Введение. Место искусства в средневековой культуре
Понятие «Средние века». Хронологические рамки курса, периодизация. Особенности средневековой культуры. «Романская» и «германская» составляющая культуры. Универсализм. Традиционализм, ретроспективизм, анонимность. Проблема символики, троп, экзегеза, уровни смысла, материальность символа. Место искусства в культуре Средневековья. Отражение представлений о Вселенной в архитектуре и изобразительном искусстве. Иерархизм, дидактика. Споры о возможности изображения: образ и первообраз, «Библия неграмотных», «немая проповедь». Свободные и механические искусства. Замысел и исполнение. Отношение к творчеству. Влияния. Иконография, тематика. Стили. Источники по искусству Средневековья: проблема Прекрасного в теологии и схоластике, этимология о Вселенской Церкви, рассуждения о сущности искусства, хроники, гиды паломников, притчи и легенды, трактаты художников, сборники образцов, статуты цехов. Источники по искусству Византии: проблема Образа, вопрос Прекрасного, экфрасис, рассуждения о сущности искусства, трактаты для художников («Ерминия»), подлинники. История изучения и реставрации архитектуры и искусства Византии. История изучения и реставрации средневекового искусства. Негативное отношение к средневековому искусству авторов эпохи Возрождения (Бокаччо, Гиберти, Манетти, Вазари), XVII – XVIII веков. Пробуждение интереса к средневековому искусству на рубеже XVIII – XIX столетия. Гете о Страсбургском соборе. Романтические тенденции в английской культуре и обращение к Средневековью. Гюго о типологии средневековой архитектуры. Начало изучения и реставрации памятников, введение периодизации (Томас Рикман, Шарль де Жервиль, Арсис де Комон), разграничение романского и готического стилей. Проспер Мериме. Реставрационная деятельность Э.Э.Виолле ле Дюка. Искусствознание о Средних веках. Археологические изыскания и анализ истории памятников, выделение этапов развития и локальных школ. Иконографический метод изучения средневекового искусства (Эмиль Маль). Проблемы интерпретации символики (аббат Обер). Венская школа искусствознания (Макс Дворжак). Проблемы формы и стиля. Исследования Анри Фосийона и представители формальной школы медиевистики во Франции. Ю. Балтрушайтис. Вопрос о путях распространения иконографических мотивов и художественных приемов (А.К.Портер). Расширение методологии формального анализа в медиевистике. Роль иконологического метода в изучении средневекового искусства (Э .Панофский). Археология. К.Дж. Конан и его школа. Проблема обобщения материала и анализа исторического контекста. Школа «Анналов». Понятие «Долгое Средневековье». Жак Ле Гофф, Жорж Дюби. «Клуатры». Интерпретация памятников в современных исследованиях средневекового искусства, круг проблем (Линда Зейдель, Кэтрин Хорст, Элиан Вергноль, Айлин Форсайт и др.). Отечественные исследования средневековой культуры. Зарождение медиевистики и ее развитие в рамках Петербургского Университета. Исследования И.М. Гревса и его школа. Л.П. Карсавин, О.А. Добиаш-Рождественская. П.М. Бицилли. А.Я. Гуревич. В.А. Бычков. С.С. Аверинцев. Основные труды по искусству Средних веков. Труды Ц.Г. Нессельштраус. К.М. Муратова, В.Н. Тяжелов, Е.П. Ювалова, Е.И. Ротенберг и др. Основные направления изучения, тематика современных изысканий.
Это всё — вопрос 1.
