Королевство Астурия — первое христианское государство, образованное на Пиренейском полуострове после завоевания мусульманами маврами в 718 году.
Королевство было основано Пелайо, знатным вестготом, предположительно бывшим телохранителем вестготского короля Родериха, который восстал против мавританского правления в Астурии в 718 году.
Особенности астурийского искусства:
- желание помнить о величии вестготов царства в Толедо , чьи короли Астурии считали себя наследниками;
- интимные отношения с королевской властью: это искусство также называлось «искусством астурийской монархии»;
- преобладание архитектуры, фундаментально сводчатой, над другими искусствами.
Астурийский Предроманский период в искусстве был особенным по всей Испании, который, объединяя элементы из других стилей (вестготские, мозарабские и местные традиции), создавал и развивал свои характеристики, достигая значительного уровня утонченности не только в отношении строительства, но и с точки зрения украшения и золотого орнамента. Этот последний аспект можно увидеть в таких работах, как Крест Ангелов, Крест Победы, Агатский ящик (расположенный в Священной палате Собора Овьедо), Реликварий в Соборе Асторга и Крест Сантьяго. Пявление дороманских памятников архитектуры следовало за различными местами столицы королевства; от его первоначального места в Кангас-де-Онис (Восточная Астурия), через Правию (западнее центрального побережья), до его окончательного местоположения в Овьедо, географическом центре региона.
Периодизация
Что касается эволюции, то от своего появления Астурийский предроманский стиль следовал «стилистической последовательности», тесно связанной с политической эволюцией королевства. Различают пять этапов:
- Первый период (737-791) , принадлежащий к царствованию царей Fáfila , Альфонсо I , Fruela I , AURELIO , Silo , Mauregato и Vermudo I .
- Второй этап включает царствование Альфонсо II (791-842), входящее в стадию стилистического определения,
- Третий — царствование Рамиро I (842-850) и Ордоньо I(850-866);
- Четвертый принадлежит царствованию Альфонса III (866-910)
- Пятый и последний, которое совпадает с передачей власти Леону , исчезновением царства Астурии и одновременно астурийского предроманского искусства.
Ювелирное искусство
Работа астурийских ювелиров, которая дошла до нас, на религиозную тематику, предлагает подлинную панораму этого великолепного искусства.
Лос — Анджелесский Крест, который Альфонсо II в 808 подарил собору в Овьедо, носит угрожающую надпись « quiconque oserait me l’enlever d’où ma libre volonté d’en faire don, qu’il soit foudroyé par un rayon divin» (кто осмелится отнять его у меня, без моей свободной воли пожертвовать его, будет поражен божественным лучом). Это реликварий в виде греческого креста, напоминающего испано-готические или каролингские прототипы, с диском в центре; дерево покрыто золотом, украшена кабошонами и антикварными камеями.
Большой, элегантный и роскошный — Крест Победы, сделанный для короля Альфонсо III Великого (866 — 910), в 908 году. По аналогии с предыдущим, он отличается использованием эмалей. Этот метод (византийского происхождения через Мосарабские влияния) позже был использован для Агатовой коробочки короля Фруэлы II в 910 году и хранится в соборе Овьедо. Это деревянная шкатулка с ониксом, красно-синими эмалями и драгоценными камнями, которые образуют абстрактные узоры, нароминающие варварскую роскошь, которая связана с вестготовской традицией даже более сильно, чем архитектура.
Другая шкатулка, которая принадлежит собору Асторга, также использует эту технику и мотивы Креста Победы, хотя здесь присутствует серебряная позолота с изображениями ангелов, божественным Агнцем, и тетраморфами между растительными мотивами.
Архитектура
Первый период (737 — 791)
В этого периода восстаний и консолидации молодого царства, было зарегистрировано существование двух церквей. Церковь Санта — Крус (737) в Кангас — де — Онис, была разрушена в 1936 году. Нынешнее здание построено в 1950 году на кургане, покрывающем дольмен. Легенда гласит, что имя Санта-Круз («Святой Крест») происходит от дубового креста, перевозимого королем Пелайо в битве при Ковадонге, первой «маленькой большой победе» против арабов, который позже был покрыт золотом и драгоценными камнями (в царствование Альфонса III). Крест получил название La Victoria, и эмблему астурийского флага. Хроники утверждают, что церковь Санта-Крус была построена в каменной кладке, с одним нефом и главной часовней с одной стороны.
