Введение
Архитектура на всех этапах общественного развития организует и создает искусственную открытую и закрытую внутреннюю пространственную среду жилых, общественных и производственных зданий. В качестве сферы материального производства архитектура опирается на возможности и достижения строительной техники своей эпохи, как материальная среда — служит беспристрастным зеркалом социальных условий жизни общества, как искусство — оказывает глубокое, предусмотренное эмоциональное воздействие. Будучи одновременно продуктом художественного и технического творчества, архитектурная деятельность плодотворна лишь при взаимосвязанном решении эстетических и технических задач. При этом социально-функциональные и эмоциональные грани архитектуры получают воплощение в материально-пространственных формах.
В поисках защиты от непогоды и врага, в связи с возникающими более сложными потребностями, доклассовое общество постепенно выработало начатки архитектурных типов, строительных приемов и тектонических концепций, которые очень долго сохраняли свое значение и являлись исходными для дальнейшего творчества разных народов в течение многих тысячелетий. Чрезвычайно важно то обстоятельство,что в самых отдаленных друг от друга странах, ничем между собой не связанных, можно встретить одинаковые типы сооружений, одинаковые конструктивные приемы и нередко одинаковые архитектурные представления, вызванные сходными условиями и общим для всех них уровнем развития производительных сил. Человек, в отличие от животного, начиная с самых ранних ступеней своего развития, в своем творчестве не только стремится к целесообразности, но «формирует также и по законам красоты» (10, 15)
Зарождение зодчества относится к эпохе позднего палеолита. Строительная деятельность, которая решала утилитарные задачи, стала постепенно обращаться на удовлетворение духовных потребностей человека. Эстетическое осмысление и придание постройкам идейного и образного содержания знаменовало приход нового явления — архитектуры.
Начало архитектуры как искусства проявилось, когда в строительстве начали действовать не только законы необходимости, но и законы красоты. В эпоху бронзы, в середине II тысячелетия до н. э. практически повсеместно в Европе, в Китае, Корее, Индии, вдоль побережья Средиземного моря, в Тунисе, Египте и многих других странах возводили монументальные каменные сооружения из огромных каменных глыб – менгиры, дольмены, кромлехи, циклопические крепости и городища – это была так называемая мегалитическая архитектура (греч. medas – большой, ithos – камень).
На поздних этапах развития первобытного общества широкое развитие получили так называемые мегалитические (то есть выстроенные из громадных камней) постройки — менгиры, дольмены, кромлехи. Целые аллеи вертикально стоящих больших камней — менгиров — встречаются в Закавказье и в Западной Европе по побережью Средиземного моря и Атлантического океана (например, знаменитая аллея мецгиров у Карнака в Бретани). Дольмены широко распространены в Западной Европе, в северной Африке, Иране, Индии, в Крыму и на Кавказе; они представляют собой гробницы, построенные из поставленных стоймя огромных камней, перекрытых сверху одной или двумя каменными плитами. Сооружения такого характера иногда находятся внутри погребальных курганов — например, дольмен в кургане у станицы Новосвободной (на Кубани), имеющий две камеры — одну для погребения, другую, видимо, для религиозных церемоний. (2)
Общие сведения
Мегалиты — доисторические сооружения из больших блоков. В предельном случае это один модуль (менгир). Термин не является строго научным, поэтому под определение мегалитов и мегалитических сооружений попадает достаточно расплывчатая группа строений. Как правило, они относятся к дописьменной эпохе данной местности.
Термин был предложен в 1849 году английским исследователем А. Хербертом в книге Cyclops Christianus [8,2], а в 1867 году официально принят на конгрессе в Париже [ 1 ]. Термин не является исчерпывающим, поэтому под определение мегалитов и мегалитических сооружений подпадает достаточно расплывчатая группа строений. В частности, мегалитами называют обтёсанные камни больших размеров, в том числе и не используемые для сооружения погребений и памятников[4].
