Раннее Двуречье (6-4 тыс. до н.э.)
- I этап Раннединастического периода (ок. 2750—2615 до н. э.)
- II этап Раннединастического периода (ок. 2615—2500 до н. э.)
- III этап Раннединастического периода (ок. 2500—2315 до н. э.)
В XXIV веке до н. э. большая часть Шумера была завоёвана Аккадским царём Шуррукином (Саргон Древний). К середине II тысячелетия до н. э. Шумер был поглощён набиравшей силу Вавилонской империей. Ещё раньше, к концу III тысячелетия до н. э., шумерский язык потерял статус разговорного, хотя и сохранялся ещё в течение двух тысячелетий как язык литературы и культуры.
Объекты: блюдо, кубок, статуэтка, Храм в Телль-Укайре, Белый храм в Уруке, красное здание, сосуды из Урука 2 шт, голова Иннаны, Сосуд Иннаны, Печать
Термины: свастика, храм на платформе, круглая печать
Посмотреть:
4. Блюдо с женщинами и скорпионами и Самарры – для сосудов из Самарры харкатерна форма большого блюда и динамическая композиция росписи в основу которой нередко положена форма свастики.
7. Кубок с козлами и собаками из Суз (Париж, Лувр) – для керамики из Суз характерна форма высокого кубка, росписи на котором скомпонованы в несколько фризов, идущих один над другим. На кубке изображены козлы, знаки воды и полей, собаки, преследующие дичь водяные птицы. 4 тыс. до н.э.
9. Храм в Тель-Укайре (период Урук – кон. IV тыс. до н.э.). Редкость – внем были настенные росписи. Типичный для Двуречья «храм на платформе», платформа позволяет предохранить храм от постоянных наводнений и выделить его визуально в городской застройке.
10. То, что сохранилось от Белого храма.
11. Полуколонки, украшенные терракотовой мозаикой, из Эреха (Урук, Месопотамия). Начало 3-го тыс. до н. э. Переднеазиатский музей. Берлин. Подобные мозаики составлялись из обожженных глиняных палочек-конусов длиной 8–10 см диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор.
12. Статуэтки с телом женщины и головой лягушки (или змеи), груди лепные, на гениталиях – гравированные треугольники, на плечах – налепы, похожие на икринки, на головах – высокие шапочки из природного асфальта, некоторые из них держат в руках младенца. По-видимому статуэтки связаны с культом плодородия.
13. Сосуд с инкрустацией из Урука. На тулове сосуда – розетки богини плодородия и глаза (охранительный символ). Такими же кусочками раковины и цветных камней на основе природного асфальта делали инкрустации на стенах храмов.
14. Сосуд с рельефными изображениями львов и быков из Урука (Багдад, Иракский музей). Геральдическая композиция в основе которой – зеркальная симметрия, низкий рельеф для туловищ, высокий рельеф – для голов животных.
15. Культовый сосуд Инанны из Урука – в нескольких ярусах изображены снизу вверх: река и растительность болотистой дельты, идущие друг за другом животные, идущие друг за другом люди с дарами, храмовое хозяйство богини, в котором жрецы принимают дары и распределяют их на хранение.
16. Голова Инанны из Урука, утрачены сделанные из других материалов глаза, брови и прическа. Задняя сторона головы стесана, по-видимому, каменная голова была приставной к рельефному, вылепленному на стене из глины телу, которое не сохранилась.
Древняя Месопотамия
Откатка цилиндрической печати – жрецы в храмовой кладовой. Изображения на печатях дают представление о круге сюжетов, которые могли украшать и стены храмов
Шумер-Аккад (4-3 тыс. до н.э.)
Саргон Аккадский, Нарам-Суэн (внук Саргона)
Около 2316 г. до н. э. в Кише происходит военный переворот. Согласно традиции, после поражения от Лугальзагеси, царя Ур-Забабусверг его садовник и кравчий, восточный семит, настоящее имя которого неизвестно. Стремясь оправдать узурпацию и скрыть низкое происхождение, он принял имя Шаррум-кен (аккад. Šarrum-ken «Царь истинен», то есть Истинный царь; в современной историографии он известен как Саргон Аккадский или Саргон Древний. На четвёртый год своего правления Саргон отстраивает новую столицу — до этого незначительный город Аккаде́ (аккад. Akkadê), куда и переезжает. Вероятно, это было сделано для того, чтобы не связывать царскую власть с традиционными шумерскими элитами и жречеством.
Архитектура аккадского периода развивалась в общем русле месопотамской архитектуры, сохраняя её традиционные приемы, такие как горизонтальное членение стен путем чередования выступов (пилястр) и ниш, сооружение храмов на искусственных возвышениях и т. д.
Цари Аккада вели активную строительную деятельность. Они перестраивали храмы и святилища, возводили дворцы и крепости.
Посмотреть:
22. Группа статуй и статуэток из Эшнунны из храма Аб-у – при разнице в размерах и деталях костюма видно, что они все принадлежат к одному типу. 2900-2600 гг. до н.э. Алебастр, известняк, гипс.
24. Посвятительная плитка Ур-Нанше – отверстие в центре для крепления плитки к стене. Вверху – Ур-Нанше на строительстве храма, внизу – пир по случаю завершения строительства. Ур-Нанше в два раза больше остальных персонажей по размерам.