Хетты и хурриты. Периодизация. Кратко.

Архитектура Хатуссы и проблемы градостроительства. Особенности использования скульптурного убранства в декоре архитектурных сооружений: ортостаты. Наскальные рельефы, Комплекс Язылы-Кая. Круглая скульптура и рельефы хеттов и их историческая роль в развитии этих видов искусства в I тысячелетии до н. э. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э. – храм в Телль-Халафе.

Большеглазики. Круглые скульптуры. Ортостаты. Открытое святилище Язылы-Кая в скале.

Бит-хилани — Традиционной бит-хилани имеет прямоугольный план, причем фасадом является одна из длинных сторон постройки. Основным признаком бит-хилани является наличие портика на фасаде, фланкируемый двумя прямоугольными в плане башнеобразными выступами, над которыми имеется своего рода балкон или галерея с решетками. Балки перекрытия портика лежат обычно на одной или трёх опорах — колоннах или скульптурах, выполнявших функцию опор. Широкий портик открывал свободный доступ внутрь здания нагретому воздуху и солнечным лучам, что было необходимо в более прохладном, чем в Южном Двуречье, климате горных северосирийских районов. Для этой же цели служили и оконные проемы, которые зачастую делали в стенах по сторонам портика.

Ложный свод — приём кладки в архитектуре, при котором образуется подобие сужающегося, сводчатого потолка. Был известен ещё в Древнем Египте . Однако, в отличие от истинного свода, впервые появившегося в Древнем Риме, при котором бо́льшая часть камней висит в воздухе, подпираемая соседними и замыкаемая замковым камнем наверху, в ложном своде все камни кладки лежат друг на друге, слоями, так, что их центры тяжести не выходят за пределы вертикальной проекции кладки. То есть в ложном своде исключён риск общего обрушения при извлечении или разрушении любого из камней.

Древнехеттское царство (ок. 1680—1500 до н. э.)

Среднехеттское царство (ок. 1500—1380 до н. э.)

Новохеттское царство (ок. 1460—1190 до н. э.)

Позднехеттские царства (ок. 1190—700 до н. э.)

Посмотреть: