Искусство мусульманского Египта (642 — 1517)

В историческом смысле западные земли исламского мира были своего рода периферией, поскольку главные, судьбоносные события происходили тогда на востоке. Как и следовало ожидать, Египет попал под мощное влияние культуры Аббасидов.

Отвоевание Египта у Византии завершил в 21/642 году Амр ибн аль-Ас. Недалеко от места, где позднее вырастет Каир, им был основан новый город, названный аль-Фустат (Стан).

За короткое время первые арабские халифы сумели создать огромное государство. Одновременно, в период захвата земель на Ближнем Востоке (Ирана, Сирии, Палестины), начались походы в западном направлении — в сторону Северной Африки. Египет стал первой страной в череде африканских завоеваний арабов.

Уже несколько столетий территория Египта находилась под властью Византии. Ситуация в самой стране была неспокойной. Народ, большинство которого составляли копты, поднимали восстания, не желая мириться с господством на их родной земле чужеземцев. Несмотря на беспокойную обстановку, вооруженных сил в Египте было немного, однако они численно превосходили 4-тысячную армию арабов, в 641 г. вторгшихся в страну.

Во главе арабского войска стоял известный полководец Амр ибн ал-Ас. Несмотря на лучшую организацию, хорошую тактику и волю арабов к победе, захват городов Египта происходил тяжело. «Природные условия дельты превращали многие города на несколько месяцев в неприступные острова. После осады был сдан город Вавилон — главный оплот центрального Египта. Византийские правители, а затем и узнавший о вторжении император Ираклий (610-641) до последнего момента отказывались признать поражение. И только когда была захвачена Александрия — столица египетской провинции Византии, — было заключено соглашение о эвакуации в Константинополь остатков византийской армии. Причина столь бесславного поражения византийцев кроется в упадке их государства в целом и непродуманной политике в Египте. «Коптское население не испытывало симпатий к византийским властям и вместе с тем не имело оснований приветствовать новых завоевателей, явившихся всего лишь через 14 лет после ухода персов. Но упрямая жестокость патриарх Кира, которому был подчинен Египет ради насаждения ортодоксии, и его приспешников, не прекращавших казни упорствующих монофизитов-коптов даже в обстановке смертельной опасности для византийской власти в конце концов обеспечили арабам нейтралитет и некоторую поддержку со стороны местного населения»

В IX-X веках в Северной Африке правили три династии: Аглабиды, Тулуниды и Ихшидиды, восходящие к назначенным Аббасидами наместникам. Начало Аглабидам положил Ибрахим ибн Аглаб, которого в 184/800 году направил в Ифрикию Харун ар-Рашид. Значительным достижением этой династии было завоевание Сицилии, завершившееся в 859 году. Этот остров, воспринимаемый мусульманами как врата в Италию, а византийцами — как пропуск в Африку, не оправдал надежд ни тех ни других. Он сыграл другую роль — стал мостом для культурного обмена. В 296/909 году аглабидская Ифрикия перешла к Фатимидам. Династию Тулунидов основал в 254/868 году Ахмад ибн Тулун, наместник Египта, сын раба-тюрка, отправленного с другими невольниками саманидским правителем Бухары в дар халифу аль-’Мамуну. В 264/878 году Ахмад сумел осуществить заветное желание многих правителей Египта подчинить Сирию. В 292/905 году Аббасиды низложили династию, однако, несмотря на свою недолговечность, она оставила заметный след в истории. Представители третьей династии наместников, Ихшидидов, также выходцы из Средней Азии; эта династия правила в середине X века Египтом, Сирией и Хиджазом; ее также сменили Фатимиды.

Как и Омейяды, аббасидские правители были последователями суннитского направления в исламе, тем не менее шиитским проповедникам удалось развернуть бурную деятельность среди берберов Северной Африки, отчасти при поддержке Идрисидов (шиитских имамов), правивших в Магрибе до 985 года. Отсюда столь горячее участие в судьбе шиита Убайдаллаха, по прозвищу аль-Махди (Ведомый верным путем), который, объявив себя потомком дочери Пророка — Фатимы, в 909 году обосновался в Ифрикии и еще до Абд ар-Рахмана объявил о создании халифата. К тому времени среди шиитов произошло разделение на два течения: одни признавали преемственность двенадцати духовных вождей (имамов), а другие — только семи. Фатимиды принадлежали к последним, более воинственным, называвшим себя исмаилитами.

