Искусство Китая, очень древнее и самобытное, всегда привлекало внимание европейцев. Первое знакомство Запада с китайской культурой произошло достаточно поздно, в 14 веке (эпоха Юань), когда знаменитый географ, хронист и путешественник, венецианец Марко Поло, прибыл ко двору монгольских правителей и долгое время жил здесь, изучая обычаи и нравы народов, населявших Китай. После появления записок путешественника, Китай надолго получил репутацию загадочного края с необыкновенной сказочной природой, наполненной мистическими тайнами. Примечательно, что Марко Поло не воспринимал Китай как единую страну. Огромные пространства Поднебесной, как назвали свою страну сами китайцы, разнообразие климатических и географических особенностей страны способствовало локальному разнообразию китайской культуры. Исторически сложившееся выделение двух основных зон Китая — Севера и Юга — определено, конечно, и хозяйственным укладом этнически пестрого населения этих основных областей. Однако огромное количество языковых диалектов, множество локальных форм культуры и быта не мешало самим китайцам считать друг друга соотечественниками.
Европейские исследователи долгое время полагали, что культура Китая развивалась совершенно изолированно от других регионов древнего и средневекового мира. Последние исследования показали, что этот регион имел давние и длительные контакты с соседними странами. Великий Шелковый путь, проложенный, вероятно, еще в 1 тыс. до н. э., являлся той артерией, по которой шел не только обмен товарами, но и традициями, культурными ценностями. Китай определял облик и направление всего дальневосточного региона. Последовательно развиваясь с 5 тыс. до н. э., древняя китайская культура сумела передать свой опыт Японии, Корее, Монголии, странам Юго-Восточной Азии. Это, прежде всего, язык и иероглифическая письменность, основы конфуцианской этики и морали, местные особенности буддийской идеологии и, конечно, образно-поэтическое восприятие мира, которое отразилось в искусстве. Художественная культура Китая обладает необыкновенной устойчивостью, так как следование традиции, древнему образцу, отображенному в каноне искусства, является ее теоретической и практической основой. Эта устойчивость определяла традиционные виды и формы художественной культуры, а также направления и жанры искусства, соотношение которых зависело от духовных ценностей конкретной эпохи.
Одной из основных особенностей китайского искусства, которая формирует его духовное и эстетическое лицо, является теснейшая связь с религией. Мифологические представления китайцев определяет религиозный синкретизм. В их верованиях до сих пор сочетаются элементы древних культов плодородия, конфуцианства, даосизма и буддизма. Пантеон традиционных богов и духов невероятно велик и за каждым из них строго закреплена его функция. Язык древнекитайского искусства исключительно символичен, так как он передает основные космогонические идеи китайцев. Любой художественный объект воспринимается как свод сакральных знаний о мире, о космосе и его структуре. Например, круг в форме предмета или его орнаменте — это воплощение Великого Неба, а квадрат — символ Земли, соединение которых рождает Космос. Деление мира на два начала (ян — мужское и инь — женское), которые создают предметный мир, тоже возникло в глубокой древности и воплощалось в орнаменте и форме бытовых и художественных изделий. Зооморфные мотивы в искусстве связаны с почитанием священных животных и тотемистическими представлениями. Зверей считали духами предков, а позже образы животных стали связывать с древней натурфилософской концепцией пяти первоэлементов или стихий, из которых рождается весь мир. Она соотносится с представлениями о времени (четыре сезона), пространстве (стороны света) и в завершенном виде выглядит так:
- центр — земля — дракон — годовой цикл;
- север — вода — черепаха — зима;
- юг — огонь — птица — лето;
- восток — дерево — дракон — весна;
- запад — металл — тигр — осень.
Эта сложная космогония — основа древнего и средневекового искусства Китая, выраженная не только в изображениях, но и в композиции архитектурных сооружений и планировке ансамблей.
Пантеистические взгляды китайцев, связанные с древнейшим почитанием природных объектов — гор, рек, озер, деревьев — легли в основу традиционного отношения к природе. Китайцы воспринимали её как великую, божественную и вечно обновляющуюся, а человеческое бытие в сравнении с бытием природы было незаметным. Человек был песчинкой этого мира, его малой, но необходимой частью, поэтому он всегда жил в согласии и гармонии с природой, почитая ее как духовный, этический и эстетический идеал. В древнекитайском искусстве это выражалось в традиционной планировке дворцов и погребений, в использовании природных материалов, в зооморфных, растительных и абстрактных орнаментах, которые отражали представления о Дао — Великом Пути природы и мира. В средневековом же искусстве идеи пантеизма воплотились в традиционном жанре пейзажа, поэтому неслучайно в это время именно живопись становится ведущим видом искусства.
Традиционная китайская архитектура развивалась в трех основных направлениях: погребальная, скальная и наземная. Погребальная архитектура связана с древнейшим культом предков. Заупокойный комплекс представляет собой единый ансамбль, уподобленный китайскому космосу, где органично сочетаются наземная и подземная архитектура, живопись, скульптура и ритуальная утварь. Скальное зодчество связано со строительством буддийских монастырей, в структуре и украшении которых были использованы традиции индийского пещерного зодчества. Наземная же архитектура решает в основном градостроительные задачи. Архитекторы последовательно разрабатывают типологию зданий, технику и систему строительства, основные элементы архитектурной композиции и декора, которые наиболее полно воплотились в средневековом зодчестве эпох Тан и Сун. Отличительная особенность китайской архитектуры — органическая связь с окружающим пейзажем. С развитием буддизма роль пространственной доминанты берут на себя башнеобразные храмовые строения — пагоды, которые перекликаются с окружающим ландшафтом: горами, деревьями, водопадами. Эту освященную древней художественной традицией связь природного и рукотворного, преходящего и вечного воплощают и средневековые садово-парковые ансамбли Китая.
Традиционная скульптура развивается в рамках погребального культа и буддийской религии. Заупокойный комплекс оформляется монументальной скульптурой из камня, которая ставится вдоль аллеи духов, ведущей к захоронению. Она изображает, как правило, священных животных-охранителей и воинов. Традиционно вместе с умершим в захоронение помещается глиняная погребальная пластика: в загробный мир вместе с покойным отправляют изображения слуг, музыкантов, воинов, чиновников. Буддийская скульптура отличается от погребальной пластики: крупные монументальные формы гигантских статуй, украшающих фасады скальных монастырей, воплощают образы божеств раннего буддизма. Для поздней буддийской скульптуры характерен камерный и лирический образ богини милосердия Гуаньинь, воплощающей идею сострадания к людям и заступничества.
Живопись начинает активно развиваться в эпоху средневековья. Именно в этом виде искусства наиболее полно отразились этические и эстетические нормы, поиски закономерностей развития и гармонии Вселенной, смысла бытия. Любой свиток-картина имел множество смыслов. Он настраивала зрителя на философские размышления о смысле и закономерностях бытия, открывал перед ним мир духа и красоты. В 9-10 веках оформились основные жанры китайской живописи. Каждый из них описывал и раскрывал жизнь с какой-либо одной стороны. Жанр «люди и предметы» соответствовал бытовому, описательному и детальному отражению мира. Парадный портрет изображал человека с особой наблюдательностью, демонстрируя не столько его психологическое, сколько социальное «лицо». Развивался анималистический жанр — «цветы и птицы», «растения и насекомые». Но ведущее место среди жанров всегда занимал пейзаж — «горы и потоки», который неразрывно был связан с поэзией и каллиграфией. Огромный опыт, накопленный многими поколениями выдающихся мастеров-живописцев — система жанров, правила изображения, основные средства художественной выразительности — бережно сохранялся потомками и закреплялся в средневековых трактатах живописи, авторами которых были знаменитые художники Си Хэ, Ван Вэй, Го Си и другие.
Особое место в художественной культуре Китая занимает декоративно-прикладное искусство. Именно оно принесло китайской культуре поистине всемирную известность. История традиционных китайских ремесел насчитывает не одно тысячелетие. Резьба по дереву, кости, камню, изготовление изысканных лаков, эмалей, производство керамики и, конечно, фарфора всегда отличались высочайшим качеством исполнения произведений, так что и по сей день неопытному европейскому покупателю порой бывает трудно отличить настоящий шедевр от поточной продукции. Роль декоративно-прикладного искусства Китая в процессе культурных контактов с Европой исключительно высока, так как оно обеспечило растущий интерес к китайской культуре в целом.
В колониальный период европейцы глубже познакомились с китайской художественной традицией, и в какой-то мере испытали её влияние. Наиболее ярко это проявилось в европейском искусстве 18 и второй половины 19 веков. Первая волна контакта была связана с распространением внутри общеевропейского стиля рококо особого направления, основанного на увлечении элиты европейского общества формами, орнаментами и эмблематикой искусства стран Дальнего Востока. Это направление, характерное, в основном, для камерных, декоративных форм искусства, получило название шинуазри и довольно быстро переросло в модный стиль оформления интерьера, популярный не только в странах Европы, но и в России. Убранство столовых, гостиных, спален, кабинетов в «китайском» стиле отличалось яркостью и богатством орнаментальных мотивов. Дорогие шелковые ткани с изящными вышивками, тяжелые завесы и покрывала из парчи, мебель, выполненная по эскизам восточных мастеров, высококачественный китайский фарфор, экзотические сувениры, привезенные из Китая и других восточных стран, совершенно преобразили интерьер традиционного западноевропейского дома. Этот первый опыт культурного общения носил несколько поверхностный характер, так как европейскую публику, выступавшую законодательницей моды, интересовала лишь внешняя, декоративная сторона китайской культуры. Новое увлечение европейского общества культурой и искусством стран Востока приходится на вторую половину 19 века. В условиях социального, экономического и художественного кризиса, в котором оказалась Европа, обращение к культурно-историческому и духовному опыту традиционных обществ Востока, в которых механизм преодоления подобного рода кризисов давно отработан, было закономерно. Глубокое научное изучение культуры Китая (а также Японии, Индии и др.) приходится на вторую половину 19 века. В то время западная архитектура и скульптура переживали период эклектики, то есть отсутствия большого стиля, основанного на единых принципах формообразования. В этих условиях обращение к искусству восточных стран, где идеи единства, гармонии и порядка были основными, носило программный характер. Восточное искусство давало уникальный образец художественного синтеза, который тогда воспринимался европейскими мастерами как новая форма познания мира и воспитания человека. Обращение к китайскому искусству во многом способствовало созданию единого общеевропейского стиля, в русской традиции известного как «модерн», который позволил на время преодолеть кризис творческого индивидуализма и вывел европейское искусство на новый художественный уровень.
В наше время интерес к Китаю — его древней культуре, истории, искусству, религии — во всем мире по-прежнему очень высок. Это связано не только с изменением в социально-экономической сфере страны, которая сейчас активно развивается, но и с волной новых археологических открытий, сделанных в Китае во второй половине 20 века и ставших настоящей мировой сенсацией. Вот только некоторые из них:
- Открытие великолепно сохранившегося погребения ханьской аристократки 2 в. до н.э. в Мавандуе (пров. Хубэй), в котором было обнаружено мумифицированное тело покойной, великолепные лаковые предметы и большой погребальный стяг с изображением сцен, происходящих в загробном мире.
- Глиняная подземная армия первого императора Китая 3 в. до н.э. — Цинь Шихуана была обнаружена у подножия его гробничного холма, недалеко от г. Сиани (пров. Шэньси). Этот фантастический погребальный эскорт представляет лишь небольшую часть гигантского некрополя императора, который до сих пор полностью не раскопан.
- Необычные находки были сделаны в местечке Саньсиндуй (пров. Сычуань), где в жертвенных ямах обнаружены ритуальные предметы, ранее совершенно неизвестные: монументальная бронзовая скульптура, необычные бронзовые и золотые маски, бивни слонов и многое другое. Эти находки II тыс. до н.э. современны государству Шан, поэтому специалисты предполагают, что на этих территориях существовала еще одна не менее развитая древнекитайская цивилизация, о которой мы практически ничего не знаем.
- Древнейший, во всяком случае, из известных, культовый центр, где, вероятно, было святилище с монументальной и вотивной скульптурой, был обнаружен в Нюхэляне (пров. Ляонин). Его возраст около 6 тысяч лет.
- Новая неолитическая культура — Лянчжу, абсолютно не похожая на известные ранее, открыта в провинции Чжэцзян.
Сенсационные находки китайских археологов с огромным успехом экспонируются на международных художественных выставках в Европе и Америке. Интереснейший и пока еще мало исследованный археологический материал совершенно изменил академические преставления о китайской цивилизации и справедливо напомнил, как мало мы еще знаем о Китае.
Древнейший и древний периоды (4 тыс. до н.э. — 3 век н.э.)
Эпоха неолита и энеолита (5-3 тыс. до н.э.). Эпоха Шан (Инь) (16-11 вв. до н. э.) Искусство этого времени неотделимо от культа предков и жертвенных ритуалов, которые древнекитайские племена совершали в их честь.
Эпоха Чжоу (11-3 вв. до н. э.). Развитие искусства данного периода связано с образованием на территории древнего Китая нескольких самостоятельных государств, создатели которых принадлежат к разным культурным традициям. Самобытность каждой из них очень хорошо отразилась в произведениях декоративно-прикладного искусства: лаковой скульптуре и посуде, бронзовых сосудах, подставках и светильниках, шелковых тканях для погребения, ювелирных украшениях, оружии, керамике.