В отличие от многих неудачных определений, закрепившихся в научном языке, данное слово очень точно выявляет существо дела. Действительно, какие бы сооружения мы ни рассматривали — цисты (каменные гробы-ящики), дольмены (гробницы из поставленных на ребра валунов или плит, перекрытых сверху плитой), менгиры (поставленные вертикально камни), циклопические постройки (сложенные из валунов без связующего стены, здания, гробницы), — всюду главным и единственным «действующим лицом» будет камень. Огромные необработанные глыбы производят потрясающее впечатление. Они кажутся творением не человеческих рук, а неких природно-мифологических сил — так близок их внешний вид естественным нагромождениям гор и скал или каменным скоплениям, оставленным на европейских равнинах последним оледенением.(7, 138)
Возникновение архитектурной композиции в первобытных сооружениях.
Первыми типами первобытного жилья были убежища с использованием природных условий (пещеры, навесы скалы). Вероятно, первые искусственные сооружения, сначала неправильной, а затем круглой или) овальной формы, отражали опыт использования естественных укрытий, которые человек долгое время лишь приспособлял к своим нуждам. Появление прямоугольного жилища было важнейшим этапом в развитии архитектуры, завершившим процесс, который длился, может быть, многие тысячи лет. Ясно выраженная тектоническая концепция вертикальных опор и горизонтального покрытия должна была вызвать у первобытного человека не только ощущение прочности такого сооружения, но и первые пространственные представления, которые он мог противопоставлять аморфности окружающей природы.
Можно предполагать, что уже в пределах первобытной архитектуры наметились зачатки двух пространственных концепций: более или менее правильного круглого или овального пространства и более или менее правильного прямоугольного, послуживших основой для большинства сооружений позднейших исторических эпох.
Желание замкнуть круглой в плане пространство естественно толкало к поискам внутреннего решения его при помощи сводчатого перекрытия. Изобретенная человеком система ложного свода, не имеющего бокового распона и образуемого путем кладки камней горизонтальными рядами с небольшим напуском каждого последующего ряда, в дальнейшем привела к ряду интересных архитектурных решений. Внутренние выступы сводчатого потолка обрабатывались в ритмически четком чередовании уступов, а иногда сводились в две плоскости или же в конусообразный свод.Возникли также два способа ограждения пространства: сплошной стеной и рядом отдельных ритмически расположенных опор (кромлех).
Постепенно определялось более или менее сознательное стремление к созданию архитектурного сооружения как законченного целого, основанного на той или иной (пока еще примитивной) композиционной идее, и использование для этого разных организующих средств. К их числу можно отнести применение правильных геометрических форм, закона симметрии, ритма, различия в решении верха и низа сооружения и т. п. Одновременно с решением целого возникла и художественная разработка отдельных элементов архитектурного сооружения. В связи с магическими представлениями, культом предков, тотемистическими образами зародились элементы изобразительных искусств. Широкое (распространение получило использование скульптуры, рельефа, «картинного письма» и стремление к их тектонической и пластической увязке со средствами самой архитектуры.
Все мегалиты можно разделить на две категории. В первую входят древнейшие архитектурные сооружения доисторических (дописьменных) обществ (храмы острова Мальта, менгиры, кромлехи, дольмены). Для них использовались или совсем не обработанные, или с минимальной обработкой камни. Культуры, оставившие эти памятники, так и называют — мегалитические. Часто к мегалитам относят и сооружения из довольно мелких камней (лабиринты), и отдельные камни с петроглифами (следовики). Подобную же архитектурную эстетику несут и некоторые сооружения более продвинутых обществ (гробницы японских императоров и дольмены корейской знати).
Вторую категорию представляют собой сооружения более развитой архитектуры, в значительной степени состоящие из очень крупных камней, которым, обычно, придана геометрически правильная форма. Они характерны для ранних государств, но сооружались и в более поздние времена. В Средиземноморье, например, это пирамиды Египта, сооружения микенской культуры, Храмовая гора в Иерусалиме. В Южной Америке — некоторые сооружения в Тиуанако, Саксайуамане, Ольянтайтамбо.
