Джованни Баттиста Тьеполо (Джанбаттиста Тьеполо) — (1696, Венеция – 1770, Мадрид) — последний великий представитель венецианской школы монументальной живописи эпохи барокко. Как декоратор и монументалист, он, наверное, не имеет себе равных в XVIII столетии. Для формирования живописной манеры Тьеполо решающую роль сыграло
знакомство с творчеством его современников Себастьяно Риччи и Пьяццетты. Но особо следует подчеркнуть в этом плане значение живописи Веронезе. Уже в 1717 году Тьеполо становится членом гильдии художников, а в 1719 женится на сестре Франческо Гварди.
Одним из первых крупных монументальных циклов в его творчестве является ансамбль архиепископского дворца в Удине (1726-28). Здесь художник демонстрирует виртуозную технику, работает в светлом колорите, его привлекают неожиданные красочные сочетания. Архитектурные фоны с применением сложных перспективных построений сделаны его постоянным помощником Менгоцци-Колонна, который и в дальнейшем будет выполнять подобную работу в произведениях Тьеполо.
После завершения этого цикла художник много путешествует по северной Италии, получает заказы на фрески в дворцах и церквях, на алтарные образы. С 1751 по 1753 мастер работает в Вюрцбурге, украшая фресками плафон Императорского зала в резиденции епископа – правителя Франконии. Здесь он изображает сцены из жизни Фридриха Барбароссы. Сцены построены как в театре, с широким применением оптических эффектов, создающих иллюзорное пространство, с барочной динамикой и монументальным размахом.
Те свобода и лёгкость, с которой строил свои фресковые композиции Тьеполо, до сих пор поражают зрителей и художников. Это свобода в выборе композиции и в выборе расстановки фигур, свобода в выборе красок и направления динамики развёртывания композиции, свобода в ощущении энергичного, экспрессивного движения кисти, свобода в акцентировке деталей.
После возвращения в Венецию (1753-62) Тьеполо возглавляет Академию живописи и скульптуры. В 1762 г. Карл III приглашает его в Мадрид для работы в королевском дворце. Последний период своей жизни (1762-1770) художник проводит в испанской столице. Это время, когда слава Тьеполо становится действительно общеевропейской. В Мадриде Тьеполо выполнил роспись плафона тронного зала дворца, множество алтарных образов и станковых картин. Он работает все так же энергично, и эти его произведения представляют собой последний взлет итальянского барокко – монументального и торжественного. Соперником Тьеполо в Мадриде становится Менгс, немецкий художник, много работавший в Риме,
представитель набирающего силу неоклассицизма. Внезапная смерть Тьеполо ставит естественную точку в развитии барочной традиции, на смену которой приходит классицистическая.
Алтарный образ «Поклонение волхвов» Тьеполо создает во время своего пребывания в Вюрцбурге. Вертикальный формат произведения обуславливает стремительное развитие действия вверх. Композиция построена по принципу театральной сцены с иллюзионистическими, пространственно-перспективными и световыми эффектами, персонажи изображены в патетических позах. Однако театральность, присущая в целом стилю мастера, не снижает религиозного пафоса, напротив, она должна, по замыслу автора, усилит ощущение чуда, происходящего на глазах зрителя.
Пир Клеопатры
Это первая картина, которую Тьеполо выполнил на этот сюжет. Впоследствии он создал еще несколько его версий, но сила и блеск этого первого полотна остались непревзойденными.
В европейской культуре Клеопатра всегда была символом непревзойденной красоты и несметного богатства, царицей, ради сохранения безраздельной власти способной на все. К ее образу обращались многие художники, поэты, писатели, композиторы, и всегда в их произведениях историческая истина о Клеопатре и ее правлении смешивалась с фантастическими и романтическими легендами.
Клеопатра VII Египетская (69-30 до н.э.) правила Египтом с 51 г. сначала вместе со своим братом и супругом Птолемеем XIII. После его смерти, с помощью Цезаря, любовницей, а затем женой которого она стала, она захватила единоличную власть над Египтом. В 47 г. она родила Цезарю сына Цезариона.
После убийства Цезаря Клеопатра становится союзницей и любовницей его преемника Антония, который вскоре начинает вести борьбы с Октавианом Августом за полную власть в Риме. В этом помогает ему Клеопатра. Антоний делает ее своей супругой, и для этого разводиться с Октавией, сестрой Октавиана Августа.
Однако в борьбе с Августом Антоний потерпел поражение и покончил жизнь самоубийством. После этого покончила с собой и Клеопатра (возможно, использовала для этого ядовитую змею – еще один излюбленный сюжет европейских художников), опасаясь, что победитель отвезет ее в Рим и проведет как пленницу в триумфальном шествии. Троих детей Клеопатры и Антония взяла на воспитание Октавия, а Цезарион был убит по приказу Августа.
В картине Тьеполо изображен эпизод пира, о котором повествует легенда. Клеопатра, обладательница сказочных сокровищ, среди своих драгоценностей имела также одну из самых крупных жемчужин в мире. Чтобы продемонстрировать римлянам несметность своих богатств и свое пренебрежение к роскоши, царица бросает эту жемчужину в бокал с уксусом, где она полностью растворяется.
Полотно создано под большим влиянием живописи Веронезе, изучение которой стало важнейшей вехой для формирования стиля Тьеполо. Композиция решена в духе сцен пиршеств у Веронезе. Тьеполо применяет точку зрения снизу вверх, используя перспективные эффекты, размещает персонажей на фоне ярко освещенной, монументальной классической архитектуре, одевает их в роскошные современные костюмы, окружает драгоценными сосудами и обильными яствами. Появление собаки и карлика справа также вызвано примером Веронезе.
Общий светлый колорит, голубое небо с белыми облаками, оставляют ощущение особой светоносности. Цветовое решение выдержано в лучших традициях венецианской школы колористической живописи, которые продолжает в своем творчестве Тьеполо. Его отличительными чертами являются теплота колорита, сочетание золотистых и ало-красных гамм с высветленным тоном неба.