Раннехристианское искусство и искусство Византии
Раннехристианское искусство II – III вв. Раннехристианское искусство как связующее звено между Средневековьем и античной традицией. Формирование символики и иконографии. Этапы развития раннехристианского искусства. Искусство II – III вв. Живопись катакомб: используемые сюжеты и причины их выбора, господство символики и иносказаний, префигурация. Декоративная система и технические приемы. Росписи катакомб Петра и Марцелина, Присциллы, Калликста, Винья Массими и др. Фрески восточной части империи. Росписи в Дура Европос: иконография, художественные приемы, экспрессия. (в. 2)
Раннехристианское искусство IV – VI вв. Искусство IV-VI вв. Признание христианства, Миланский эдикт (313 г.). Начало церковного строительства. Основные типы храмов. Раннехристианская базилика-происхождение, конструкция, декор. Римские базилики времен Константина: собор Святого Петра в Риме, церковь Сан Джованни ин Латерано; храмы на святых местах. Возобновление строительства при Феодосии Великом: Сан Паоло Фуори ле Мура, Сан Лоренцо Фуори ле Мура. Постройки позднего периода: церковь Святой Пуденцианы, Санта Мария Маджоре, Санта Аньеза. Центрические здания: Санта Констанца в Риме, Сан Стефано Ротондо в Риме, Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, православный и арианский баптистерии. (в. 3)
Монументальные росписи первых христианских храмов: спор о допустимости изображений, дидактическая и декоративная роль живописи, контраст скромного облика храма снаружи и пышности внутреннего убранства. Разработка системы расположения декора. Техника мозаики, ее особенности и эволюция. Раннехристианские мозаики мавзолея Констанции, церкви Санта Пуденциана, церкви Санта Мария Маджоре, мавзолея Галлы Плацидии, церкви Косьмы и Дамиана в Риме, церкви Санта Аньеза в Риме. Стилистическое развитие, особенности иконографии. (в. 4)
Ограниченное распространение скульптуры в раннехристианском искусстве. Рельефы саркофагов. Александрийский и Антиохийский типы декорировки. Статуэтки Доброго пастыря. Мелкая пластика из слоновой кости (складни, ларцы, пиксиды). (в. 5)
Раннехристианская миниатюра. Переход от свитка к кодексу. Особенности декорировки. Иллюминированные кодексы поздней Античности (Римский Вергилий). Первые христианские иллюминированные книги: «Кведлинбургская Итала», «Венская Книга Бытия». (в. 6)
Влияние раннехристианского искусства на средневековую культуру. (вне вопросов)
Своеобразие византийской культуры Основные направления изучения, тематика современных изысканий. Периодизация византийского искусства. Архитектура Византии V – IX вв. Истоки византийского искусства, наследие эллинистического Востока и Рима. Значение византийского искусства для формирования художественной культуры средневекового Запада. Периодизация византийского искусства. (вне вопросов)
Архитектура V — VII вв. Дворцы, храмы и оборонительные сооружения Константинополя IV–VI вв. «Золотые ворота». Большой дворец. Разнообразие типов храма в зодчестве ранней Византии. Храм Иоанна Предтечи Студийского монастыря в Константинополе и базилики Равенны. Купольные центрические постройки – храм Свв. Сергия и Вакха в Константинополе, Сан Витале в Равенне. Собор Св. Софии в Константинополе. Храм Св. Ирины. Пятикупольная церковь Свв. Апостолов.(вне вопросов)
Изобразительное искусство Византии V – IX вв. Монументальная живопись. Сведения о светских монументальных росписях. Фрагменты мозаик Большого дворца в Константинополе. Разнообразие иконографической программы декорировки ранних византийских храмов. Вопрос о первоначальных мозаиках собора Св. Софии. Литературные источники о мозаиках церкви Свв. Апостолов. Столичная и провинциальные школы мозаичного искусства. Фигуры ангелов, символизирующих «силы небесные» в церкви Успения в Никее. Мозаики равеннских храмов – Сант-Аполлинаре Нуово, Сант Аполлинаре ин Классис, Сан Витале. Мозаики церкви Димитрия в Салониках. Фрески церкви Санта Мария ин Кастельсеприо. Росписи Санта Мариа Антиква в Риме. Возникновение станковой живописи. Ранние византийские иконы. «Сергий и Вакх» (Киев, Музей Западного и Восточного искусства). (в.4)
