Архитектура Аббасидского халифата. Багдад, Самарра

Аббасидский халифат

В 750 г. к власти пришла династия Аббасидов. Они были потомками Аббаса — дяди Мухаммада. Государство было укреплено, границы несколько расширились. В области архитектуры данная эпоха известна двумя событиями — строительством новой столицы и возведением резиденций.

Дамаск перестал быть главным городом мусульманского мира. Аббасидский правитель ал-Мансур (754-775) повелел основать новый город, который поразит своим великолепием народы мира. «По замыслам ал-Мансура новая столица должна была удовлетворять четырем условиям: находиться в центре империи, ее климатические условия не должны способствовать заболеваниям малярией, рядом с ней не должно быть крупных городов которые могли бы с ней соперничать, и, наконец, она должна стоять на одной из полноводных судоходных рек». В 762 г. решено было заложить город на берегу реки Тигр, получивший официальное название Мадина’ ас-Салам, что в переводе с арабского означает «город мира». Это название присутствовало в документах, на монетах и т. д. Также у него было несколько других названий: Мадинат ал-Мансур (пер. с араб, «город Мансура»), Мадинат ал-Заура (пер. с араб, «извилистый город»). Но известен он стал под названием Багдад.

Багдад

Багдад быстро рос. «Для постройки города были собраны зодчие из Куфы, Васита, Басры, Сирии, Западной Персии» В результате он превратился в самый роскошный город мусульманского мира, который стали описывать путешественники, про который стали слагать легенды и рассказывать истории, самым ярким примером чему может служить памятник арабской литературы «Тысяча и одна ночь». Это был центр, куда стремились люди самых различных профессий — от плотников до ученых В IX-X вв. арабы впитывают научные знания и различные аспекты культур многих стран: Греции, Индии, Персии.

Багдад. Схематический план. А — круглый город 766—941 гг. с дворцом в центре; Б — пригород Карх; В — Багдад с 1095 г.Ворота: 1 — Баб ал-Муазем, 2 — Баб ал-Вастани, 3 — Баб ал-Халаба или Ворота талисмана, 4 — Баб ал-Шарки, 5 — дворец Аббасидов, 6 —медресе Мустансирия, 7 — -минарет Сук ал-Газаль, 8 — мавзолей шейха ас-Сухраварди, 9 — хан Ортма, 10 — мечеть — усыпальница Гайлани (1515 г.), 11 — мавзолей Зубейды, 12 — мечеть — усыпальница Мааруфа ал-Кархи (1215 г., перестроена в XVIII —XIX вв.)

Тот удивительный город времени Аббасидов мы можем себе представить только по описаниям современников и археологическим раскопкам, которые проходили вплоть до американского вторжения в Ирак в 1991 г. Первое, что бросается в глаза при изучении города, — его удивительный план. Он построен в виде круга с двойной стеной (в диаметре — 2638 м). Выезд из четырех ворот города был направлен на важнейшие города и

Багдад. Круглый город. План.

земли мусульманского Востока того времени — Куфу, Дамаск, Басру и Хорасан. В центре Багдада размещались государственные постройки — дворец халифа (Златые врата) с мечетью с зеленым куполом (Куббат ал-Хадра, Зеленый свод), государственные учреждения (семь диванов), дома ближайших родственников халифа. Над воротами и дворцом находился флюгер с изо бражением всадника, который, скорее всего, демонстрировал могущество города и государства в целом.

Багдад, заложенный Мансуром на западном берегу Тигра, неподалеку от Ктесифона, по круглому плану, достигал в поперечнике 2,5 км. По словам арабских авторов, среди города стоял дворец со сводчатым айваном, подводившим к тронному залу под высоким зеленым куполом—отсюда название Куббат ал-Хадра. Есть основания думать, что композиция здания отвечала принципам сасанидского дворцового строительства, четко выявленным уже во дворце Куфы. Размеры дворца были 400 локтей, к нему примыкала мечеть 200 локтей шириной. Дворцовый ансамбль отделялся от жилых кварталов круглой стеной. Двойная внешняя городская стена была прорезана четырьмя воротами и укреплена 112 башнями — по 28 между воротами. К югу от города вырос пригород Карх, тоже обведенный стеной. Багдад — значительный культурный и экономический центр средневекового Востока, средоточие наук и искусства, составлял славу и гордость мусульманского мира. Он назывался Мадинат ас-Салам — «город мира». Закончив в 766 г. постройку столицы, Мансур приступил к строительству загородного дворца и мечети на восточном берегу реки; это место получило название Русафа.

Именно в плане Багдада была развито мусульманское понима ние мира и места халифа в нем. Круг должен был показывать модель вселенной, центром которой стал дворец, где восседал на троне халиф. В этом архитектурном комплексе впервые мечеть была сдвинута в сторону. Аббасидский правитель стал наместником не Пророка на земле, а самого Бога.

