«Бубновый валет» и другие художественные объединения в русском искусстве 1910-х гг.

Русское искусство 1910-х гг.

Движения творческой деятельности имеют исходное значение для ориентации в истории

Пётр Кончаловский. Автопортрет в сером, 1911 год

искусства 1901-1917/1918 годов. Именно в это время впервые образуется невиданная ранее множественность художественных движений, развивающихся несколькими рядами. Сколь бы ни было подготовлено это явление развитием искусства конца 19 века, особенности противоречивого, неустойчиво-лихорадочного движения художественного творчества в первые десятилетия 19 века определяются прежде всего и главным образом обстоятельствами сегодняшнего дня и приближающегося будущего. Искусство тех лет развивается, не только отражая зримую сиюминутную ситуацию, но и с сейсмографической чуткостью улавливая движение сил, которым предстояло прийти в открытое столкновение в грядущих социальных и национальных драмах мировых войн и социалистических революций. В нем формируется движение, обретающее новую демократическую социальную основу, устанавливающее непосредственную связь с революционными рабочими партиями, проникающееся идеями социализма и не только отражающее революционную борьбу народа, но и участвующее в ней своими средствами. В народном творчестве стран Европы, крестьянском в своей основной массе, развивается нечто существенно новое — городской фольклор. Наконец, в профессиональном искусстве опять-таки в первые десятилетия 20 века со всей отчетливостью вырисовываются принципиальные позиции явлений, имеющих гораздо более общее значение, чем свойства какого-либо художественного направления.

Творческое объединение «Бубновый валет»

Общество художников «Бубновый валет» — русская художественная группа, самое крупное творческое объединение раннего авангарда, существовавшее с 1911 по 1917 год. Художники группы («бубнововалетцы»)

А. Лентулов. Василий Блаженный, 1913

порвали с традициями реалистической живописи и выступали с формалистических позиций против идейности искусства. Среди её основателей и наиболее выдающихся художников — Петр Кончаловский, Илья Машков, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов, Наталья Гончарова.

В декабре 1910 — январе 1911 в салоне дома Левиссон на Большой Дмитровке состоялась выставка под названием «Бубновый валет», организованная по инициативе Д. Д. Бурлюка и М. Ф. Ларионова группой бывших учащихся МУЖВЗ. Выставка, название которой по мнению организаторов символизировало «молодость и страсть», во многом носила эпатажный характер и демонстрировала различные новаторские устремления московской молодежи. Преобладали на ней работы примитивистского направления, главным выразителем которого стал Ларионов, развивавший в своем творчестве традиции народного лубка и провинциальной вывески.

Участники выставки: В. С. Барт, С. И. Бодуэн-де-Куртенэ, Д. Бурлюк, Д. Д. Бурлюк, С. Гончарова, П. П.

Илья Машков. «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского». 1910. ГРМ

Кончаловский, А. В. Куприн, М. Ф. Ларионов, А. В. Лентулов, И. Лобанов, К. С. Малевич, А. Т. Матвеев, И. И. Машков, А. Ф. Микули, А. А. Моргунов, H. Е. Роговин, В. В. Савинков, А. М. Самойлова, И. А. Скуйе, Б. А. Такке, P. Р. Фальк, А. В. Фонвизин, Л. В. Штюрцваге (Сюрваж), В. Р. Эйгес, А. Экстер, а также члены русского мюнхенского кружка Г. Бехтеев, Э. Босси, М. В. Веревкина, В. В. Кандинский, Г. Мюнтер, А. Г. Явленский и французы А. Ле Фоконье, А. Глез, Л.-А. Моро и др.

В конце 1911 группа участников выставки обратилась к городским властям за разрешением учредить Общество художников «Бубновый валет», целью которого ставилось «распространение современных понятий по вопросам изобразительных искусств». Устав общества был утвержден 1 ноября 1911.

Р. Р. Фальк. Пейзаж с парусом. 1912

Членами-учредителями стали П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, И. И. Машков и В. В. Рождественский. Председателем правления был избран Кончаловский (позже его сменил Куприн), секретарем — Машков, казначеем — Куприн. Впоследствии в правление входили также Рождественский, Лентулов, Фальк и М. С. Родионов. К концу первого года общество насчитывало 20 действительных членов и 50 членов-соревнователей (экспонентов). Его почетными членами были избраны С. И. Щукин и В. И. Суриков.