Византийская миниатюра VI-VII вв. Различие константинопольской и провинциальных школ. Рукопись сочинений Диоскорида (Вена, Национальная Библиотека), Россанский кодекс (Сокровищница собора в Россано, Калабрия), Евангелие Рабулы (Флоренция, Лауренциана). (в.6)
Ранняя византийская скульптура. Мелкая пластика и резьба по кости. (к в. 5)
Искусство Византии периода иконоборчества. Византийское искусство VIII — начала IX в. Иконоборчество, характер и причины этого движения. Мозаика с изображением креста в главной апсиде церкви Св. Ирины в Константинополе. Миниатюры Хлудовской Псалтири (Государственный Исторический музей в Москве). (вне вопросов)
Архитектура и искусство Византии эпохи Македонской династии. Византия после иконоборчества. Архитектура. Формирование типа крестово-купольного храма и его главенствующее значение в византийской церковной архитектуре. Конструкция и основные варианты крестово-купольного храма. Монументальная живопись и миниатюра Македонской династии (843-1056), их переходный характер. «Богоматерь с младенцем и архангелы» в апсиде собора Св. Софии в Константинополе, «Лев VI перед троном Христа», «Мадонна с младенцем и императоры Константин и Юстиниан». Разработка иконографической программы росписей крестово-купольного храма. «Парижская Псалтирь» (Париж, Национальная библиотека), часть миниатюр «Проповедей Григория Назианзина» (Париж, Национальная библиотека), «Свиток Иисуса Навина» (Флоренция, Лауренциана). Архитектура и искусство Византии эпохи Комнинов. Культура Византии периода Дуков, Комнинов, Ангелов. Постройки XI –XII вв. Столичная и провинциальные школы живописи. Мозаики монастыря в Дафни близ Афин. Мозаики собора Св. Софии в Константинополе – «Богоматерь с младенцем между императором Константином Мономахом и его женой Зоей», «Христос между Иоанном II Комнином и Ириной», «Алексей Комнин». Мозаики монастыря Св. Луки в Фокиде (Осиос Лукас). Мозаики Неа Мони на острове Хиос. Фрески Каппадокии. Фрески монастыря Нерези в Македонии. Миниатюра ХI-ХП вв. Станковая живопись. Икона «Владимирской Богоматери» (Москва, Государственная Третьяковская галерея), «Григорий Великий» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). (вне вопросов)
Палеологовский ренессанс в архитектуре и искусстве Византии ХIV. Церковь Паммакаристы (Фетиэ Джами), монастырь Хора (Кахриэ Джами) в Константинополе. Комплекс монастырских построек в Мистре. Мозаики Кахриэ Джами. Понятие «Палеологовского Ренессанса». Фрески Мистры – церкви Метрополии, Нериблепты, Пантанассы. Иконопись ХIII-ХIV вв. «Двенадцать апостолов» (Москва, Музей изобразительных искусств), «Пантократор», «Троица» и «Рождество Иоанна Предтечи» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Миниатюра – «Евангелие» (Париж, Национальная библиотека), рукопись Иоанна Кантакузина (Париж, Национальная библиотека). (вне вопросов)
Искусство Европы V-VIII веков
Европа после падения Римской империи, возникновение варварских королевств. Христианизация и роль церкви в новой системе. Распространение монашества. Сочетание античной и «варварской» традиций, особенности декоративных мотивов, влияние Востока. «Полихромный стиль». «Звериный стиль». Начало строительства храмов. Расцвет книжного искусства. (вне вопросов)
Искусство Италии времен остготов и лангобардов. Фибулы из Чезены. Золотой оклад Евангелия и корона Теоделинды. Мавзолей Теодориха в Равенне. Античные и раннехристианские традиции, влияние Византии в монументальной живописи Рима. Книжная миниатюра (Кембриджское Евангелие), особенности иконографии и художественные приемы, связь с раннехристианским искусством. Рельефы алтаря и кивория церкви Сан Мартино в Чивидале. (в.7)
