Искусство Владимиро-Суздальской Руси

Владимир – третий крупный культурный центр домонгольской эпохи после Новгорода и Киева. Третий, потому что он заявил о себе позже этих городов, а, во-вторых, это молодой и новый город. Возвышение владимиро-суздальской земли началось во второй четверти 12 века (1125-1150 гг.), и было это связано с падением авторитета Киева как центра Древней Руси. Возвышению Владимиро-Суздальской земли способствовали именно киевские князья, прежде всего Юрий Долгорукий. Именно с ним связано основание двух маленьких крепостей: Вологда и Москва. Еще один город, основанный Юрием, это Переславль-Залесский. Приставка важна: люди, приходившие с юга, приносили на Север свои топонимы – отсюда названия рек, городов. И в этом городе князь построил и крепость, и княжеский двор. До сих пор сохранились остатки земляных валов, бывших частью крепости. Сохранилась территория бывшего княжеского двора: там стоит самый древний храм Владимиро-Суздальской Руси – Спасо-Преображенский собор (1152), построенный по заказу Юрия Долгорукого. Он построен из природного известняка Плинфа, булыжник не использовали, делали только из известняка. Этот строительный материал добывался и теперь добывается на открытой земле, но ныне он используется для облицовки. Например, здание правительства ЯО облицовано известняком.

Особенности известняка:

  • во-первых, этот камень – результат моря, существовавшего тут много миллионов лет назад. Это органические останки тех живых существ, которые населяли это море.
  • во-вторых, при добыче он очень мягкий. Его очень просто добывать, и добыча не требует каких-то механизмов.
  • в-третьих, со временем он твердеет и становится очень прочным. И эту его особенность стали использовать строители, они использовали известняк для резьбы: делали на нем узоры, орнаменты. Храмы Владимиро-Суздальской Руси богато украшены наружной белокаменной резьбой.

Считается, что храм в Переславле строили черниговские мастера, уже имевшие тогда опыт строительства и овладевшие сложными формами строительства христианского храма. Уже целенаправленно возвысить эту территорию решил сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский. Юрий тут бывал наездами, а Андрей целенаправленно обустраивал, возвышал эту землю, и практически с нуля создал Владимир. С 1160-х годов князь Андрей Юрьевич ведет очень большое, массивное строительство во Владимире. Строительство это он мог осуществлять только силами южнорусского населения, которое он мог привлекать. Он привлекал крестьян, ремесленников большими налоговыми льготами. Отсюда за князем Андреем потянулось население из южной Руси, владимирская земля – северная граница чернозема, там самые плодородные земли. Земля та же, леса – строительного материала – много, налоговые льготы, княжеская защита привлекали людей. С чего начал Андрей? Он начал со строительства укреплений во Владимире, с широкомасштабного строительства крепости. Город тем и отличается от сельского поселения, что там есть крепость, что он огорожен. Это огромные валы, на которых стояла деревянная крепость. В значимых, узловых местах стояли каменные башни, которые играли также роль парадных ворот города. И вот во Владимире мы имеем первый случай, когда одна из этих каменных башен сохранилась. Это так называемые Золотые ворота.

Было несколько ворот: золотые, серебряные, водяные, но сохранились только Золотые ворота. Что из себя представляют Золотые ворота? Это белокаменная башня, внизу которой проходит высокая арка-проезд, наверху она увенчана церковью. Посвящена она положению Ризы Богоматери. Посвящение очень важное и закономерное. Башня была предназначена не только для укрепления валов и стен, даже внутренняя конструкция арки была предназначена для защиты от врагов, даже если они ломают ворота и входят в крепость. Конечно, сломать каменную крепость в домонгольскую эпоху было тяжело, но и такой вариант учитывался.

Почему эта башня с надвратным храмом называется Золотые ворота? В названии совершенно очевидно подчеркнуть приверженность Владимира Киеву. Но не только. На название повлияло и то, что глава надвратной церкви тоже была позолочена, это был своеобразный маяк на всю округу. Золотом были украшены и сами створы ворот, и они тоже сияли, блистали на солнце. Золото тут реально присутствует. Кремль Владимира расположен на естественном природном возвышении, на высоком, почти вертикальном, плато, и на его территории Андрей построил Успенский собор и княжескую резиденцию.

Успенский собор Владимира – главный храм новой столицы. И здесь обратим внимание на посвящение храма, почему он посвящен Успению Богоматери. И тут мы обращаемся к событиям еще 9 века о крещении Аскольда и Дира. В представлении восточно-православных христиан в событиях, когда сами природные силы вмешались и нанесли поражение врагам, тут божий промысел, промысел Богоматери. И с тех пор образ богоматери стал градозащитным. Теперь мы обращаемся к надвратному храму, посвященному ризе богородицы. Это тоже неслучайно, потому что образ ризы богородицы градозащитный. Праздник Успения имел такую же функцию.

Успенский собор построен из белого камня. Летописи говорят о том, что для Боголюбского трудились мастера, пришедшие из разных земель, в т.ч. из Германии, мастера Фридриха Барбароссы. В Успенском соборе был наружный белокаменный декор, он снаружи был украшен белокаменными резными деталями. Любимый и самый популярный мотив резьбы – аркатурно-колончатый пояс. Успенский собор был одноглавым и относительно небольшим. В конце 12 века уже при его преемнике, брате Андрея Всеволоде Большое Гнездо, Успенский собор сильно пострадал во время пожара и был сильно перестроен. Что сделали мастера Всеволода? Они заключили этот небольшой собор в новые стены, он оказался как бы в новом «футляре». Благодаря тому, что храм стал больше, он приобрел пятиглавие. По описанию 12 века храм имел не только золотые купола, он был украшен золотым орнаментом на закомарах и высокие шесты с позолоченными флюгерами.