Общей характерной особенностью мегалитов являются каменные глыбы, плиты или блоки весом порой более сотни тонн, часто доставленные из карьеров, расположенных за десятки километров, иногда с большим перепадом высот относительно места стройки. При этом камни в некоторых типах сооружений имели идеально плотную подгонку по швам (Дольмены Западного Кавказа, погребальные покои и облицовка пирамид Египта, лучшие строения инков).
Как правило, мегалитические конструкции не служили жильём, а от периода строительства до наших дней не дошло записей (или они скудны) о приёмах строительства и назначении строений.
Строительные приемы в первобытном обществе
Строительные орудия в эпоху дикости (палеолит и неолит) были очень примитивными. Орудия из камня и кости допускали лишь очень грубую обработку материала. Но уже на этапе варварства строительная техника совершила шаг вперед. Появление металлических орудий раскрыло новые возможности в строительной деятельности человека.
Древнейшие каменные сооружения возводились из необработанных или грубо отесанных глыб камня, часто достигавших очень больших размеров (мегалиты). Постройки с такой, так называемой циклопической, кладкой существовали в ряде мест до самого конца варварства. Со средней ступени варварства появилась кладка стен из правильно отесанного камня, а также полигональная кладка.
Общим, для всей эпохи родового строя был коллективный характер строительства, производившегося силами всей общины или нескольких объединившихся общие. Организацию работ можно предполагать в виде простой кооперации, как Маркс обрисовал ее для древних народов Востока и первобытно-земледельческих и охотничьих народов. Разделение труда в строительстве было еще слабо выражено. (10, 16)
Периодизация
Мегалитические постройки возникают в новокаменный период, но расцвет их приходится на энеолит и век бронзы, а в Ирландии и Скандинавии они продолжают использоваться и в I тысячелетии до н. э. (7, 139)
Мезолит
- ок. 9500 г. до н. э.: строительство в Малой Азии (Гебекли-Тепе); (старейшее религиозное сооружение в мире).
- Затопленными около 9350 ± 200 год в. Р: 12м длинный монолит , возможно, массой около 15000 кг нашли на 40 м. под водой в проливе Сицилии на юго-западе Сицилии , чья функция неизвестна.
Неолит
- ок. 7000 до н. э.: строительство в прото-Ханаанский Израиль (Атлит-Ям). ок. 4000~3000 г. до н. э.: конструкции в остальных прото-Ханаанский Левант, например Rujm Эль-Хири и дольмены.
- ок. 6000 лет до н. э.: конструкции в Португалии (Almendres Кромлех, Эвора)
- ок. 5000 до н. э.: возникновение Атлантического Неолитического периода, возрастом хозяйства вдоль западных берегов Европы в течение шестого тысячелетия до н. э. керамика культуры — ля Almagra, Испания рядом, возможно, прецедент из Африки.
- ок. 4850 г. до н. э.: конструкции в Мальте (Скорба храмов).
- ок. 4800 г. до н. э.: конструкции в Бретани (Барненез) и Пуату (Bougon).
- ок. 4500 до н. э.: конструкции в Южном Египте (Nabta Плайя).
- ок. 4000 до н. э.: конструкции в Бретани (Карнак), Португалия (большой Дольмен, из когда-либо, Эвора), Франции (Центральный и Южный), Корсика, Испания (Галисия), Англия и Уэльс, сооружений в Андалусии, Испания (Вилья Мартин, Кадис).
- ок. 3700 г. до н. э.: конструкции в Ирландии (Knockiveagh и в других местах).
- ок. 3600 г. до н. э.: конструкций в Англии (Maumbury кольца и Godmanchester) и Мальта (джгантия (ġgantija и мнайдра (mnajdra) храмы).