Эпоха Цинь (221 — 207 гг. до н. э.). В основном это произведения погребальной скульптуры: глиняные воины из раскопок гробницы императора Цинь Шихуана. В раздел «Карты» помещен подробный план его некрополя.
Эпоха Хань (3 в. до н. э. — 3 в. н. э.). Эта эпоха представлена искусством гробниц, которые демонстрируют архитектуру, скульптуру, живопись и ритуальную утварь этого времени.
Эпоха неолита и энеолита (5 — начало 2 тыс. до н.э.)
Древнейшие неолитические культуры Китая относятся к 5 тыс. до н. э. Самая знаменитая среди них — культура расписной керамики Яншао — была открыта китайскими археологами в среднем течении реки Хуанхэ в первой половине 20 века. Очаги этой культуры обнаружены по всему центральному Китаю, поэтому ученые предполагают, что Яншао была предшественницей древнекитайской цивилизации и во многом заложила ее основы.
Древнейшие китайские племена занимались земледелием, разводили скот и вели оседлый образ жизни. Они жили в землянках или в хижинах. Строительные приемы, которые они использовали, для того времени были достаточно сложными и стали традиционными для древнего и даже средневекового Китая. Так, яншаосцы возводили невысокие глинобитные стены, использовали простейшие столбообразные опоры для перекрытий, крыли крыши соломой или камышом. Землянки отличались разнообразием форм и планировки. В плане жилища были круглые, квадратные, прямоугольные, могли состоять из нескольких помещений, разных по назначению. Внутри каждой жилой постройки обязательно сооружалась яма для очага, она могла находиться с северной стороны, южной или в центре дома. Вероятно, эти племена возводили и культовые святилища, но такие находки пока редки. Планировка ранних жилых построек отражает древнейшие представления китайцев о мире.
Расписная керамика культуры Яншао демонстрирует высочайшее качество изготовления, обжига и
росписи. Крупные глиняные сосуды, сделанные на гончарном круге — основной вид художественной и материально-бытовой культуры того времени. Среди них выделяются хозяйственные и ритуальные, иногда встречаются даже сосуды-урны для захоронения праха покойного. Керамика Яншао разнообразна по форме: это высокие кубки с устойчивым дном, пузатые кувшины и крынки, крупные блюда и миски правильной круглой формы. Общая важная особенность глиняных сосудов — идеальные пропорции, четкий силуэт и удивительное чувство формы, которым владели древние мастера.
Правильность пропорций и простота форм контрастирует с замысловатым орнаментом. Порядок его расположения на керамике, структура, стиль, а главное, значение — важная научная проблема.
Орнаменты первобытной керамики можно разделить на геометрические, растительные, абстрактные и фигуративные (напоминающие изображения людей или животных). Безусловно, все они имели магический смысл и отражали представления древних людей об окружающем их мире, который они обожествляли. Часто на гладких поверхностях сосудов угадываются изображения солнца, луны, звезд, трав, цветов, птиц. Более сложные орнаменты, включающие зигзаги, спирали, волны, могут обозначать природные стихии, время или законы природы. Возможно, изображая через орнамент многообразие мира, он стремился воздействовать на природу, ожидая обильных дождей или богатого урожая.
Особый интерес представляют антропоморфные и зооморфные значки на сосудах, они не складываются в орнамент, а наносятся по отдельности. В антропоморфных рисунках или рельефных налепах на сосудах часто угадывается облик женщины с ярко выраженными половыми признаками. Образ рожавшей женщины, женщины-матери, продолжательницы рода очень распространен у первобытных народов всего мира, в том числе и в Китае. В древнекитайской мифологии, возникшей позже, именно женским божествам будет отведена роль прародительниц людей и хранительниц бессмертия.
Образы животных в первобытных культурах встречаются также часто. Но у каждого народа или племени они разные, в зависимости от того, в какой местности живут люди и каким животным они поклоняются. На сосудах культуры Яншао находят изображения птиц, черепах, змей, лягушек, рыб. Вероятно, все они связаны с древнейшими культами плодородия или почитания природных стихий. Например, птица и змея связаны с землей, а черепаха и рыба — с водой. Возможно также, что первобытные племена почитали этих животных как братьев или первопредков, так как древний человек не отделял себя от природы и постоянно ощущал свое физическое родство с ней.