Искусство Испании времен вестготов. Господство полихромного стиля: клад из Гварразары — фибулы и вотивные короны. Церковные постройки: Сан Хуан де Баньос, Сан Педро де ла Наве. Скульптурная декорировка капителей. Книжная миниатюра («Пятикнижие Ашбернхема») — декоративность, колористическое своеобразие. (в. 8)
Искусство государства франков времен Меровингов. Сочетание германского и галло-римского наследия в меровингской художественной культуре. Формирование государства и распространение христианства, Хлодвиг. Художественное ремесло, изделия полихромного стиля из Виттислингена, из захоронения Хильдерика, из гробницы Арнегунды в Сен Дени. Реликвии и церковная утварь. Легенды о Святом Элигии и приписываемые ему произведения. Источники о храмах, монастырях, жилых постройках и укреплениях времен Меровингов. Меровингская базилика и ее отличие от раннехристианской, храмы на могилах Святых и мучеников. Сен-Мартен в Туре, Сен-Жермен-де-Пре. Баптистерий Сен-Жан в Пуатье, крипта Сен-Поль в Жуарре. Декоративное убранство храмов. Распространение рельефов в Аквитании и на северо-востоке. Скульптура гипопея в Пуатье. Саркофаги крипты монастыря в Жуарре. Каменные надгробия района Рейна: стелы из Нидердоллендорфа, Хорнхаузена. Книжная миниатюра и важнейшие центры изготовления книг в государстве франков. Работа монастырских скрипториев. Новые принципы декорировки рукописей, украшение текста, букв, полей. Стилизация, символические мотивы. «Гелазианский Сакраментарий». «Геллонский Сакраментарий». «Псалтирь из Корби». (в.9)
Англо-ирландское искусство. Особенности ирландской культуры, влияние наследия кельтов. Христианизация Ирландии и роль монастырей, их миссионерская деятельность. Ирландские монастыри на островах Иона и Линдисфарн. Древнейшие изделия из металла и их орнаментика, «звериный стиль», спираль и плетенка. Полихромный стиль. Находка их Сеттон-Ху. Ирландские монастыри и монастырская архитектура, сведения из литературных источников. Каменные кресты, происхождение и иконография. Стела в Дувиллауне, кресты в Мууне, Рутвелле, Монастербойсе. (в.10)
Англо-ирландская книжная миниатюра: происхождение, своеобразие орнамента, художественные приемы, расположение иллюстраций, особенности образного языка. «Катах». «Евангелие из Дурроу». «Евангелие из Эхтернаха». «Евангелие из Личфилда». «Санкт-Галленское Евангелие». «Амиатинский кодекс». «Евангелие из Линдисфарна». «Золотой кодекс». «Келлская книга». «Саутгемптонская Псалтирь». (в. 11)
Искусство Скандинавии. Особенности скандинавской культуры первого тысячелетия. Клады. Влияние римских изделий на местные художественные промыслы. Эпоха Вендель: предметы и их декорировка, шлемы, бронзовые бляшки. Клад из Осберга, плетеные орнаменты, стилизованные фигуры, особенности резьбы. Каменные стелы острова Готланд: особенности изображений, тематика. Камень Горма в Еллинге, христианизация Скандинавии. (в.12)
Искусство империи Каролингов
Военные победы и расширение государства франков при Карле Великом, коронование в Риме. Культура Каролингской империи: изучение античных текстов, реформа письменности, учреждение новых школ. Обращение к античной и раннехристианской традиции, влияние искусства Византии и Востока. Понятие «Каролингский Ренессанс». Расширение строительства, появление новых типов зданий. Пфальц Карла Великого в Аахене. Аахенская капелла. Резиденция епископа Теодульфа в Жерминьи-де-Пре и ее капелла. Каролингские базилики: церковь аббатства Сен-Дени. Старинные изображения плана Санкт-Галленского аббатства и монастыря Сен-Рикье. Появление вестверка, башен на средокрестье и фасаде. Ворота монастыря в Лорше. Источники о монументальной живописи и мозаиках времен Каролингов. Мозаики апсиды церкви Жерминьи-де-Пре, Евангельский цикл церкви Святого Иоанна в Мюстайре. История Святого Стефана в церкви Сен-Жермен в Оксерре, распятие из Сан-Винченцо ин Вольтурно, росписи церкви Сан Клементо в Риме. (в.13)
Каролингская книжная миниатюра: сочетание традиций меровингской книги с англо-ирландской, византийской и раннехристианской миниатюрой. Приемы декорировки рукописей «Придворной школы» Карла Великого, «классическое» направление «Дворцовой школы». Локальные школы миниатюры в Реймсе, Туре, Метце и др. (в. 14)