Ставя своей целью свержение Аббасидов, они обратили свой взор на восток и в 358/969 году овладели Египтом, основав близ Фустата город аль-Кахира (Победоносный) — ныне Каир. Двести лет он был столицей Фатимидов, на облике которой в полной мере отразились их глубокая набожность и покровительство науке и искусству. Позднее Фустат слился с Каиром в один город.); вскоре Фатимиды перенесли сюда свою столицу из Туниса. Быстро разросшийся Каир уже в 11 в. превратился в один из самых крупных городов Ближнего Востока. Посетивший Египет в 1046 г. Насир-и Хосров (Выдающийся таджикский поэт и путешественник.) с восторгом описывает богатство Каира, называя его городом, «равных которому мало».

«Я подсчитал,— пишет он,— что в этом городе Каире должно быть не меньше двадцати тысяч лавок… Караван-сараев, бань и прочих общественных зданий столько, что их пересчитать нет возможности…

Замок султана стоит посреди Каира. Он открыт со всех сторон, так как ни одно Здание не прилегает к нему… Стены вокруг города нет, но здания так высоки, что они выше и прочнее стены. Каждый дворец и каждый павильон представляет собой крепость. Большая часть зданий в пять и в шесть этажей».

Хотя многое было уничтожено временем, мы все же имеем возможность получить представление о дворцовых сокровищницах Фатимидов, воспользовавшись перечнем трофеев, захваченных ими в 1060-х годах. Этот перечень составил мамлюкский историк Макризи. Несмотря на соперничество с Византийской империей за господство в Восточном Средиземноморье, Фатимидам все же иногда удавалось ладить с ее правителями. Но, несмотря на захват Сирии в X веке, они так и не смогли свергнуть Аббасидов. Более того, в 1091 году им пришлось уступить Сицилию норманнам. Утратив ореол непобедимости, Фатимиды лишились народной поддержки и в 567/1171 году пали под ударами войск Салах ад-Дина (Саладина).

Архитектура

Фустат

Нельзя сказать, что первые города мусульманского Египта появлялиа в соответствии с заранее разработанным планом и с одобрения халифа Пример тому — Фустат. Город был основан случайно, после взятия Вавилона. Осада Вавилона продолжалась несколько месяцев. Около города находился лагерь арабов. Когда крепость была завоевана и надо было сниматься с места, чтобы двигаться дальше, выяснилось, что на палатку полководца Амра голубка не только свила гнездо, но и снесла яйца. Увидев это, Амр сказал, что негоже прогонять тех, кто ищет спасения. Таким образом был заложен город Фустат и появилось первое культовое сооружение мусульман в Египте — мечеть Амра.

Мечеть Амра ибн аль-Аса

В 20/641 году Амр ибн аль-Ас, еще не завершив завоевания Египта, воздвиг мечеть Амра в основанном им городе-крепости аль-Фустат, однако все основные ее строения были завершены лишь в 212/827 году. Время не пощадило мечеть, и она часто реставрировалась. В результате от ее первоначального облика не осталось и следа. Недавно ее вновь подновляли. В своем нынешнем виде эта мечеть представляет собой гипостиль со старыми колоннами и классическими капителями.

Эта мечеть имеет богатую историю. Она много раз меняла свой облик, в первую очередь из-за постоянного увеличения площади. Но несмотря на многочисленные переделки, мечеть Амра сохранила в своем облике величие и сдержанность, свойственные раннемусульманской архитектуре. Мечеть была заложена в 641 году и при жизни завоевателя представлял собой двор, огороженный глинобитной стеной размером 27 х 17 м. (в настоящее время размер мечети — 120 х 120 м.). Первоначально территория была покрыта крышей, опорой которой служили пальмовые столбы, а пол покрывала галька. Эта мечеть во многом напоминала дом Мухаммада в Медине. Здание начало менять форму с IX в, а многие элементы мечети были достроены намного позже: например, минареты были возведены в 1800 г. В весьма необычном интерьере мечете видны следы исторических событий, наслоение которых определяет облик этого культового сооружения. Прежде всего стоит обратить внимание на колонны, которые стоят вокруг открытого двора. В первые столетия существования мечети их было 378, а в настоящее время — около 200. Даже по прошествии нескольких десятилетий после завоевания Египта арабами для строительства брался уже готовый, обработанный материал. Например, колонны доставлялись как из культовых, так и из гражданских зданий, относящихся к различным периодам истории Египта, и без обработки ставились в молитвенном зале, поэтому каждая колонна имеет разную высоту и толщину. Конечно, чтобы соблюсти определенные пропорции, колонна меньшей высоты ставилась на небольшой цоколь. Также в молитвенном зале нет четкой ориентации на Каабу, так как в более поздние периоды колонны переставлялись.