Вторая — церковь Сан-Хуан-Апостол и Евангелиста, Сантьянес-де-Правия, расположенная в Сантьянах. Его строительство связано с движением королевского двора от Кангас-де-Онис до Правии, старого римского поселения (Флавиум Навиа). Церковь, построенная между 774 и 783 годами, уже содержит ряд элементов, предвосхищающих астурийский предроманский стиль; обращение на восток, базовый план базилики (центральный неф и два боковых прохода ), разделенные тремя полукруглыми арками, трансепт, обращенный к центральному нефу с той же длиной, что и ширина трех проходов, В нем также была одна полукруглая апсида и внешний входной вестибюль с деревянным потолком над неф.
Несколько скульптурных декоративных элементов с цветочными и геометрическими рисунками находятся на публичном показе в ризнице, где есть музей.
Второй период (791 — 842)
Альфонсо II, известный как «Целомудренный» (возможно, по этой причине у него никогда не было потомков), был знаковым королем в астурийской монархии. С военной точки зрения он окончательно победил мусульман (в знаменитом сражении Лутоса он одержал значительную победу), в администрации он перевел суд в свой последний город Овьедо, а в политике он установил тёплые, стабильные отношения с императором Карлом Великим, о чем свидетельствует следующая цитата Эгинардо (Vita caroli):
« … император (Шарлемань) был настолько тесно связан с Альфонсом, королем Астурии и Галиции, что каждый раз, когда он отправлял письмо или посла, он приказал, чтобы ему не давали никакого лечения, кроме лечения его клиента. »
Что касается патронажа искусства, Альфонсо II способствовал созданию самого большого количества предроманских зданий, определяющих, какими должны быть характеристики этого стиля. С королевским архитектором Тиодой он построил церкви Сан-Тирсо, Овьедо, Сан-Хулиан-де-лос-Прадос, Санта-Мария-де-Бендонес и Сан-Педро-де-Нора, в дополнение к дворцовому комплексу в Овьедо, (который теперь исчез), состоящему из церкви Сан-Сальвадора, Санта-Мария и прилегающих к ним дворца и часовни (теперь единственная сохранившаяся Святая палата собора Овьедо), в которой хранятся такие вещи, как Святой Ковчег и драгоценности — Крест Ангелов, который Альфонсо пожертвовал в Церковь Сан — Сальвадор за пределами Астурии, с легендой об открытии гробницы апостола Св. Джеймса в Галиции, в месте, известном как кампусская стелла (Компостела). Альфонсо II имел первую церковь, построенную в честь святых (год 892).
Когда была построена церковь Сан-Хулиан-де-лос-Прадос или Сантуяно (примерно 812 — 842 гг.), она была частью серии королевских зданий. В церкви был план базилики (центральный неф и две стороны проходы), разделенные тремя полукруглыми арками на капителях импоста и квадратными колоннами. Стоит отметить существование трансепта или поперечного прохода, расположенного между проходами и святилищем, превышающими центральный неф в высоте.
Наконец, было прямое святилище, разделенное на три часовенки, и над основным, доступным только снаружи, была комната, функция которой все еще остается загадкой. Что касается крыши, в церкви был интересный дубовый потолок, вырезанный различными геометрическими рисунками.
Там был вестибюль (на восток) и две ризницы, примыкающие к северному и южному фасадам, общающиеся непосредственно с трансептом. Церковь Сан-Хулиан-де-лос-Прадос — самая большая из доримских церквей.
С декоративной точки зрения, фрески, покрывающие стены и потолки этой церкви, являются наиболее сохранившимися средневековыми картинами Испании, нарисованные по методике аль фреско (с нанесением на влажную штукатурку), расположенные в трех четко определенных областях. Декоративные рисунки показывают явное влияние росписи римского периода, воссоздавая определенную атмосферу, типичную для «театрального стиля» (1 век до н.э.). Декоративные элементы многочисленны; мраморимитация, прямоугольники, полосы, ткачество, квадраты, колонны, медальоны, украшенные растительными мотивами, архитектурными замыслами, хотя полностью лишены какого-либо изображения библейских или религиозных сцен, за единственным исключением креста Анастасия (альфа и омега), как символа королевской власти. Эта нехватка образного представления известна как аниницизм и не поддерживалась в более поздних доримских церквях.
