Франсуа Буше (1703, Париж – 1770, Париж) – французский художник, наиболее известный и талантливый представитель стиля рококо в живописи, родился в Париже в семье
декоратора интерьеров Никола Буше. В 17-летнем возрасте отец отдал его на учебу сначала к художнику Франсуа Лемуану, а затем к граверу Жану-Франсуа Кару. Буше получает Большую римскую премию и проводит 4 года в Италии, откуда возвращается в Париж в 1731 г. Вскоре он поступает в Королевскую Академию живописи и скульптуры как исторический живописец.
Пройдя путь от профессора до Ректора Академии, в 1755 г. Буше возглавляет Королевскую гобеленную мануфактуру, а в 1765 г. становится первым живописцем короля. Его художественная деятельность очень разносторонняя. Он активно работает для театра, создавая театральные костюмы, участвует в оформлении интерьеров королевских дворцов в Версале, Фонтенбло и Шуази, создает рисунки для изделий из фарфора и бисквита (специального, особо дорогостоящего сорта фарфора) венсеннского и севрского заводов.
Созданный в ранние годы творчества автопортрет близок и по духу, и по живописной технике к произведениям Ватто.
На раннем этапе стиль Буше складывался под влиянием живописи Рубенса и Ватто. В зрелых работах идиллический тон в его мифологических сценах уступает место эротизму и любовным страстям. Буше становится любимым художником мадам Помпадур, фаворитки короля, и создает ряд ее портретов. Вкус и предпочтения маркизы сыграли очень заметную роль в формировании стиля рококо, выразителем которого в живописи стал Франсуа Буше. Художественные критики братья Гонкур впоследствии писали, что Буше «представляет вкус своей эпохи, выражает, персонифицирует и воплощает его».
Это типичное для зрелого стиля Буше произведение вместе с парной к нему «Осенней пасторалью» было создано по заказу финансиста Трюдена для украшения его нового замка.
Резко отрицательным было отношение к художнику и его творчеству его современника, писателя, критика и философа, одного из основных деятелей Просвещения, Дени Дидро. Он обвинял Буше в отсутствии нравственности в его картинах, в распространении пошлости и дурного вкуса.
Но надо согласиться с Бенуа, писавшим около века тому назад: «Многое, разумеется, прельща ет в Буше просто в силу его изумительного дара декоративности. Это под его влиянием формы рококо сделались такими плавными, ласковы ми. манящими; это он создал те серии „гобеле нов» и „бовэ». которые на стенах дворцов оча ровывают, как вкрадчивые, усыпляющие духи, как журчание остроумнейшей светской causerie, как роскошный, и все же не пресыщающий, изысканно-гастрономический обед. Буше умеет каждому своему произведению придать харак тер стенного украшения, и даже до сих пор <…> любая подлинная картина мастера или любой его подлинный рисунок дают неисчерпаемое удовольствие именно бегом и сплетением линий, пикантным расположением условных и „пленительно-уступчивых кра сок».
В поздние годы жизни Буше достиг вершин художественной карьеры. С 1755 года он возглавляет Мануфактуру гобеленов, де сять лет спу’стя он становится директором Академии и «первым живописцем короля». Выпады просветительской критики ни чуть не мешают его успеху в светском обществе. Картины и ри сунки Буше пользуются непрерывным спросом, его влияние приобретает общеевропейский масштаб, чему способствует ху дожественный универсализм мастера и широчайшее распрост ранение его работ, тиражируемых граверами и воспроизводи мых во всевозможных изделиях прикладного искусства — шпалерах, мебели, фарфоре, веерах и т. д.
Отсюда и привычка отождествлять манеру Буше со стилем ро коко в период его полного расцвета.
Картина «Туалет Венеры» является прекрасным образцом как стиля Буше, так и стиля рококо в целом. В ней ярко проявлены все типичные его черты: интерес к мифологическим сценам, лишенным драматического напряжения и трагедийного пафоса, но позволяющим любоваться прекрасной обнаженной женской натурой в сочетании с драгоценностями, цветами, роскошными тканями, фактуру и орнамент которых кисть художника тщательно выписывает. Эти сюжеты всегда развивают тему чувственной любви, воспевают красоту тела и земные наслаждения.
Превью: Вулкан, вручающий Венере оружие для Энея, 1757 г., холст, масло, 320 x 320 см, Лувр, Париж.