Проблема существования монументальной скульптуры в каролингских храмах. Бронзовая пластика. Статуя Святой Веры в Конке. Литургические предметы. (в.13)
Архитектура и искусство Европы X–XI веков
Распад Каролингской империи, вторжение норманнов, сарацин и венгров. Расцвет художественной культуры в Испании, Англии, Германии. (общее, вне вопросов)
Искусство Испании. Иллюстрированные манускрипты комментариев Беатуса из Лиебаны к «Книге Даниила» и «Апокалипсису». Приемы оформления, смешение элементов арабской, вестготской и раннехристианской традиций. (в.15)
Искусство Англии. Англо-винчестерская школа миниатюры X-XI веков, особенности орнаментики и графическая манера исполнения. Миниатюры, исполненные в технике пера и цветных чернил, своеобразие языка и иконографии («Котонианская Псалтирь»). (в.16)
Понятие Оттоновского Ренессанса, расцвет художественной культуры Германии X-XI веков. (в.17)
Оживление строительной деятельности в Саксонии времен Генриха I. Постройки в Кведлинбурге, основание городов. Саксонская школа архитектуры: особенности планировки храмов, симметрия композиции, пластическая выразительность. Собор Святого Кириака в Гернроде. Церковь Святого Михаила в Гильдесгейме. Сохранение типа каролингской базилики с вестверком: церковь Санкт-Панталеоне в Кельне. Центрические постройки: церковь в Отмарсгейме. Пфальц в Госларе. (в.18)
Монументальная живопись Германии. Монастырь на острове Рейхенау, роспись церкви Святого Георгия в Оберцелле. (в.19)
Книжная миниатюра: расцвет книжного искусства в Германии, важнейшие центры. Трирская школа. Школа Рейхенау. Кельнская школа. Регенсбургская школа. Художественные, композиционные и иконографические особенности, основные памятники. (в.20)
Своеобразие оттоновской скульптуры. Бронзовые врата Гильдесгеймского собора. Колонна епископа Бернварда. Литургические предметы. (в.19)
Романский стиль в архитектуре и искусстве
Исторические и культурные особенности Европы XI – XII веков. Усиление монастырей, формирование конгрегаций, роль аббатства Клюни в монастырской реформе. Значение паломничеств, основные центры и пути. Крестовые походы. Появление цистерианского ордена. Бернар Клервоский. Распространение ересей на юге Франции. Появление светской литературы: поэзия вагантов, эпическая поэзия, расцвет куртуазной лирики, рыцарский роман. Своеобразие романского искусства. Термин «романский». Стилистические признаки романского искусства, общие черты и локальные школы. Особенности романского храма. Замок. Планировка городов. Типы романских храмов, особенности храма на путях паломников, появление новых конструкций. Декоративное убранство: появление рельефов, монументальная скульптура и живопись, их роль в храмах. Подчинение скульптуры и живописи архитектурным формам, стилистические особенности романского искусства. Иерархия, произвольные пропорции, динамичность и экспрессия. Высокое чувство декоративности. Расширение круга сюжетов, обновление иконографии. Проблема синтеза в романском искусстве. (вне, общая характеристика)
Искусство Франции. История и культура Франции XI – XII веков. Разнообразие архитектурных школ, проблема разграничения памятников по группам. Особенности конструкции, композиции и декорировки. Проблема возведения свода в раннероманской архитектуре. Сложение типа романского храма. Планировка храмов на путях паломников, появление деамбулатория и венца капелл. Особенности строительных конструкций и художественных приемов церквей Оверни, Прованса, Бургундии. Архитектура Клюни и приоратов. Цистерианская архитектура. Купольные постройки. Гражданская архитектура Франции романского периода. Городские постройки. (в.21)
Распространение монументальной скульптуры, типы декорировки фасадов. Эсхатологическая тематика, важнейшие сюжеты монументальной скульптуры. Проблема возникновения и особенности пластики ранней романской скульптуры Бургундии и Тулузы. (в.22)