Несмотря на многократные позднейшие перестройки, здание сохранило основные черты планировки 7 в.: обширный двор с фонтаном посередине окружен колоннадой, которая со стороны михрабной стены образует глубокий колонный зал. Колонны, увенчанные коринфскими капителями, поддерживают полукруглые арки.

Ниломер на острове Рода в Каире (ок. 861 г.)

К IX веку относится и дошедший до нас ниломер (от араб. микйас) на острове Рода. Сооружение представляет собой глубокий колодец с высокой колонной посередине, по которой измерялся уровень воды в Ниле. Стены колодца выложены камнем, украшены декоративными нишами и фризами с куфическими надписями. Это внушительных размеров сооружение для измерения уровня нильской воды было создано в 247/861-2 году, при аббасидском халифе аль-Мутаваккиле, на месте разобранного прежнего. Установленный в нижней точке течения, ниломер представляет собой колодец из хорошо подогнанного тесаного камня с мраморной колонной посредине в качестве мерного столба. Нильская вода поступала туда через специальные проходы. Колодец состоит из трех отсеков, уменьшающихся с глубиной: два в форме куба, один цилиндрический; вниз ведет лестница. Как ни парадоксально, но это идущее под землю полое сооружение схоже с винтообразным минаретом самаррской мечети аль-Мутаваккиля.

Внутренний двор мечети Ибн Тулуна

Наместники, пришедшие к власти в IX веке, старались подчеркнуть свое высокое положение грандиозными постройками. Правитель Египта Ибн Тулун при возведении в 265/879 году мечети Ибн Тулуна в Фустате даже рискнул использовать строительные приемы аббасидского Ирака: вместо традиционного египетского камня он прибег к кирпичу и стуку. В плане это почти квадратное сооружение, все пространство вокруг него организовано посредством зийады, такой же, как в мечети Самарры, хотя она и не тянется за стеной киблы. Стены зийады и самой мечети венчает фриз из ажурных зубцов, они не несут конкретной смысловой нагрузки, но все же могут быть уподоблены рядам молящихся. В мечеть ведут семь ворот в восточной стене, к которым нужно подниматься по вееру ступеней.

Огромный квадратный двор площадью почти в гектар (92 х 92) окружен стрельчатой аркадой, имеющей, в отличие от мечети Амра, в качестве опор не круглые колонны, а прямоугольные столбы-пилоны с трехчетвертными колонками на углах. Широкие проходы между столбами объединяют зал перед михрабом и обходы с трех других сторон двора в единое пространственное целое. В мечети легко размещаются тысячи молящихся мусульман. В ритме столбов и арок, охватывающих двор по периметру, выражена строгая тектоника архитектуры мечети, которой подчинены и декоративные мотивы.

В молитвенном зале на одной из плит есть надпись, свидетельствующая о дате окончания строительства — 879 г. В целом сооружение, несмотря на то что оно выполнено в соответствии с уже сложившимися чертами арабской мечети, имеет свои неповторимые особенности.

Площадь мечети достаточно велика — 122x 140 м. Она окружена мощной двойной стеной, что говорит о ее втором предназначении: мечеть могла быть крепостью. Постройка выполнена из необычного материала Традиционным для Египта является камень, однако мечеть Ахмеда ибА Тулуна была построена из кирпича, который характерен для Ближнего Востока (постройки Аббасидов также были выполнены из кирпича). Облицовкой послужил светлый стук. Произошли изменения, по сравнению с мечетями более раннего периода, во внутреннем оформлении. Колонны-пилястры в молитвенном зале буквально «влились» в углы больших столбов, которые стали служить опорами высоких стрельчатых арок. Форма стрельчатых арок мечети Ахмеда ибн Тулуна стала классической для многих сооружений Ближнего Востока.