Церковь Сан — Тирсо , расположенная рядом с собором Овьедо, сохранила только торцевую стенку апсиды от его оригинальной конструкции, так как он был разрушен в результате пожара в 16-м веке. В оставшейся части сохранилась оригинальная конструкция из каменных блоков, а в центре есть характерное трехточечное окно астурийского предроманского стиля, с полукруглыми арками из кирпича. Центральное отверстие, большее, чем боковые, поддерживается отдельными колоннами.
Святая палата была построена как дворцовая часовня для Альфонсо II и церковь Сан — Сальвадор (оба разрушены в 14 — м веке, чтобы построить настоящий готический собор). Палата, прилегающая к доримской башне Сан-Мигель, также имела функцию сокровищницы для ценностей, привезенных из Толедо после падения вестготского королевства. Она состоит из двух перекрывающихся проходов со сводом; крипт или нижний этаж имеет высоту 2,30 метра и посвящен Св. Леокадии, в котором есть несколько гробниц других мучеников.
Верхний этаж, посвященный Св. Михаилу, был расширен в 12 веке, удлиняя центральную часть до шести метров, — реконструкция, которая обеспечила его своим текущим украшением, шедевром испанского романского стиля. С архитектурной точки зрения строительство Священной палаты разрешило одну из величайших проблем астурийского предроманского стиля: свод двух перекрывающихся пространств, которые впоследствии использовались в зданиях Рамиро I.
В Святой палате сделали сокровищницу для размещения драгоценностей и ценностей собора Сан-Сальвадора в Овьедо, которая существует и 1200 лет спустя. Некоторые из этих драгоценностей были подарены королями Альфонсо II и Альфонсо III и представляют собой необыкновенные золотые артефакты астурийского предроманского стиля.
Первым из них является Крест Ангелов, созданный в 808 году в Гаузоне (левый берег устья Авиля ) по указанию Альфонсо II Астурийского, который пожертвовал драгоценные камни, необходимые для него, из своей личной казны. Крест Ангелов берет свое название от легенды, что он был сделан и передан Альфонсо II ангелами, которые явились ему в виде паломников. Греческий крест имеет ядро вишневого дерева, а в центре есть круглый диск, выступающий в качестве соединения для четырех сторон. Обратная сторона покрыта филигранной сеткой из золотой нити и полос геометрической отделки, в общей сложности 48 драгоценных камней (агаты, сапфиры, аметисты, рубины и опалы ) великой красоты. Реверс покрыт тонким золотым листом, украшенным серебряными гвоздями. Украшение на этой стороне, установленное на центральном диске, украшенное большой эллиптической агатовой камеей и большим камнем в конце каждой стороны креста.
Ровно через столетие, в 908 году, в ознаменование столетия побед и завоеваний Астурийского королевства, Альфонсо III пожертвовал самый важный золотой артефакт в Собор Овьедо: Крест Победы или Санта-Крус, латинский крест 92 х 72 см. Ядро состоит из двух кусков дуба с круглыми концами, завершенных в три листа и соединенных в центре круговым диском. Весь крест покрыт золотым листом и филигранью и богато украшен, особенно обратная сторона, покрытая цветной эмалью, жемчугом, драгоценными камнями и золотой нитью. На оборотной стороне изображена надпись золотом, в которой упоминаются донаторы церкви Сан-Сальвадор, Король Альфонсо III и королева Химена, а также место (замок Гаусон) и год его изготовления.
Последней из дороманских драгоценностей в Святой Палате собора Овьедо является агатовая шкатулка, подаренная церкви Фруэлом II из Астурии (сын Альфонса II) и его женой Нунило в 910 году, когда он все еще был принцем. Этот необычный золотой артефакт в мозаичном стиле представляет собой прямоугольный реликварий из кипариса с полупирамидальной крышкой. Покрытый золотой пластиной, с 99 маленькими арочными отверстиями, обрамленными тканой золотой нитью, содержащей агаты. Самая ценная часть этой части — верхняя часть крышки, вероятно, повторно использовавшаяся из другого, меньшего реликвария каролингского происхождения, на сто лет старше остальных. Эта доска украшена панелями из эмали, в свою очередь окруженными 655 инкрустированными гранатами.
