Архитектура Хатуссы и проблемы градостроительства. Особенности использования скульптурного убранства в декоре архитектурных сооружений: ортостаты. Наскальные рельефы, Комплекс Язылы-Кая. Круглая скульптура и рельефы хеттов и их историческая роль в развитии этих видов искусства в I тысячелетии до н. э. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э. – храм в Телль-Халафе.
Большеглазики. Круглые скульптуры. Ортостаты. Открытое святилище Язылы-Кая в скале.
Бит-хилани — Традиционной бит-хилани имеет прямоугольный план, причем фасадом является одна из длинных сторон постройки. Основным признаком бит-хилани является наличие портика на фасаде, фланкируемый двумя прямоугольными в плане башнеобразными выступами, над которыми имеется своего рода балкон или галерея с решетками. Балки перекрытия портика лежат обычно на одной или трёх опорах — колоннах или скульптурах, выполнявших функцию опор. Широкий портик открывал свободный доступ внутрь здания нагретому воздуху и солнечным лучам, что было необходимо в более прохладном, чем в Южном Двуречье, климате горных северосирийских районов. Для этой же цели служили и оконные проемы, которые зачастую делали в стенах по сторонам портика.
Ложный свод — приём кладки в архитектуре, при котором образуется подобие сужающегося, сводчатого потолка. Был известен ещё в Древнем Египте . Однако, в отличие от истинного свода, впервые появившегося в Древнем Риме, при котором бо́льшая часть камней висит в воздухе, подпираемая соседними и замыкаемая замковым камнем наверху, в ложном своде все камни кладки лежат друг на друге, слоями, так, что их центры тяжести не выходят за пределы вертикальной проекции кладки. То есть в ложном своде исключён риск общего обрушения при извлечении или разрушении любого из камней.
Древнехеттское царство (ок. 1680—1500 до н. э.)
Среднехеттское царство (ок. 1500—1380 до н. э.)
Новохеттское царство (ок. 1460—1190 до н. э.)
Позднехеттские царства (ок. 1190—700 до н. э.)
Посмотреть:
Древний Восток около 1220 до н. э., короткая ситуация накануне катастрофы бронзового века. Микенская культура, Новоегипетское царство, Новохеттское царство (с частью уничтоженного Митанни), Среднеассирийская держава (с Митанни, Аррапхэ и Вавилонией).
54. Подземный ход, 2 тыс. до н.э. Хетты, Хаттушаш. Хаттушаш — столица древнего Хеттского царства. В 18 веке до н.э. Хетты создали Древнее хеттское царство, были очень сильны, их столица была обнесена мощной стеной, с южной его стороны, наиболее уязвимой — двойной, с остальных сторон защитить город помогали горы. Внутри город также был разделен стенами.
55. Храм в Телль-Халафе. Храм построен по типу бит-хилани. Бит-хилани – это здание, в котором параллельно фасаду расположены две длинных узких комнаты. В бит–хилани внутренние помещения группируются вокруг растянутого на всю ширину главного зала. Ко входу во дворец ведет широкая лестница. Обычно первое помещение – это портик с 1-3 круглыми колоннами, фланкированный двумя выступами-башнями. Портик ведет во вторую неглубокую удлиненную приемную комнату – тронный зал. Тронный зал с трех сторон окружен служебными и жилыми комнатами – спальня, ванная комната, лестница на второй этаж и т.д. Бит-хилани впоследствии часто встречался в ассирийской архитектуре.
56. Скульптурные столбы портала из дворца-храма Капары в Телль-Халафе. 1 тыс. до н.э.
57. Рельеф открытого святилища Язылы-кая (святилище близ столицы — Хаттушаш). Сер. 2 тыс. до н.э. Изображает 12 богов подземного царства.
58. Рельефный декор створки ворот в Хатуссе(Хаттушаш) — бог-громовник Тешуб. Традиция украшать скульптурными рельефами стены архитектурных сооружений впоследствии была развита Ассирией. Подробно проработаны детали мускулатуры и костюма. Один из ранних примеров, когда при профильной голове глаз изображен также в профиль.
59. Львиные ворота в Хаттушаш. Львы являются составной частью архитектуры данных ворот со стрельчатой аркой.
60. Умерщвление гиганта. Рельеф на ортастате из Телль-Халафа. Неизвестный автор, Начало I тыс. до н.э. Материал - Базальт
1280 г. до н. э. Мирный договор, заключенный Рамзесом II и Хаттусилисом III после битвы при Кадеше. Археологический музей, Стамбул.
Ортостат с изображением сцен охоты – хетты украшали релеьфными плитами здания снаружи, изображения на стоящих рядом плитах могли быть не связаны друг с другом, в отличие от ассирийцев, создававших связные композиции внутри своих дворцов
Схема укреплений ворот в хеттских городах. Города-крепости хеттов имели несколько линий укреплений, по сторонам от ворот – четырехугольные башни, выступающие вперед
Хатусса, столица хеттов, входные ворота, реконструкция. Для хеттской архитектуры характерны крупные блоки камня («циклопическая кладка») и использование «ложного свода»