- ок. 3500 до н. э.: конструкции в Испании (Малага и Гвадиана), Ирландии (юго-запад), Франция (Арль и севера), на Мальте (и везде в Средиземноморье), Бельгия (северо-восточный), и Германии (центр и юго-запад).
- ок. 3400 г. до н. э.: конструкции в Сардинии (круглые могилки), Ирландии (Ньюгрейндж), Нидерланды (северо-восток), Германия (Северный и центральный) Швеции и Дании.
- ок. 3300 г. до н. э.: конструкции во Франции (Карнак камни)
- ок. 3200 г. до н. э.: на Мальте сооружений (храмов хаджар им и Таршин (tarxien).
- ок. 3100 г. до н. э.: конструкции в России (дольмены Северного Кавказа)
- ок. 3000 до н. э.: конструкции в Сардинии (ранний этап строительства доисторического алтарь Монте д»Accoddi), Франция (Сомюр, Дордонь, Лангедок, Бискайского залива и средиземноморского побережья), Испания (Лос Millares), Сицилия, Бельгия (Арденны), и Оркнейские острова, а также первый хендж в Великобритании. (3)
Энеолит
С конца IV до конца III тысячелетия до н. э. в мегалитическом творчестве происходит процесс создания различных видов погребальной архитектуры. «Большие камни» уже присутствуют, но пик грандиозности замыслов и масштабности воплощения еще впереди. К концу III тысячелетия до н. э., когда ранний период металла сменяется стадией развитой бронзы, происходит постепенная консолидация изобразительных идей. Она сопровождается осознанием ценности найденных форм не только в их подражании природной данности, но и в их непохожести на нее, в их явной рукотворности. Циста — чрево, толос и дольмен — дом, скальная шахта — пещера, крытая галерея — полностью сотворенное человеком замещение пещеры начинают объединяться в границах одного всеохватного ансамбля. (7, 140)
- ок. 2500 до н. э.: конструкции в Бретани (Ле-Менек, Кермарио и в другом месте), Италия (Отранто), Сардинии и Шотландии (северо-восток), плюс кульминация мегалитические колокол-стакан культуры в Иберии, Германии и Британских островов (каменный круг в Стоунхендже). С Белл-стаканы, неолита уступили Энеолит, эпоха меди.
- ок. 2400 лет до н. э. колокол-стакан культура была доминирующей в Великобритании, и сотни меньших каменные круги были построены на Британских островах в это время. (3)
Постепенно, с наступлением энеолита, происходит качественный сдвиг от использования природной данности к созданию новой художественной реальности.
Стадиально он соответствует возникновению в восточном регионе феномена расписной керамики. Но на западе Европы творческая мысль идет в ином направлении. В IV тысячелетии до н. э. параллельно с пещерными захоронениями на Пиренейском полуострове появляются каменные ящики-цисты, могилы круглой формы со сложенными из камня стенами, дольмены, а также вырубленные в скалах гробницы с ведущим к ним шахтовым ходом. Такие же скальные камеры характерны для Сицилии и Сардинии меднокаменного века. Во французской и швейцарской культуре кор-тайо преобладают цисты, а в культуре Сены—Уазы—Марны есть и искусственные пещеры, и дольмены, и крытые галереи из больших камней, где вдоль стен размещены в скорченном положении покойники.
И дальше, на протяжении второй половины IV—II тысячелетий до н. э., по всей Западной Европе распространяются эти характерные и очень устойчивые типы погребальных сооружений. В Испании — это толосы и цисты; в Португалии — цисты; в Италии — цисты и скальные гробницы; в Сицилии, Сардинии и на Корсике — галереи, курганные насыпи, цисты, скальные гробницы, дольмены; в Южной Франции — крытые галереи, дольмены, искусственные пещеры. На противоположном конце материка — в Скандинавии — та же картина: дольмены, гробницы с ходами, каменные ящики, курганы. Средняя Европа — цисты и курганы. Бельгия и Нидерланды — небольшие дольмены и курганы. Англия, Уэльс, Шотландия, Ирландия — дольмены, толосы, крытые галереи, цисты, курганы. К погребальным постройкам примыкают укрепленные жилые поселения, а позже — и настоящие крепости. Однако и в смысле численного перевеса, и в смысле стилистической проявленности архитектура Западной Европы эпохи неолита и бронзы — это прежде всего архитектура погребальная.
Так в искусство мира мегалитов входит собственно мегалитическое творчество. Оно заполняет собой обширный пространственно-временной промежуток и вполне может быть не только сопоставлено с художественными открытиями мира керамики, но и противопоставлено им во всей полноте своей изобразительной концепции и в совершенстве достигнутых результатов. Тем не менее в отличие от Передней Азии, Крита, Микен мегалитическая Европа не служит предметом искусствоведческих исследований даже в зарубежной литературе (археологи Запада мегалитикой занимаются успешно). В нашем искусствоведении нет ни одной книги по данной проблеме. (7, 136)
Бронзовый век
- ок. 2000 до н. э.: конструкции в Бретани (в ER Grah), Италии (Бари); Сицилия (Кава деи Серви, Кава Лаззаро); и Шотландии (Калланиш). В период Энеолита уступили бронзового века в Западной и Северной Европе.
- ок. 1800 до н. э.: конструкции в Италии (Джовинаццо, в Сардинии начали нураргической цивилизации).
- ок. 1500 г. до н. э.: конструкции в Португалии (Альтер Террозу и Mourela).
- ок. 1400 г. до н. э.: погребения Эгтвед девушка в Дании, чьи тела сегодня являются одним из лучших сохранившихся примеров такого рода.
- ок. 1200 до н. э.: последние остатки мегалитической традиции в Средиземноморье и других местах заканчиваются в общей популяции потрясений известна древняя история, как и нашествий народов моря. [ 3 ]
Типы первобытных сооружений
Все мегалиты можно разделить по назначению на три категории.
В первую категорию входят древнейшие архитектурные сооружения доисторических (дописьменных) обществ (храмы острова Мальта, менгиры, кромлехи, дольмены). Для них использовались или совсем не обработанные, или с минимальной обработкой камни. Культуры, оставившие эти памятники, так и называют — мегалитические. Часто к мегалитам относят и сооружения из довольно мелких камней (лабиринты), и отдельные камни с петроглифами (следовики). Подобную же архитектурную эстетику несут и некоторые сооружения более продвинутых обществ (гробницы японских императоров и дольмены корейской знати).
Вторую категорию представляют собой сооружения более развитой архитектуры, в значительной степени состоящие из очень крупных камней, которым, обычно, придана геометрически правильная форма. Они характерны для ранних государств, но сооружались и в более поздние времена. В Средиземноморье, например, это пирамиды Египта, сооружения микенской культуры, Храмовая гора в Иерусалиме. В Южной Америке — некоторые сооружения в Тиуанако, Саксайуамане, Ольянтайтамбо.
Третий и наиболее поздний тип (4000-2000 гг. до н. э.) представляет собой разнообразные гробницы в форме галерей, например, Северн-Котсуолдские. В плане они имеют осевую симметрию и состоят из рядов камер, засыпанных курганами удлиненной формы. Распространены также отдельно стоящие или объединенные в группы менгиры и каменные круги, которые в русскоязычной литературе также называют кромлехами, как и уэльские дольмены. К последнему типу относят Стоунхендж, Эйвбери, Круг Бродгара и сотни других аналогичных памятников. Как и менгиры, они имели значение астрономических устройств для наблюдений за солнцем и луной и обычно являются не столь древними, как мегалитические погребения. (5)
Общей характерной особенностью мегалитов являются каменные глыбы, плиты или блоки весом порой более сотни тонн, часто доставленные из карьеров, расположенных за десятки километров, иногда с большим перепадом высот относительно места стройки. При этом камни в некоторых типах сооружений имели идеально плотную подгонку по швам (Дольмены Западного Кавказа, погребальные покои и облицовка пирамид Египта, лучшие строения инков).