Романские тимпаны – тематика, иконография, композиция, художественные приемы. Скульптурные капители – проблема расположения, особенности пластики и композиции. Своеобразие бургундской пластики. Декорировка фасадов западно-французских храмов. Скульптура Оверни, влияние галло-римской традиции. Фризообразные композиции на фасадах церквей Прованса. (в.23)
Монументальная живопись Франции: место росписей в храме, их иконография, школы. «Школа светлых фонов». Сен- Савен-сюр-Гартан. Крипта в Таванне. «Школа темных фонов». Безе-ла-Вилль.Ковер из Байе. Разнообразие локальных школ книжной миниатюры Франции. (в.24)
Романское искусство Германии. Ослабление императорской власти, отсутствие внутреннего единства, борьба императоров и Пап. Значение городов. Крестовые походы. Военно-рыцарские ордена. Церковное строительства в имперских городах, соборы в Шпейере, Майнце, Вормсе. Монастырские храмы. Соборы переходного стиля в Бамберге и Наумбурге. Светские постройки. Замок в Вартбурге. Планировка городов, тип жилого дома.(в.25)
Особенности немецкой скульптуры: скромная декорировка фасадов храмов, слабое развитие монументальной скультуры. Памятники «строгого стиля»: надгробие Рудольфа Швабского, «Распятие Имерварда», «Вольфрам» и др. Динамика и экспрессия памятников рубежа XII — XIII веков: рельефы ограды хора собора в Бамберге. (в. 26)
Монументальная живопись и книжная миниатюра. (в.25)
Романское искусство Италии. Исторические и культурные особенности Италии. Влияние византийской и романской традиций. Развитие светской культуры, рост могущества городов, международная торговля, университеты. Многообразие локальных школ архитектуры, влияние античной, раннехристианской, византийской и арабской традиций. Особенности городской архитектуры, появление новых типов общественных зданий. Особенности романской архитектуры северной Италии. Ломбардия: церковь Сант-Амброджио в Милане, Сан-Дзено в Вероне. «Инкрустационный стиль» в архитектуре Флоренции, особенности тосканской архитектуры. Ансамбль в Пизе. Постройки южной Италии и Сицилии. (в.27)
Итальяская скульптура XI-XII веков. Монументальная скульптура Ломбардии, приемы декорировки фасадов храмов. Церковные кафедры, алтарные преграды, троны и врата церквей, их декор и особенности сюжетов. Работы мастера Вильгельмо в Модене, мастера Никколо в Вероне, Бенедетто Антелами. Скульптура придворной школы Фридриха II, классицистические влияния. Особенности итальянской монументальной живописи, многообразие живописных школ, влияние византийского и раннехристианского наследия. Памятники школы Монтекассино в южной Италии, Сант-Анджело ин Формис. Раннехристианские традиции в мозаиках и фресках Рима. Фрески Сан-Клементе в Риме. Влияние византийского и оттоновского искусства на живопись Северной Италии. Сан-Пьетро аль Монте близ Чивате. Расцвет итальянской книжной миниатюры в XI – XII веках. «Экзультет». (в. 28)
Романское искусство Испании в контексте активизации реконкисты. Образование королевств Кастилии и Арагона. Роль церкви и клюнийского ордена. Паломничества в Сант Яго де Компостела. Разнообразие романской архитектуры Испании. Сохранение вестготского наследия, влияние французского, ломбардского и мавританского зодчества. Особенности архитектуры Каталонии, использование простейшего типа базилики и его распространение. Сан-Клементе и Санта-Мария в Тауле – использование деревянных перекрытий и отдельно стоящих башен. Развитие сводчатых конструкций. Сан-Педро де Рода. Церковь монастыря в Рипполе. Собор в Сант Яго де Компостела, французский тип храма на путях паломников. Восточные мотивы в декорировке церквей Сан Хуан дела Пенья и собора в Саламанке. Особенности крепостного строительства и городов. Архитектура Португалии. Романская скульптура Каталонии и ее связь с рельефами Лангедока. Рельефы церкви Сан Педро де Рода. Скульптура фасада Санта Мария в Риполле. Особенности иконографии и светские мотивы. Влияние тулузской школы скульптуры в рельефах клуатра Сан Доминго де Силос. Особенности декоративного решения фасада собора Сант Яго де Компостелла. (в.29)