Группа Ларионова (Барт, Гончарова, Роговин, Скуйе и др.), выступавшая против преобладающих в обществе тенденций «сезаннизма» и «западничества», не вошла в него и весной 1912 устроила самостоятельную выставку «Ослиный хвост».

В 1912 году художники, тяготевшие к примитивизму, кубофутуризму и абстракционизму (братья Владимир и Давид Бурлюки, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Казимир Малевич и другие), организовали выставку и объединение под названием «Ослиный хвост». Раскол «Бубнового валета» произошел по

А. В. Куприн. Натюрморт с книгами и свечой. 1911–1912

принципиальным соображениям. Если большинство бубнововалетцев, среди которых были Р. Фальк, П. Кончаловский, А. Куприн ориентировались на новую французскую живопись, то художники «Ослиного хвоста» стремились соединить живописные достижения европейской школы с традициями русского народного, наивного искусства, крестьянской примитивной живописи, лубка, иконописи, искусства Востока. Со временем обе группы оказались в непримиримой вражде, разгорелась, по выражению прессы, «война хвостов и валетов».

В дальнейшем выставка «Бубновый валет» рассматривалась Ларионовым как первая в цикле выставок его группы, демонстрировавших последовательные стадии движения от примитивизма к беспредметничеству («лучизму» и «пневмо-лучизму»). В то же время деятельность общества «Бубновый валет» стала мишенью для постоянных полемических атак Ларионова и Гончаровой.

Н. Е. Кузнецов. Гранаты и яблоки. 1916

23 января 1912 в зале Экономического общества Московского военного округа на Воздвиженке открылась первая выставка общества «Бубновый валет», на которой побывало 8 тысяч посетителей, причем около двадцати работ с нее было продано видным московским коллекционерам, что свидетельствовало о весьма заметном успехе. Последующие выставки общества состоялись в салоне на Большой Дмитровке: в феврале — марте 1913 (в апреле — мае 1913 эта выставка демонстрировалась в Петербурге), в феврале 1914 и ноябре — декабре 1916. В выставках помимо основного ядра общества участвовали его действительные члены и экспоненты: Е. А. Агафонов, К.К. Алексеева, Н. И. Альтман, А. Н. Бейгуль, Г. М. Блюменфельд, К. Л. Богуславская, В. Д. Бурлюк, Д. Д. Бурлюк, В. В. Гонорский, А. В. Грищенко, В. К. Долин, К. В. Кандауров, В. В. Кандинский, Г. Ф. Кашменский, С. М. Кеворкова, И. В. Клюн, С. А. Клюшников, Э. К. Крон, Н. И. Кульбин, М. В. Леблан, С. И. Лобанов, К. С. Малевич, А. И. Мильман, М. И. Михеев, А. П. Могилевский, А. А. Моргунов, А. А. Осмеркин, В. Е. Пестель, А. П. Плигин, В. И. Пожарский, Л. С. Попова, Е. С. Потехина, И. А. Пуни, О. В. Розанова, В. В. Савинков, А. М. Самойлова, А. Ф. Софронова, В. Е. Татлин, С. И. Толстая, Л. Г. Турченко, Н. А. Удальцова, Г.

И. И. Машков. Автопортрет. 1911

В. Федоров, И. С. Федотов, Б. Г. Фриденсон, Ю. И. Хольмберг-Крон, М. 3. Шагал, Н. И. Штуцер, А. А. Экстер и др., а также французские, немецкие и др. художники: Ж. Брак, К. Ван Донген, Ф. Валлотон, М. Вламинк, А. Глез, Р. Делоне, А. Дерен, Ж. Жовено, Ш. Камоэн, К. Кикерт, Э.-Л. Кирхнер, О. Кубин, Ф. Леже, А. Ле Фоконье, О. Фриез, А. Макке, Ф. Марк, А. Марке, А. Манген, А. Матисс, О. Мюллер, Г. Мюнтер, Г. Науэн, М. Пехштейн, П. Пикассо, А. Руссо, П. Синьяк, Э. Хеккель и др.

В марте — апреле 1915 многие члены общества участвовали в обширной выставке московских авангардистов «1915-й год».

Бубнововалетцы опирались в своем творчестве на опыт Сезанна, а также испытывали влияние «постсезаннистских» тенденций в западноевропейской живописи, прежде всего кубизма и, отчасти, экспрессионизма. Утверждая приоритет решения чисто формальных задач, они отвергали как повествовательность передвижников, так и эстетство мирискусников. Основу их эстетического восприятия составляло углубленное понимание пластической выразительности цвета, повышенная экспрессия и «тяготение к прекрасной плоти вещей» (Я. Тугендхольд).