Как правило, мегалитические конструкции не служили жильём, а от периода строительства до наших дней не дошло записей (или они скудны) о приёмах строительства и назначении строений.
Мегалиты также можно разделить по характеру постройки на две категории: на «многокаменного типа» и «монолитного типа». [ 3 ]
Различные типы мегалитических сооружений включают:
Полилитического типа (из нескольких камней):
Дольмен: отдельно стоящая камера, состоящая из вертикальных камней, охватываемый замковый камень в качестве крышки. Дольмены использовались для погребения и были покрыты кочками.
Величина и вес перекрывающих каменных плит иногда очень велики; так, например, перекрывающая плита одного из дольменов в Ла-Перотт в Шаранте (Франция) весила 40 тонн. К основной камере дольмена иногда присоединялась устроенная таким же способом крытая галерея, иногда же самый дольмен превращался в такую галерею, замкнутую с двух сторон большими плитами. На стены дольмена часто наносились рисунки, обычно орнаментального характера.
Кроме Франции, где насчитывается около четырех с половиной тысяч дольменов, они встречаются в Англии, Ирландии, южной Скандинавии, Дании, Голландии, северной Германии, Испании, на островах Средиземноморья, в Италии, Северной Африке, Сирии, Северном Иране, Индии, Корее, Америке и в СССР — в Крыму, на Северном Кавказе и в Закавказье. Дольмены обычно считают гробницами умерших, что доказывается как частым нахождением в них захоронений, так и тем, что многие дольмены заключены в насыпанный над ними могильный холм. (10, 24)
Последние раскопки позволяют, однако, установить, что некоторые дольмены служили жильем. Дольмен, (раскопанный в 1938 г. в Боулинемоне в Ирландии, представляет собой обычную двухкамерную постройку из монолитных каменных плит, поставленных вертикально на прямоугольном основании (табл. 7, фиг. б). Раньше он был перекрыт плоскими каменными плитами, остатки которых были найдены около стен дольмена. Этот дольмен был жилым каменным домом с хорошо выстланным полом, со входом, образованным двумя вертикально поставленными камнями и плитой порога между ними. Очаг расположенный на площадке перед входом в жилище, сохранил слой угля; по-видимому, только значительно позднее этот дольмен был использован для захоронения. Другим подобным примером служит один из дольменов в Зеландии, в отношении которого установлено, что его входное отверстие могло закрываться только изнутри. (10, 24)
- Большой дольмен — или великий, является одним из видов мегалитических объектов в культуре Воронковидных (ТБК), которые встречаются в северной мегалитической архитектуры, прежде всего в области нынешнего немецкого Мекленбурга-передняя Померания, и который имеет два разных вида входа.В Германии дольмены с тремя или более замковыми камнями характеризуются как великие и дольмены делятся на:• Дольмены с большой прихожей
• Великие дольмены с крыльцом (оформленным) - Прямоугольный дольмен — это определенный тип мегалита прямоугольной формы, с вертикально стоящими камнями и, как правило, имеют два замковых камня. Термин прямоугольной дольмен был придуман Эккехардом Анером и используется особенно в Германии, в земле Шлезвиг-Гольштейн, где дольмены с таким типом планировки, в основном, и находятся.
- Простые дольмены, или первобытные дольмены, являются ранней формой дольменов или мегалитических гробниц, и были найдены в основном в Северной Европе.Простые дольмены появились в первые дни развития мегалитических памятников культуры Воронковидных (ТБК) около 3500 до н. э. они появились почти по всему региону, охваченному каменными культовыми сооружениями мегалита скандинавской архитектуры и один раз в Швеции.