Молитвенный зал разделяют пять нефов. В мечети шесть михрабов которые были построены в разное время. Один из них имеет полусферическую форму, остальные пять плоские. Раньше около центральной михраба существовал проход, которой вел во дворец Ахмеда ибн Тулуна примыкавший, скорее всего, прямо к мечети.

Сабиль султана Ладжина

Декор молитвенного зала разнообразен. Особенно следует выделить покрытые орнаментом фризы. «…Они, раскрывая архитектурный смысл сооружения, гармонично соединяются с его обликом и, не нарушая монументальности, сообщают ему удивительные изящество и красоту». Весь двор (92 х 92 м) окружают айваны, над которыми возвышаются многочисленные зубцы — мерлоны. Они могли устанавливаться как в декоративных целях, так и служить в качестве оборонительного заграждения. В центре двора расположен павильон (был он сооружен позднее — в 1293 г. благодаря султану Ладжину), внутри которого находится фонтан. На павильоне есть надпись, говорящая о необходимости омовения перед молитвой.

Архивольты больших и малых арок, капители колонн и карнизы украшены резным по стуку стилизованным растительным узором. Софиты больших арок имеют более сложные орнаментальные композиции. Декоративные детали, украшая и гармонично выделяя основные плоскости и линии постройки, своим расположением подчеркивают тектонику целого. Таким образом, узор и архитектурные элементы, из которых слагается облик постройки, проникнуты единым орнаментальным ритмом. В этом отношении характерно, что стрельчатый профиль больших и малых арок мечети как бы повторяется в заостренных изгибах стебля, образующего основу непрерывного орнамента, идущего по абрису арок и по пилонам.

Снаружи мечеть Ибн Тулуна имеет характерные для раннесредневековых монументальных сооружений Ближнего Востока черты суровой крепостной архитектуры. Традиции крепостного зодчества, а может быть, и реальная потребность в случае нападения на город превращать мечеть в оплот защиты вызвали своеобразный прием окружения культового здания внешней стеной, создавшей вокруг мечети свободный, ничем не застроенный широкий обход. Все же монументальная гладь наружных стен мечети Ибн Тулуна имеет и декоративную обработку: верхнюю часть стен расчленяет своеобразный фриз из стрельчатых окон и арочек, контрастно выделенных светотенью. Близкое по характеру декоративное оформление окнами и арками было сделано в 9 в. и на фасадах мечети Амра. Таким образом, как и в аббасидской Самарре, в ранних каирских постройках видна художественная переработка древнейших приемов монументального крепостного зодчества.

В архитектурном облике мечети важную роль играет минарет, который возвышается рядом со зданием,

Минарет со спиральной лестницей

между двойными стенами. Он представляет собой уменьшенную копию знаменитого минарета в Самарре, а нижняя часть построена в форме квадрата. Дата постройки минарета до сих пор точно не определена. Одни исследователи склоняются к тому, что он был построен во времена правления Ахмеда ибн Тулуна и имел полностью спиралевидный вид. Однако спустя некоторое время постройка начала крениться в сторону и возникла необходимость ее перестроить. В процессе реконструкции ее нижняя часть приняла фирму квадрата. Существует гипотеза о том, что Ахмед ибн Тулун лично распорядился построить копию минарета, который находился в Самарре и который он очень любил. Считается, что правитель вызвал в Египет архитектора — автора минарета в Самарре, что вполне вероятно, так как промежуток между датами построек составлял всего несколько десятилетий. Другие исследователи относят постройку минарета к XIII в., поскольку возведен он, как и весь комплекс, из камня, а не из кирпича, к тому же конструкция, соединяющая минарет с мечетью, была выполнена с ошибками.

Мечеть ибн Тулуна замечательна в плане и единстве концепции. Постройка помогает представить внешний вид больших мечетей Самарры, которые в настоящее время сильно разрушены.

