цветом Тициана.
Огромное значение для распространения неоклассицизма в европейской культуре второй половины XVIII века имела его близкая дружба с Иоганном Иоакимом Винкельманом – выдающимся немецким мыслителем, теоретиком и историком искусства, который был создателем доктрины неоклассицизма, основанной на идее образцовости античного искусства. Винкельман был одним из первых европейских ученых, который дифференцировал два исторических типа античности – греческую и римскую – и обосновал превосходство греческой над римской.
Жанр портрета занимает важное место в творчестве Антона Рафаэля Менгса. Он создал множество автопортретов, и в нескольких из них изобразил себя с атрибутами своей профессии (автопортреты в Галерее Уффици, Флоренция, Эрмитаже, Картинной галерее Берлина). Поза, в которой художник себя представляет, очень типична для автопортрета – фигура изображена по пояс, в трехчетвертном повороте, с характерным шейным платком, с папкой для эскизов и кистью в правой руке. Цветовое решение берлинского автопортрета точно передает свойственные палитре Менгса цветовые сочетания.
«Юпитер целует Ганимеда»
Одним из курьёзов в истории искусств является фреска «Юпитер целует Ганимеда», созданная в 1758—59 годах (Национальная галерея, Рим). Это произведение послужило поводом
для ссоры между Винкельманом и Менгсом. Менгс, впечатлённый результатами раскопок Помпей и Геркуланума, виртуозно использовал приёмы античных художников и создал своё произведение (возможно, это была копия подлинной фрески). Несмотря на возражения некоторых скептиков, произведение сразу же было принято за античный оригинал (в том числе и Винкельманом в его «Истории искусства древности»). Раскрытие подлога ударило по репутации Винкельмана и навсегда поссорило его с Менгсом. Неизвестно, какими соображениями руководствовался художник, идя на подобную мистификацию. По словам Гёте, Менгс признал своё авторство только перед смертью.
«Noli me tangere» («Не прикасайся ко мне»)
Картина была заказана Менгсу в 1769 г. колледжем Всех святых (All Souls) в Оксфорде для его главной капеллы. После завершения полотна в Риме в 1771 г. оно было сначала показано папе Римскому, а затем выставлено на всеобщее обозрение на Вилле Медичи. Картина оставалась главным алтарным образом капеллы до конца XIX века.
Названием этого алтарного образа служат слова Иисуса, обращенные к Марии Магдалине «Noli me tangere», в переводе с латыни – «Не прикасайся ко мне».
На картине изображено явление Христа Марии Магдалине после Его Воскресения. Как рассказывается в Евангелии от Иоанна, Мария Магдалина была первой, кому явился воскресший Иисус. Евангелист Иоанн повествует о том, что Мария Магдалина увидела стоящего Иисуса, но не узнала его, приняв за садовника. Тогда Иисус позвал ее по имени. «Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17).
Этот евангельский сюжет был очень популярен в европейском искусстве эпохи Ренессанса и Нового времени. Несомненно, создавая это произведение, Менгс вдохновлялся примером итальянских художников Высокого Возрождения. Фигура Христа инспирирована образами Рафаэля. Композиционное построение отличается четкостью и лаконичностью, пространственные планы и соотношения выстроены ясно и логично. Герои выдвинуты на передний план. Пластическая моделировка живописных форм придает им сходство со скульптурными изваяниями. Их позы, внешне статичные, характеризуют внутреннее состояние каждого образа. Они представлены на фоне идеального итальянского пейзажа, темные силуэты кипарисов непосредственно за ними еще четче выделяют фигуры и оптически приближают их к зрителю.