- Полигональные дольмены — это визуально очень привлекательные мегалитические архитектурные структуры и поэтому часто изображаются как архетипические дольмены. Встречается особенно часто на севере датского острова Зеландия, в шведской провинции Бохуслен и, например, в Troldkirken в Ютландии. В земле Шлезвиг-Гольштейн насчитывается 11 примеров. В нижней Саксонии, Мекленбург-передняя Померания и Саксония-Анхальт (Lüdelsen) они появляются лишь изредка.От пяти до девяти опорных камня, или orthostats, формировали основу полигональной камеры. Один, иногда особенно большой замковый камень покрывает их. Brutkamp является одним из самых впечатляющих примеров этого типа. Типологически можно рассматривать палата Hemmelmark, Рендсбург-Эккернферде, она выделяется своими необычными размерами 2.8 × 2,25 метра и разделением суб-камер вертикальными плитами. Полигональные дольмены встречаются реже в каменных оград (Schülldorf) и чаще в круглых курганах (например Dannewerk, Эккернферде, Haßmoor и поселке зюдеренде).Изначально считалось, что этот тип дольмен возник на Западе из-за своего приблизительно кругового строительства. Эти взгляды были опровергнуты комплексным исследованием Эвальда Шульдта в земле Мекленбург-передняя Померания, в котором подчеркивается автохтонное происхождение разных типов.
- Ложнопортальный дольмен — дольмен (чаще корытообразный), имеющий имитацию портала плиточного дольмена, очень часто — с имитацией вставленной дольменной пробки, вытесанной в материале портала. Появились, скорее всего, на временном отрезке упадка дольменной культуры, как наивная попытка скрыть истинный вход в дольмен от грабителей. Культового значения эта имитация, как доказано, не имела — со стороны внутренней камеры дольменов на внутренней стене напротив имитации пробки никогда имитация её не делалась.Строго говоря, ложнопортальным можно назвать любой дольмен, который имеет одно из следующих отклонений от канона: входное отверстие на меньшей из двух трапециидальных плит а не на большей, имитацию вставленной пробки на любой из плит дольмена, отверстие, направленное в сторону вершины горы (а не наоборот и не в сторону источника воды, как обычно). Ложнопортальным также является дольмен с отверстием в боковой плите. Дольмены с двумя отверстиями встречаются очень редко и к ложнопортальным не относятся (все известные — имеют хотя бы 1 отверстие на плите фронтона).
- Плиточные дольмены — это четыре вертикальные плиты, образующие прямоугольную или квадратную камеру, которая закрывается пятой горизонтальной плитой. Часто вся эта конструкция ставится еще на одну горизонтальную плиту, образующую остов сооружения. Для того, чтобы конструкция не развалилась, плиты обычно имеют пазы.Такие дольмены — наиболее распространенные постройки. Они древнее, в общей массе, последовавших за ними корытообразных дольменов. Плиточные дольмены чаще всего имеют весьма характерную архитектурную деталь — портал дольмена закрыт не только крышей сверху, но и выступающими вперёд боковыми плитами — с боков. При этом, как правило, сам портал обрабатывался особенно тщательно, равно как и стены и пол внутри, а наружные поверхности плит обтёсывались кое-как.
- Составной дольмен — тип дольмена, частично или полностью собранного из отдельных блоков.Составные дольмены имеют достаточно сложное геометрическое соединение; такие дольмены могут быть круглыми, подковообразными или прямоугольными по форме. Крыша всегда делалась из одной каменной плиты. Целых составных дольменов осталось значительно меньше, чем корытообразных или плиточных, так как более мелкие камни легче унести.На Кавказе составные дольмены можно увидеть на реке Жане (целый круглый и наполовину сохранившийся круглый), на горе Нексис (составной прямоугольный из Г-образных блоков, с отдельными утраченными блоками), подковообразные наполовину сохранившиеся «Поющие» дольмены у Новороссийска. Есть также остатки одного круглого составного дольмена в районе Адлера.
Таула, каталан. taula, букв. «стол» — тип T-образного мегалита, характерного для о. Менорка в составе Балеарских островов. Таулы могут достигать по высоте 3,7 метров и состоять из вертикального столба (монолита или нескольких небольших камней, расположенных друг на друге) с горизонтальным камнем, расположенным сверху. U-образная стена обычно примыкает к сооружению.
Таулы — памятники культуры талайотов, существовавшей в период 1000—300 гг. до н. э.
Наиболее известные таулы: Торре-Тренкада, Талати-де-Дальт, Торреллисса-Ноу, Трепуко и Торральба д’эн Салорд.
Погребальная камера — это гробница или склеп, образованные из ровных каменных плит коробчатой формы. Если комплект полностью под землёй, она может быть покрыта курганом.
Термин возник в связи с кельтской структурой, как правило, дохристианской, но исследованиях 19 и начале 20 веков это название иногда применяется к аналогичным структурам за пределами кельтского мира.
Камни — хранители (Guardian stones) — стоящие камни, всегда расположены попарно, в углах прямоугольных и трапециевидно устроенных каменных оградах (hunebeds) вокруг дольмена. Они встречаются в Скандинавии, в немецкой земле Мекленбург-передняя Померания, Нижняя Саксония (Salongrab), Саксония-Анхальт , а иногда и в Гольштейне (Альтер-хау).
В основном имеют трапециевидную форму.
Коридорная гробница (Passage grave) — (термин является буквальным переводом английского passage grave или passage tomb) представляет собой тип гробницы, эпохи неолита и бронзового века. Существуют различные варианты: некоторые с единственной погребальной камерой, некоторые с дополнительными, отходящими от основной, некоторые имеют крестообразную планировку. Нередко поверх коридорной гробницы, особенно позднего типа, насыпается каирн.
У коридорных гробниц типа каирна нередко имеются крыши с карнизами вместо обычных каменных плит. В ряде гробниц обнаружены памятники мегалитического искусства, вырезанные на камне. Сам коридор, в ряде известных случаев, имеет такое направление, что солнце просвечивает коридор насквозь в определённый день года, например, зимнего или летнего солнцестояния, весеннего или осеннего равноденствия.
Термин «коридорная гробница», по-видимому, впервые предложили ирландские археологи Шон О’Нолан (Sean O’Nuallain) и Руайри де Валера (en:Ruaidhri De Valera) в 1960-е годы. Они предложили 4 категории мегалитических гробниц^ коридорная гробница, каирн с двором, портальный дольмен и клинообразная галерейная гробница. Среди них лишь коридорная гробница получила в Европе широкое распространение, особенно вдоль атлантического побережья, от Ирландии до Иберии и даже в некоторых районах Средиземноморья, включая северное побережье Африки.
Самые ранние коридорные гробницы, по-видимому, принимали форму небольших дольменов или каменных конструкций. В Ирландии и Британии коридорные гробницы нередко обнаруживаются большими группами, то есть практически существовали целые кладбища из коридорных гробниц. Более поздние коридорные гробницы в основном сооружались на вершинах холмов или гор, чтобы посетители могли увидеть их издалека.
Состоит из узкого прохода, сделанного из больших камней и одной или нескольких погребальных камер, покрытых землей или камнем. Строительство гробниц обычно осуществляется при помощи мегалитов и мелких камней; они обычно датируются эпохой неолита. Из более чем одной камеры может иметь несколько суб-камер, ведущих от основной погребальной камеры. Один общий крестообразный макет. Иногда гробница покрыта пирамидой, особенно датируемые более поздним временем. Не во всех гробницах были обнаружены доказательства человеческих останков. Один из таких примеров — гробница Мейсхау в Шотландии.
Сама коридорная гробница, в ряде выдающихся экземпляров, ориентирована таким образом, что солнце светит в проход на значительный момент в этом году, например, на восход в день зимнего солнцестояния или на закате в день равноденствия.
Земляные и каменные пирамиды, похожие на курганы, усиленные каменными стенами.
Тур (куча камней) — Каирн, Гурий — искусственное сооружение в виде груды камней, часто конической формы.
Соответствующий английский термин каирн (англ. cairn) используется в археологии также дл