Иконостас

Даже у греков иконостасы были трехъярусные, это национальная русская форма интерьера православного храма. Иконостас полностью отделяет алтарь от помещения для молящихся и отличается ясной четкой логикой (какие иконы там представлены, как они расположены, как взаимодействуют между собой ряды) и отражением самых широких философских, богословских, естественнонаучных, нравственных проблем, тесно связанных с молитвами и ходом службы. Также, как и система росписи, иконостас читается сверху: самый верхний (праотеческий) ряд – самый поздний по времени появления. Он появился на рубеже 16-17 вв. Первые иконостасы сохранились в от начала 15 века, они связаны с именами Феофана Грека и Андрея Рублева. Мы будем говорить об иконостасе в целом и начнем с праотеческого ряда. Двунадесятые праздники:

  • Церковный год начинается 21.09, и тогда же первый двунадесятый праздник – рождество Богородицы.
  • 09 – воздвижение креста. Вспоминается церковное предание: 326 – императрица Елена (мать Константина) поехала в Иерусалим, чтоб найти подтверждение жизни Христа. Оказавшись на Голгофе, она видит там храм Апполона, велит его разрушить и копать землю. И в земле действительно были обретены три креста, и отдельно лежащая табличка: «Иисус, Назарет. Царь Иудейский». Дело в том, что, по римскому праву, над крестом при распятии была табличка с надписью о вине. Иисуса обвиняли в том, что он хочет захватить власть. Но к какому кресту принадлежит табличка? По приданию, рядом с горой происходила похоронная процессия: хоронили молодую безвременно почившую женщину, и императрица приказала прикладывать к телу женщины кресты, думая, что крест Иисуса воскресит ее. Так и вышло. Весть о кресте быстро облетела империю, люди стали приезжать на Голгофу, и крест возвышали над людьми.
  • 12 – введение богоматери во Храм. В этот праздник вспоминается, как маленькую Марию Иоаким и Анна привели в иерусалимский храм, там ее встретил первосвященник Захарий, отец Иоана-Предтечи,
  • 01, Рождество. Седьмого января рождество отмечают и в Египте (копты), и в Сербии, и в других церквиях. Связано это с календарем, для католиков, протестанотов и для православных он разный. До 16 века он был одинаков. Но в 16 веке папе Григорию рассказали, что земля делает свой оборот за 365 дней, 6 часов и столько-то минут. Минуты и секунды также накакпливаются, и в 16 веке календарь отставал от старого на 11 дней, и в 16 веке пап изменил календарь. Церковь этот календарь не приняла, потому, по церковному календарю, сегодня 27.11. Рождество Христово описано только в 2 евангелиях из 4, а богоявление описано во всех четырех.
  • 01 – богоявление (крещение). Этот праздник основан на евангельском повествовании, мы вспоминаем момент крещения Христа в Иордане, и тогда на Иисуса спустился святой дух в виде голубя.
  • 02. – сретение («встреча»). В этот день вспоминается евангельское событие, как 40-джневного Христа Мария и Иосиф принесли храм, чтоб посвятить богу. Там их встретил старец Семион, которому (он был переводчиком Библии с древнегреческого на древнеиудейский) было предсказано, что он не умрет, пока не увидит спасителя. И он дожил до этого дня.
  • 04 – благовещение. Явление архангела Гавриила деве Марии с благой вестью, что у нее родится сын.
  • Следующий праздник переходящий. Он и еще два праздника связаны с Пасхой, а пасха всегда отмечается весной, но у него нет определенной даты. Он высчитывается по лунному календарю и по солнечному. Поскольку они имеют разные модули, постольку они всегда разные. Это всегда весеннее воскресенье после равноденствия, но они всегда разные. Итак, в воскресенье за неделю до Пасхи праздник входа Господень в Иерусалим. Это евангельское событие, как Христос в последний раз вместе с учениками приходит в Иерусалим.
  • Пасха;
  • На сороковой день после Пасхи, всегда в четверг, Вознесение. Праздник господский, рассказывается о событии в книге «Деяния апостолов», когда на сороковой день Иисус удалился от учеников, взлетев на небеса.
  • На 50-й день после Пасхи, в воскресенье, отмечается праздник сошествия святого духа на Апостолов. В просторечии он называется «Троица». Вспоминается рассказ книги «Деяния Апостолов», когда на 12 учеников Христа снизошел святой дух в виде огоньков пламени. Он изменил их судьбу: из безграмотных людей он сделал из апостолов грамотных людей, книжников, полиглотов, ораторов и хороших проповедников христианства.
  • 08 – преображение, праздник господский, вспоминаются события Евангелия, как Иисус на горе Фавор ярко преобразился перед своими учениками, Иисус перед ними изменил свою внешность: он оказался ослепительно сияющим. Христу же явились пророки Моисей и Илья, он с ними беседовал.
  • Успение Богоматери.