Несмотря на высокое предназначение, Багдаду выпала тяжелая судьба — средневековый город-сказка до нас не дошел. «Судьба Багдада со временем разошлась с судьбой творения ал-Мансура, так и оставшегося уделом суверена, а затем практически заброшенного и в конечном счете разрушенного в ходе осады, которая повлекла смерть халифа ал-Амина».

В 1258 г. Багдад был разрушен монгольским ханом, а в конце XIV в. город пережил нападение Тимура. В результате древняя архитектура города не сохранилась, а самые старые постройки в современном городе появились относительно недавно.

Многие аббасидские правители строили резиденции в других городах. Несмотря на огромные затраты на строительство, жизнь комплексов была недолгой. Когда любовь халифа к ним ослабевала или если престол занимал новый правитель — двор, административный аппарат, войска и т.д возвращались в Багдад, а город, где возводилась резиденция, приходил в запустение. Ухайдир и Самарра — примеры таких городов-резиденций.

Самарра

Венцом аббасидской архитектуры городов-резиденций стала Самарра, возведение которой началось в 836 г. Халиф ал-Мутасим (833-842), опасаясь за свою жизнь из-за восстаний в столице, решил на время ее оставить. Место для нового города-резиденции халифа было выбрано в 125 км к северу от Багдада, на берегу Тигра. Ему было дано имя Самарра (пер. с араб. «приятная для глаз»). Это место привлекло еще персидского правителя из династии Сасанидов Хосрова I Ануширвана (531 -579), который построил здесь охотничий домик. Даже в наши дни, по данным археологических раскопок, Самарра поражает своими масштабами.

Мутасим собрал мастеров со всей страны и разослал гонцов за мрамором и деревом в Басру, Латакию, Александрию. Будучи последовательно резиденцией нескольких халифов, Самарра строилась разновременно и лишена какого-либо планировочного единства. Отдельные группы дворцовых построек с мечетями и прилегающими жилыми кварталами тянулись узкой полосой вдоль обрывистого восточного берега Тигра, не превышая в ширину 2 км.

Почти за полстолетия своего существования город протянулся по берегу реки на 33 км. В IX в. в нем на месте сегодняшних руин и песка были многочисленные постройки и сады, которые поражали своим великолепием и размерами. Например, центральная улица Самарры, шедшая параллельно реке, была шириной около 100 м. «Это был город для знати, чиновников и военных, с дворцами, ипподромами, садами и мечетями, вмещавшими целые армии».

Ядро города составляет самый ранний средний район, где дворец Мутасима Джаусак занимает 175 га. Грандиозный комплекс неправильных очертаний заключал официальную часть, гарем, сокровищницы, казармы, бани, крытые цистерны, площадку для поло, сады и павильоны. Тронный зал крестообразного плана венчал высокий купол. Дворец выходил к реке трехайванным входом Баб-ал- Амма, откуда сбегали к воде ступени широкой лестницы. Средняя арка айвана была высотой 11,1 м. Помещения дворца оживляла обильная орнаментальная и сюжетная живопись, резной стук стилизованных растительных мотивов, местами изобразительные рельефы — фриз идущих верблюдов над входом цистерны, резное дерево.

Тематика живописи типична для придворного искусства средневекового Востока: сцены охоты, фигуры всадников и танцовщиц, вкомпонованные в завитки орнамента и фризы, изображения зверей и птиц.

Спиральный минарет главной мечети в Самарре

Главное архитектурное сооружение Самарры было построено при халифе ал-Мутаваккиле (847-861). Гигантская мечеть (156×240 м) был возведена за удивительно короткий срок — с 849 по 852 г. Она представляет собой образец четко выверенного мусульманского культового здания — арабскую колонную мечеть с молитвенным двором, залом и минаретом. Стена комплекса с внешней стороны оформлена элементами, которые заимствованы из месопотамской архитектуры: нишами, выступами и фризами. Также стена укреплена полукруглыми башнями — бастионами-контрфорсами, что делает постройку похожей на неприступную крепость.

Прямоугольная в плане, обнесенная стенами толщиной до 2,65 м из

Большая Мечеть и минарет

обожженного кирпича, она превосходила своими размерами все мечети мусульманского мира. Двор окружали галереи с балочным потолком на кирпичных пилонах восьмиугольного сечения с угловыми колонками из мрамора и гранита. Число опор было 464. Высота до балок составляла 10,35 м. Стены покрывала мозаика, рисунок которой выделялся на золотом фоне; с нею контрастировала белизна резного по стуку михраба. Извне стены между полукруглых башен венчал фриз, разбитый на квадратные кассеты; с южной стороны над ним были прорезаны по числу нефов 24 арки. В плане появилась характерная черта: помимо

Стена Большой мечети

внутреннего обнесенного галереями двора мечеть окружал с трех сторон внешний двор зиада (эта особенность перенесена, видимо, из дворцовой архитектуры).

Отдельно от мечети против северной ее стены высился на квадратном цоколе минарет ал-Мальвия с внешним спиральным ходом. Здесь в своеобразных формах возродилась традиция зиккурата. Сооружение необычно благодаря своей форме. «Этот минарет несомненно берет своё начало от вавилонских зиккуратов и знаменитой Вавилонской башни, которая во времена ал-Мутаваккиля еще не была разрушена до основания».

Архитектор решил сделать минарет спиралевидным, с усеченным конусом, находящимся на квадратном цоколе. Минарет стал архитектурной доминантой в городе. Снаружи постройку опоясывает пандус. В эпоху Аббасидов это было самое высокое здание мусульманского мира — 52 м. В дальнейшем такая форма будет повторена в минаретах мечети в Джафарии (860-е гг.) и мечети Ибн Тулуна в Каире (879 г.). Однако они будут только уменьшенной копией минарета в Самарре.

Самарра известна и первым мавзолеем — Куббат ас-Сулайбийа. До Аббасидов этого типа сооружений в исламе не существовало. Однако после смерти халифа ал-Мунтасира (861-862) мать правителя настояла на возведении памятной постройки. Это был квадратный купольный зал, окруженный сводчатой галереей восьмиугольного обвода. Поперечник здания достигал 18,21 м.

Укрепления замка Каср ал-Ашик (878— 882 гг.) площадью 139,8X93,2 м с башнями обычного типа обведены рвом. С севера выступает предвратное сооружение, где был деревянный подъемный мост. Стены между башнями увенчаны аркатурой с фестончатыми арочками. Обе постройки сложены из блоков искусственного камня (глина, кварц и гипс).

В южном конце города располагался дворец халифа Мутазза — Балькувара (между 849 и 859 гг.). Этот ансамбль отличается от Джаусака геометрическим рисунком плана, но по масштабам уступает ему лишь немного. Квадрат стен 1250 х 1250 м укреплен башнями. Для того чтобы попасть в тронный зал, нужно было миновать три двора и трое ворот. Крестообразный зал стоял на верхней точке рельефа, и через арки открывались великолепные перспективы на четыре стороны горизонта. По другую сторону зала лежал сад, опускавшийся к реке с пристанью. Трехарочные фасады зала покрывали стеклянные мозаики с растительным узором по золотому полю, двери были украшены росписью и позолотой; в интерьере над стуковой панелью поднимались фигурные ниши в обрамлении из перлов, окна прикрывали решетки с цветным стеклом. По обе стороны зала теснились жилые постройки, разбитые по стандартной сетке и разделенные на кварталы. В остальных дворах, почти не застроенных, размещался гарнизон. Деление плана на три полосы сближает Балькувару с Мшаттой, но масштабы строительства неизмеримо выросли— дворец Мутазза превосходит Мшатту по площади более чем в 17 раз. Это целый город с улицами, рынком, мечетями и банями.

Севернее Джаусака выделены стенами два обособленных поселения. Одно из них — «Старый Багдад» — было обнесено стеной из глины с галечником. Стены образовывали четырехугольник длиной до 1 км. шириной 500 и 250—300 м, где теснились дома из камня и обожженного кирпича. Самый северный район сложился вокруг дворца халифа Мутаваккиля; тут находилась построенная из сырца мечеть Абу Дулаф (860—861 гг.) с минаретом, повторяющим в миниатюре формы ал-Мальвии. Ее аркады опирались на прямоугольные пилоны.

Плоскокровельные одноэтажные жилые дома с замкнутым двором, куда выходили айваны, украшались резным стуком. В стуковом орнаменте Самарры различаются три стиля: для первого характерен мотив виноградной лозы, для второго— розетки с заполнением растительного узора, для третьего — техника отливки в формы и слабый рельеф.

Грусть

К сожалению, жизнь резиденции халифа была недолгой — немногим более пятидесяти лет. В 892 г. Самарра начала разрушаться — именно в этом году халиф изъявил желание вернуться в Багдад.

Образование Самарры, города-резиденции, было искусственным, и расцвет ее оказался недолгим. Город опустел и превратился в руины после того, как уже в 892 г. правители вернулись в Багдад. В обширном и неоднородном государстве Аббасидов к тому времени обнаружились признаки распада. Власть халифов, окруженных то тюркскими, то иранскими наемниками, угасала. Архитектура между тем впитывала поступавшие с востока новые идеи.

Самарра «предстает великолепным примером аббасидской метропо лии в столь же стремительном, столь и скоротечном развитии из состо яния города-лагеря, который уже не имел ничего общего со скоплением бедных лачуг, где переходили к оседлой жизни арабские кочевники-за воеватели…


  1. Сухоруков С.А. Архитектура Ислама.
  2. ВИА, т. 8.