Расцвет монументальной живописи Испании. Итало-византийская и франко-испанская группа фресок. Фрески апсиды церкви Сан Клементе в Тауле, экспрессивность и пластичность формы, своеобразие колорита. Росписи церкви Санта Мария в Туале. Фрески северо-западной Испании. Сан Исидоро в Леоне. Миниатюры испанских манускриптов XI – XII веков. (в.30)
Романское искусство Англии. Особенности английской архитектуры, расширение церковного строительства со второй половины XI века. Нормандская школа архитектуры в Англии, влияние французского типа храма, приспособление его к новым условиям. Сочетание функций монастырского храма и собора. Особенности английских церквей: расширение восточной части, смещение трансепта к центру здания, большая протяженность храма по оси, вытянутость трансептов, акцент на башне средокрестья. Интерес к декору. Соборы Винчестера, Или, Ворчестера, Норвича, Питерборо, Дерхема. Своеобразие конструкций, появление нервюрных сводов. Храм в Глостере, перестройка собора в Кентербери. Слабое развитие монументальной скульптуры, влияние французского стиля. Особенности монументальной живописи. Высокий уровень английской книжной миниатюры, сохранение влияния англо-винчестерской школы. «Псалтирь Эдвина». Большая Винчестерская Библия. (в. 31)
Романское искусство Нидерландов, его связь с английским и французским искусством. Развитие городской архитектуры. Общественные постройки. Замок графов Фландрских в Генте. Церковное строительство: собор в Турнэ. Особенности романской скульптуры, монументальной живописи, миниатюры.
Романское искусство Чехии. Основание Праги. Церковь святого Вита в Градчанах, церковь замка в Зноймо. Особенности храма святого Иржи в Градчанах. Фрески капеллы в Зноймо: особенности программы, светские сюжеты, высокое качество исполнения. Формирование Венгерского государства. Особенности венгерских построек: храмы в Лебене и Жамбеке. Скульптурное убранство церкви Святого Георгия в Яке. Романское искусство в Польше. Особенности польской архитектуры XI-XII веков. Распространение типа ротонды в церковном зодчестве — Ротонда Богоматери на Вавельском холме в Кракове. Церковь святого Андрея в Кракове, собор святого Петра в Крушвице. Преобладание орнаментальных мотивов в каменной резьбе. Развитие бронзовой пластики.
Романское искусство Скандинавских стран. Влияние архитектуры Германии, Франции, Ломбардии и Англии на строительство соборов; господство местной традиции – в архитектуре приходских церквей. Собор в Лунде, Виборге, Рибе, Ставангере. Церкви на острове Борнхольм, в Бьернеде. Деревянное зодчество. Монументальная скульптура и живопись. (всё — в 31.)
Готика в Европе
Европа в XIII – XIV веках. Крестовые походы. Расцвет средневековых городов. Городские коммуны. Городские школы и скриптории. Университеты. Ереси. Нищенствующие ордена. Учреждение инквизиции. Схоластика и мистические учения. Развитие литературы на национальных языках. Куртуазная и лирическая поэзия. «Роман о Розе». Сборники дидактических притч. Наивысший расцвет средневековой культуры в XIII веке. Особенности готического искусства, его связь с городом. Ведущая роль архитектуры, ее влияние на изобразительные искусства. Формирование и распространение готики в Европе. Особенности городского строительства в эпоху готики. Городской собор: его роль в жизни города, особенности конструкции и строительной техники, нервюрный свод. Витражи. Идея Небесного Иерусалима в облике и интерьере собора. Особенности планирования городов, общественные и оборонительные постройки, жилые дома. Замки. Готическая скульптура и ее роль в декоративном убранстве собора. Иконографическая программа скульптуры, значение символики и аллегории. Появление светских сюжетов, интерес к индивидуализации и реальности. Появление круглой скульптуры. Вытеснение стенных росписей витражами. Проблема синтеза искусств. Готическая книга и ее особенности. (общее, вне вопросов)