Исследователи считают, что первоначально он имел вид ступенчатой круглой башни, снаружи которой спиралью шла лестница. Своим расположением и формой минарет сильно напоминает Мальвию большой мечети в Самарре. Как и там, устремленное вверх тело минарета было противопоставлено горизонтально растянутой аркаде двора. О том, что наряду с местными художественными традициями при сооружении мечети играли известную роль и месопотамские строительные приемы, свидетельствует также применение кирпичной кладки, несвойственной зодчеству Египта.

В 1296 г. в центре двора мечети был воздвигнут купольный павильон над бассейном для омовения, и, по-видимому, одновременно нижнюю часть минарета заключили в кубической формы башню.

Убранство помещения отличается торжественностью. Тяжеловесность несущих пилонов с колонками по углам уравновешивается сдержанной пышностью полосы растительного орнамента из стука, непрерывно тянущейся над ними и обрамляющей пространство между арками. Лепные капители колонок вазообразны и согласуются со вторым самаррским стилем. Арки стрельчатые и лишь у основания слегка подковообразны. Значительные, но бережные реставрационные работы проводились здесь в 696/1296 году, при мамлюкском султане Ладжине. Тогда же обрели свой нынешний вид купол перед михрабом, фонтан и минарет.

Великая мечеть Кайруана

Большая мечеть в тунисском Кайруане была возведена в VII веке, однако свой нынешний вид она приняла главным образом при Аглабидах: Зийадате Аллахе I (работы в 221/836 году), Абу Ибрахиме Ахмаде (248/862-3 год) и Ибрахиме II (работы после 875 года). Длительное строительство негативно сказалось на цельности ее облика, в этом отношении она уступает мечети, возведенной Ибн Тулуном. В плане она представляет собой трапецию, ее внешние стены поддерживают квадратные контрфорсы, которые устанавливались по мере надобности, а не в соответствии с определенным замыслом. Система опор выполнена в местной классической традиции, с использованием мраморных колонн, взятых из остатков более древних, римских и византийских культовых сооружений. Особенность мечети — широкий Т-образный трансепт, пересекающий колонный молитвенный зал перед михрабом. Эту форму подчеркивает расположение куполов — один воздвигнут у основания трансепта, над входом в молитвенный зал, а другой — на пересечении нефов, над михрабом. Часть прохода перед стеной киблы огорожена деревянной решеткой, это обособленное место — максура (слово, производное от каср — замок) — предназначалось для правителя и его окружения, в данном случае для аль-Муизза из династии Фатимидов. Над мечетью с северной стороны ривака возвышается минарет — мощная башня из трех квадратных в плане этажей. Есть предположения о том, что некоторые его части относятся к VIII веку.

Несмотря на приверженность седой старине, строители Большой мечети в Кайруане не пренебрегали новыми достижениями. Среди таковых — ранее упоминавшиеся люстровые изразцы, доставленные в 248/862-3 году из Ирака, ими обложены свод михраба и пазуха свода. Михраб отделан также плитками из резного мрамора, возможно тоже привезенными из Ирака.

Купол перед михрабом и система опор выказывают черты, имевшие решающее значение в зодчестве Северной Африки и Испании. Техническая задача установки купола поверх кубического помещения требует наличия переходной зоны. В западной архитектуре эту задачу решали с помощью парусов (криволинейных треугольных призм, закладываемых по углам куба), данный способ применялся и в Хирбет аль-Мафджаре. Но персы обычно в таких случаях прибегали к тромпу, возвышающейся над углом куба арке; использован он и в архитектуре кайруанской мечети. Однако изнутри тромпы прорезаны пазами, чтобы они согласовывались с увенчанными раковинообразным сводом классическими нишами — вариантом декора, использовавшимся со времен Омейядов. Таким образом, купол, желобчатый изнутри и ребристый снаружи, воспринимается как естественное продолжение ниши с верхом в виде раковины. Данное архитектурное воплощение купола и переходной зоны представляет собой чудесный синтез восточной строительной техники и западного пластического решения. Даже если впервые этот синтез проявился не здесь, свое распространение он наверняка начал отсюда. Зийадат Аллах I был также владельцем рибата, построенного в Сусе в 821 году. Одно из значений слова рибат — все