Продолжая рассматривать архитектурные работы второго периода предроманского искусства, нужно сказать о двух церквях: Санта-Мария-де-Бендонес и Сан-Педро-де-Нора. Первая находится всего в нескольких километрах от столицы, в юго-восточном направлении, до Налонадолина, и была пожертвованием от короля Альфонса III и его жены Химены в собор Сан-Сальвадор 20 января 905 года. Очень похожа на Сантуллано, хотя по плану не является типичной базиликой дороманских церквей, но имеет три корпуса, на западном конце центральный входной вестибюль и две боковые зоны, возможно, для размещения прихожан или эсцизиастов. Этот вход ведет в один неф с деревянным потолком, покрытым интересной крышей, такой же длины, как и входные корпуса. Неф примыкает к двум прямоугольным боковым областям, также с деревянным потолком, использование которого, похоже, связано с литургическими обрядами этого периода. Этот неф присоединен к святилищу тремя полукруглыми кирпичными арками, каждая из которых ведет в соответствующую часовню.
Над главной часовней находится камера, доступная только снаружи, через окно в виже трилистника со стандартными предроманскими чертами; центральная арка больше, чем боковые, опирается на две свободно стоящие капители.
Независимо от церковной структуры, хотя и близко к ее южному фасаду, стоит колокольня.
Церковь Сан-Педро-де-Нора расположена на берегу реки Норы, примерно в двенадцати километров от Овьедо. Эта церковь построена в стиле Сантуллано: лицом к востоку, предместьем, отделенным от основной структуры, базовым планом базилики, центральным нефом выше боковых проходов, с пересекающейся деревянной крышей и освещенной окнами с каменной решеткой. Прямое святилище делится на три апсиды с колоннами. В качестве дифференцирующего элемента апсиды соединялись друг с другом через разделительные стены полукруглыми дуговыми дверцами. Как и во всех церквях этого периода, была комната над апсидой, доступная только снаружи через окно трилистника. Колокольня, отдельно от церкви, как в Санта-Мария-де-Бендоне, не принадлежит к оригинальной конструкции, и создана в 70-х годах архитектором и великим реставратором Астурийского искусства, Луисом Менендесом Пидал и Альваресом.
Третий период (с 842 по 866)
Этот период соответствует царствованиям Рамиро I и Ордоньо I. Первый, сын Вермудо I, сменил Альфонса II, когда он умер без потомков, взяв на себя ответственность за быстро расширяющееся королевство. Он был описан хронистами как «Virga justitiae» (справедливый), потому что ему пришлось столкнуться с двумя внутренними мятежами дворян и из-за его энтузиазма в поисках магии и черных искусств, очень распространенных в Астурии в то время. Он также успешно сражался с норманнами, победив их в Хихоне и А-Корунье. Парадоксально, что находился в мире со своими традиционными врагами, мусульманами, которые с художественной точки зрения позволили ему существенно обновить архитектуру и декоративный стиль дороманской Астурии, создав так называемый рамирианский стиль.
Рамиро сменил его сын Ордоньо I, который унаследовал очень прочное королевство с военной точки зрения, что позволило ему повторно заселить заброшенные города на другой стороне гор, такие как Туй, Асторга и Леон. Он измерил свою военную мощь против арабов с различными результатами; в битве при Клавихо (859 год) он легко победил их, хотя шесть лет спустя, в Хос-де-ла-Моркуере, его армия, возглавляемая одним из его генералов, потерпела поражение, прекратив интенсивное перераспределение населения первой части его царствования.
Первая из работ этого периода — Дворец Санта-Мария-дель-Наранко — претерпела значительную стилистическую, морфологическую, конструктивную и декоративную реконструкцию дороманского периода, дополняя ее новыми ресурсами, представляя собой скачок вперед в отношении предыдущего периода. Построенный как рекреационный дворец, он расположен на южной стороне Монте-Наранко, обращенной к городу, и был первоначально частью серии королевских зданий, расположенных на окраинах. Его характер как гражданского здания изменился в 12 веке, когда он был преобразован в церковь, посвященную Святой Марии.
Инновации этого дворца поразили летописцев, которые неоднократно упоминали его. Речь идет о Crónica Silense, написанной около 1015 года, примерно через 300 лет после ее строительства, и которая, опираясь на Ramiro I, утверждает, что «(…) он построил множество сооружений, расположенных в двух милях от Овьедо, из песчаника и мрамора в сводчатой работе: (…) Он также сделал (…), дворец без дерева, замечательн