Франция в XIII – XIV веках, культурные и исторические особенности. Сложение основных конструктивных и художественных приемов готической архитектуры в северной Франции, Иль-де-Франс. Перестройка церкви аббатства Сен-Дени и роль аббата Сугерия в решении ее декоративного убранства. Соборы в Шартре и Сансе. Раннеготические постройки в Лане и Париже: шестичастные своды, эмпоры. Собор Парижской Богоматери — его композиция, структура и символика, размещение архитектуры. Зрелая готика во Франции. Собор в Шартре, Реймсе и Амьене. Сент-Шапель в Париже. Пламенеющая готика. Собор в Руане. Декоративные формы в убранстве соборов Шартра и Амьена конца XIV века. Монастырские постройки. Мон Сен Мишель. Готика южной Франции. Собор в Альби. Своеобразие крепостного и замкового строительства. Замок Куси. Папский дворец в Авиньоне. Особенности сооружений периода Столетней войны. Своеобразие городской архитектуры: планировка, фортификационные сооружения. Каркассон. Мосты, ратуши, жилые дома. (в.32)
Готическая скульптура. Портал аббатства Сен-Дени. Королевский портал собора в Шартре. Формирование системы скульптурного убранства готического собора и этапы развития французской скульптуры XIII – XIV веков. Эволюция пластической формы от простого силуэта и плавной сдержанности движений к манерной оживленности, живописной игре складок в середине XIII века и к детализации и измельченности форм в XIV столетии. Скульптура Собора Парижской Богоматери, соборов в Шартре, Амьене, Сен-Шапель в Париже. Особенности светской монументальной скульптуры. Портрет. (в.33)
Расцвет готического витража и его роль в храме. Композиционное построение. Розы. Витражи соборов в Шартре, Бурже, Анжере, Оксерре, Туре, Труа. Сен-Шапель. Изменение колорита, распространение техники окраски стекол, гризайль в XIV веке. Витражи Эвре, Страсбурга. Особенности композиционных решений и художественных приемов. (в.35)
Особенности готической миниатюры во Франции. Влияние витража на композицию и колорит иллюстрации начала XIII века. «Псалтирь Бланки Кастильской». Изменение характера декора и композиции миниатюр в середине XIII века, интерес к архитектурным мотивам и светский характер изображений, внимание к деталям костюмов, оружию. «Псалтирь Людовика Святого». Использование накладного золота. «Бревиарий Филиппа Красивого». Декоративные мотивы и дролери в миниатюрах XIV века. Мастерская Жанна Пюселля. «Беллевилльский Бревиарий». «Большие французские хроники». Распространение рукописей светского содержания. Вкус к коллекционированию книг, библиотеки Карла V, Филиппа Бургундского, Герцога Жанна де Берри. Миниатюра конца XIV — начала XV веков, связь с искусством итальянского Проторенессанса. «Большой Часослов», «Прекраснейший Часослов герцога Беррийского» работы Жакмара де Эсден. Андре Боневе. «Псалтирь герцога Беррийского». Парижская школа миниатюры, «Часослов маршала Бусико», пространственные построения. Работа братьев Лимбург. «Роскошный Часослов герцога Беррийского», изображение современной архитектуры и пейзажа, портреты. «Часослов Рогана». (в.34)
Англия в XIII – XIV веках, культурные и исторические особенности. Раннее проникновение готических форм в Англию и стойкость их в английской архитектуре. Своеобразие английского готического храма: удлиненный план, небольшая высота соборов, высокая башня на средокрестье, сложное плетение нервюр. Этапы развития готики в Англии, стилистическая неоднородность. Кентерберийский собор, соборы в Солсбери, Линкольне, Уэльсе. Вестминстерское аббатство. Развитие «украшенного стиля», соборы в Личфилде, Или, Экстере. «Перпендикулярный стиль» поздней готики в Англии. Капелла Генриха VII в Вестминстерском аббатстве, капелла Кембриджского колледжа. Гражданская архитектура Англии. Особенности оборонительных сооружений, дворцовых комплексов. Замки Виндзор, Пемброк, Карнарвон. Общественные сооружения и хозяйственные постройки. Ра