Первобытные культуры хранят много загадок, на которые современные ученые пока не могут ответить. Но ни в коем случае нельзя считать древние общества примитивными или неразвитыми. Археологические
находки доказывают очень высокий уровень первобытной культуры Китая.
Последние археологические раскопки показали, что комплекс культур Яншао был не единственным очагом древнекитайской цивилизации. На территории древнейшего Китая параллельно друг другу, порой бок о бок, существовали высокоразвитые культуры со своей самобытной ритуально-мифологической и художественной традициями. Некоторые из них, например неолитические культуры Хуншань или Лянчжу, уже достигли уровня цивилизации.
Эпоха Шан, 17-11 вв. до н.э. (1600 — 1050 гг. до н.э.)
В традиционной истории древнего Китая этот период считается первым этапом формирования цивилизации, так как именно в это время создается иероглифическая письменность и возникает социально-политическая и архитектурная модель города-государства. Все эти изменения объективно показывают, что шанское общество находилось уже на качественно ином уровне развития, позволившем ему создать раннегосударственное образование со своей самобытной культурой. Городская цивилизация возникла в Китае в середине II тыс. до н. э. По древнему названию столицы, которое неоднократно упоминается в текстах на гадательных костях из Иньского оракула, ей присвоили имя Шан. Остатки развитых и некогда цветущих древних городов и поселений были обнаружены в районе современного города Аньяна, в провинции Хэнань. Цивилизация Шан значительно отличается от культуры Яншао: во II тыс. до н. э. шанцы осваивают технику плавки бронзы, создают великолепные образцы монументального и прикладного искусства. Иероглифическая письменность, вопрос о точном происхождении которой пока остается открытым, обслуживала исключительно сферу культа предков. Верховным правителем шанцев и других древних племен, селившихся по соседству с ними, был Великий шанский ван. Он не только управлял подданными и армией, но и считался верховным жрецом, единственным, кто мог напрямую общаться с духами предков. Шанцы верили в божественное происхождение вана, его магическую силу и сакральное знание, которым он был наделен свыше. Ван не только молился за свой народ, принося обильные жертвы духам предков, он как бы связывал воедино земную и небесную сферы космоса, через него люди общались с богами и духами.
Прежде, чем принять какое-либо решение (пойти ли войной на соседей, принести ли обильные жертвы, засеять ли поле и т.д.), шанцы гадали на костях жертвенных животных, задавая свои вопросы предкам. Рисунки, обнаруженные на костях, можно считать самым древним в Китае иероглифическим письмом, знанием которого обладал только ван и жрецы. Рядом с Аньяном был открыт огромный гадательный комплекс — Иньский оракул, где археологи обнаружили более 10 тысяч фрагментов гадательных надписей на костях животных.
В эпоху Шан складываются архитектурные традиции древнего Китая. Основными строительными материалами были дерево и глина, камень использовался очень редко, поэтому от построек сохранились только фундаменты. Основными типами шанской архитектуры можно считать наземные и подземные сооружения. Самые интересные образцы наземной архитектуры открыты в Аньяне на месте «Великого города Шан”. Здесь обнаружены мощные городские стены с несколькими проездными воротами. Они не только отражали частые нападения врагов, но и сохраняли город во время сильных разливов реки Хуанхэ. Главным сооружением столицы был дворец правителя — шанского вана. Выстроенный в самом центре города, он вознесен на высокую глинобитную платформу и строго ориентирован по сторонам света. К центральному входу, расположенному с южной стороны, вела широкая лестница. План дворца имел четкую форму вытянутого прямоугольника, по периметру обнесенного многочисленными колоннами. Шанские мастера использовали систему стоечно-балочных перекрытий. Высокие и стройные колонны изготавливались из стволов молодых деревьев. Они не только поддерживали двускатную кровлю, но и создавали вокруг дворца обходную галерею, по которой можно было прогуливаться. Чтобы предохранить дерево от гниения, в основании колонн помещали небольшие бронзовые диски. Все элементы этой аскетически строгой архитектурной композиции были четко продуманы, символически и функционально связаны между собой. Вероятно, и план, и внешние формы постройки соответствовали идее сакральной власти правителя и его центрального места в мире и обществе.
Великолепно сохранились подземные сооружения этого времени. Это могилы шанских ванов и их приближенных. Огромные размеры и совершенная техника подземного строительства указывает на древнюю традицию заупокойного обряда, который предусматривал сооружение для покойного правителя целого погребального некрополя, причем порой более масштабного и пышного, чем наземный