1164 – в битве на Нерли, под Владимиром, с волжскими булгарами, князь Андрей Боголюбский выиграл, но потерял сына, и построил белокаменный храм Покрова Богородицы, храм Покрова на Нерли. Посвящение храма было выбрано, исходя из общей политики Андрея, в связи с амбициозными, конкретными и достигнутыми целями. Князь Андрей прилагал усилия, чтобы возвысить территорию Владимиро-Суздальской Руси. И ему было важно объединить эту территорию княжеской властью и понятными и близкими всем религиозными культами. И в этом смысле надо сказать, что Андрей Боголюбский – один из самых выдающихся политиков Руси. Таких людей, как он, мало: деяния Боголюбского надолго пережили его самого и его эпоху.

До этого храма (Покрова на Нерли) не было на Руси храмов с таким посвящением. При князе Андрее была использована старая Византийская легенда о покрове Богородицы, про юродивого, которому было видение Богородицы. И Андрей сделал праздник в честь этой легенды. И, соответственно, была создана своя церковная служба для этого праздника, появились иконы с изображениями этого праздника. Праздник этот установили осенью, 14 октября, и он стал необычайно популярен в народе.

В селе Боголюбове под Владимиром князь Андрей создал загородную резиденцию, практически маленький княжеский городок. Это первый случай, когда князь отстроил резиденцию для своих нужд. И единственное место, которое дошло до нас от этой резиденции, — это лествичная башня, где его убили.

Князь Андрей сделал огромную работу за короткий срок. Он почти на пустом месте построил город Владимир. Князь Андрей Боголюбский фактически создал культ иконы Богоматери Владимирской, которая со временем стала считаться покровителем всей Руси. Что делал Андрей для объединения людей этими культами? Он сделал праздник, очень радостный, торжественный, хлебосольный. Икона Владимирской Богоматери – это греческая икона, не имевшая своего почитания на Руси. Был создан литературный памятник – «Сказание об иконе Богоматери Владимирской», сказание о чудесах (как правило, чудесах исцеления), которые совершала эта икона. В «Сказании…» было написано, что она была создана евангелистом Лукой. Сохранилось описание оклада и коны и праздников, проводившихся в ее честь. В праздники в честь иконы Богоматери Владимирской люди, которые входили в город через белокаменные ворота, оказывались в коридоре, созданном из драгоценных тканей.

Территория Владимиро-Суздальской Руси оказалась государствообразующей. Богоматерь Владимирская является единственным памятником в нашей истории, который повлиял  на все стороны жизни русского общества:

на искусство. Нет другого архитектурного сооружения, картины, скульптурного изображения, которое также повлияло бы на все стороны жизни общества. Культ иконы Владимирской богоматери повлиял на живопись: с нее писали много копий.

—  на политические представления Руси. В 12 в. культ иконы уже создан и распространен, принят. Ни тогда, ни в 13 в. на Руси не было образов, которые были бы сравнимы по популярности с иконой. И, когда в 14 в. на Русь двинулось войско Тамерлана (1395), икону перевезли в Москву и молятся ей о защите Руси. Русские войска и войска Тамерлана сошлись, и вдруг Тамерлан ушел из Москвы без боя. И после этого икона становится защитницей Москвы и остается в Москве. 1480 – на Русь идет Ахмат, чтобы восстановить зависимость Руси. И опять бескровная победа.

икона – политический символ Руси. В 16 веке первого русского царя Ивана (1547) венчают на царство перед иконой. С той поры всех русских царей, а позднее и императоров венчают на царство перед иконой. 1589 – поставление первого патриарха на Русь перед иконой Владимирской Богоматери. И следующее поставление также будет перед иконой Владимирской Богоматери, и все следующие поставления тоже будут перед ней.

на исторические представления. Поскольку считалось, что икона была написана Лукой, Русь считала себя законной наследницей Ромейской империи и хранительницей истинного православия. И это найдет отражение в теории «Москва – Третий Рим».

Андрей погиб в 1173, сохранилось описание его гибели, драматичное и эмоциональное. После него владимирский престол занял Всеволод Большое Гнездо. Он сын Юрия Долгорукова и греческой принцессы, до 10 лет воспитывался в Византии, знал греческий язык, имел сильное войско и большой авторитет. Он был прозван Большое Гнездо, т.к. имел 12 сыновей и неизвестно сколько дочерей. Он был заказчиком Дмитриевского собора во Владимире. Храм Посвящен воину-мученику Дмитрию Солунскому. В летописях говорится, что Всеволод уже не привлекал строителей из разных земель, но Дмитриевский собор, скорее всего, создан западноевропейскими мастерами. Это удивительная постройка, созданная на основе очень глубокого знания традиций каменного зодчества. Фантастические орнаменты покрывают этот храм. Там много изображений святых, растительных орнаментов, изображений всадников, львов, грифонов, фантастических животных, изображение царя Давида на престоле, необычно изображение сюжета вознесения Александра Македонского, еще изображен сам Всеволод, сидящий на престоле с младенцем на руках. Что необычно и замечательно? Белокаменный декор создавался не после строительства храма, а до. Были отдельные блоки белого камня, и на них вырезалось то, что потом стало на наружном фасаде храма. Сохранились фрески этого Собора (конец 12 – начало 13 века), их создавали греки, на них сохранилась композиция Страшного суда.

Несмотря на то, что от 13 века памятников сохранилось мало, именно в 13-14 веках на Руси шел важный процесс  — процесс создания национальной формы интерьера храма, который стал иконостасом. Как он шел, мы не знаем, мы имеем готовые формы. Но это выдающиеся произведения: иконостасов нет ни в католических, ни в протестантских храмах. Тогда сложилась особая, русская форма интерьера храма.