Иконы этих сюжетов присутствуют в празничном чине. Впрочем, их в чине больше. Храм позволял включить больше икон

ОБРАЗЫ ДЕИСУСНОГО РЯДА:

  • Центральная композиция – Спас в силах.
  • Слева от центральной – Богоматерь
  • Справа от центральной иконы – Иоанн Предтеча;
  • За Богоматерью – архангел Михаил;
  • За предтечей – архангел Гавриил.
  • За архангелами – изображения Апостолов (Петр слева, Павел справа).
  • За Апостолами – святители, те отцы церкви, которые создали чин службы (Слева Иоанн Златоуст, за Павлом Василий Великий).
  • Дальше идут святые воины-мученики (Дмитрий Солнуский слева, Георгий-Победоносец справа Они представлены в молении).

Деисусный чин иконостаса – это очень важное представление христианства о страшном суде, Христос когда-то вновь явится на Землю в образе вселенского судьи и будет судить живым и мертвым. Этот чин – образ будущего. А теперь как все эти взгляды отразились в иконостасе? Чтение рядов иконостаса построено по историческому принципу, как его мыслит христианство. Развитие истории библейской идет через истории пророков, а последние предсказывали появление Христа и Богоматери. Потом идет страшный суд, а путь к достойному ответу на нем идет через повседневное участие в храмовой жизни, в литургии, через моление. И ряды связаны между собой, и событие, описанные в них, связаны с прошлым, настоящим и будущим. Иконостас – это естественнонаучные представления. В иконостасе четко прописаны представления о свете, земле и небе. И историю тоже мыслили через священное писание, через библию, история в иконостасе тоже представлена. Например, история начинается с ветхозаветных персонажей. Адам, например, предок Христа по человечеству, а Авель – предок Христа по жертве. И особенно важен здесь деисусный чин иконостаса. Дело в том, что только в русском иконостасе присутствуют святые всех категорий. В наших иконостасах могли располагать и русских святых, и столбников, и юродивых. Деисусный чин – не уникальное явление. Он определяется одной из важнейших идей русской культуры – идеей ансамбля, коллектива, общины, общности. «Всем миром» — фраза, которая утверждала, что все люди вместе что-то делают: каются, умирают, трудятся. Изначально, появление святых разных категорий святости не имело такой глубинной, национальной идеи. Оно было связано с конкретным княжеским заказом, впервые деисусный чин мы встречаем в церкви, заказанной Василием первым, сыном Дмитрия Донского, и он хотел видеть в иконостасе своих святых покровителей и покровителей своей семьи, они оказались святыми разной категории святости. Очень быстро эта идея стала общенациональной, что говорит о ее фундаментальности для русской культуры.

О чем молят Христа святые на Страшном суде? Это вторая идея, очень важная. Они молят Христа не о справедливости, а о милосердии. Оно может быть нелогичным, против закона, не соответствовать тяжести проступка, но милосердие оказывается выше закона.

Иконостасы не создавались в одиночку ни Греком, ни Рублевым. Это выражение коллективного опыта русских людей, это видение нравственных ценностей русских людей, а не представления самих мастеров. В балканских странах иконостасы трехъярусные: местный, деисусный и праздничный. Но это не та сцепленная логика, которая существует в иконостасе.

Теперь, в соответствии с реформой Никона нужно было объединить на почве религии Русь и балканы (Текория «Москва – 3 рим») Но на Балканах праздничный чин шел после деисусного, и Никон решил поменять их местами, и тогда цельность иконостаса была уже нарушена.

В одной сельской церкви есть семиярусный иконостас (церковь 18 века), два первых яруса – ярусы святых воинов.