Д. Д. Бурлюк. Портрет поэта В. Каменского. 1917

Члены общества активно пропагандировали свои взгляды на диспутах, которые устраивались ими в 1912—1913 в Политехническом музее при участии художников, поэтов-футуристов и литераторов различных направлений. На первом диспуте, состоявшемся 12 февраля 1912, прозвучали доклады Н. И. Кульбина «Новое свободное искусство как основа жизни», В. В. Кандинского «Эпоха великой духовности» (прочитан Кульбиным) и Д. Д. Бурлюка «О кубизме и других направлениях в живописи»; официальным оппонентом по докладам выступил М. А. Волошин, неофициальными — постоянные идейные противники бубнововалетцев М. Ф. Ларионов и H. С. Гончарова. Диспуты посвящались как общим вопросам современного искусства, так и конкретным событиям художественной жизни.

В марте 1913 года, в связи с открытием выставки «Мишень», Ларионов и сторонники организовали диспут под названием «Восток, национальность и Запад», где обвиняли бубновалетовцев, обратившихся к сезаннизму, в рабском подражании западному искусству, в то время как сами они стали черпать вдохновение из восточного.

Заметный общественный резонанс имел диспут 1 февраля 1913 по поводу покушения на картину Репина

А. А. Экстер. Флоренция. 1914

«Иван Грозный и сын его Иван» в Третьяковской галерее. В полемике по докладу Волошина «О художественной ценности пострадавшей картины Репина» (позже доклад вошел в его книгу «О Репине», М., 1913) выступили Д. Д. Бурлюк, Г. И. Чулков, Т. Ардов и сам И. Е. Репин. Диспуты зачастую принимали крайне заостренную форму. Так, после одного из них (19 февраля 1914) А. А. Моргунов был исключен из общества за оскорбление, нанесенное Я. А. Тугендхольду.

В 1913 общество выпустило сборник со статьями по искусству И. Аксенова, А. Ле Фоконье, Г. Аполлинера и репродукциями картин бубнововалетцев. В программной статье Аксенова «К вопросу о современном состоянии русской живописи» говорилось о кризисе русского искусства и содержалась резкая критика Союза русских художников и «Мира искусства». Намеченный выпуск последующих сборников не состоялся.

Л. С. Попова. Итальянский натюрморт. 1914

Со временем старожилов объединения начали вытеснять более молодые художники-беспредметники (Малевич, Татлин, Удальцова, Попова и др.), особенно когда в конце 1917 года молодое сообщество «0,10» присоединилось к «Бубновому валету». Также в группу влилось общество «Супремус».

После 1914 общество постепенно утрачивало внутреннее единство. В 1916 его покинули Кончаловский и Машков, перешедшие в «Мир искусства». Осенью 1917 за ними последовали Куприн, Лентулов, Мильман, Рождественский и Фальк. На собрании общества 14 (27) октября 1917 председателем правления был избран Малевич; одновременно действительными членами общества стали Л. А. Бруни, И. А. Малютин, А. А. Осмеркин, Л. С. Попова, В. Е. Татлин, Н. А. Удальцова и др. Однако уже 18 (31) октября группа Татлина вышла из общества, не встретив поддержки в своем требовании изменить его название.

В 1917 году состоялась последняя выставка объединения, причем в ней не принимал участия ни один из его основателей; это стал последний год существования объединения. В последней выставке общества, открывшейся 21 ноября (4 декабря) 1917 года, участвовали А. А. Барышников, Д. Д. Бурлюк, А. М. Гумилина, H. М. Давыдова, В. В. Каменский, И. В. Клюн, Э. К. Крон, Н. Б. Кузнецов, М. В. Леблан, К. С. Малевич, М. И.

Меньков, Д. В. Петровский, О. В. Розанова, В. М. Ходасевич, Ю. И. Хольмберг-Крон, Э. Шиман и А. А. Экстер. На выставке доминировали супрематические работы Малевича и его последователей. На ее закрытии 3 (16) декабря Бурлюк, Каменский и Малевич прочитали доклад на тему «Заборная живопись». На этом деятельность общества прекратилась.

Старое ядро бубнововалетцев в 1917—1918, 1921 и 1922 участвовало в выставках общества «Мир искусства», председателем которого стал Машков. В 1923 и 1924 бывшие основатели «Бубнового валета» провели самостоятельные выставки («Выставка картин» и «Выставка картин, организованная