Иерусалим — город на Ближнем Востоке, в Израиле (для тех, кто не знал). Расположен на плато в Иудейских горах на водоразделе между Средиземным и Мёртвым морями, на высоте 650—840 м над уровнем моря; климат средиземноморский, с жарким, сухим летом и мягкой, влажной зимой. Город является священным для трёх крупнейших авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама.
В V веке начался византийский период в истории Иерусалима. На протяжении нескольких десятилетий Иерусалим переходил от византийского правления к персидскому, затем снова оказывался римско-византийским владением. В 638 году Патриарх Софроний I сдал Иерусалим новому завоевателю, арабскому халифу Умару ибн аль-Хаттабу и Иерусалим постепенно начинает приобретать мусульманский облик. Чуть позже в Иерусалиме был провозглашён халифом Муавия I, основатель династии Омейядов.
Арабы называ ют его просто — ал-Кудс (пер. с араб, «святой», «священный»). Централь ная часть города поделена на четыре квартала. Мусульманский квартал занимает восточную часть города; площадь этого квартала больше других. Христианский квартал (второй по площади) находится на северо-западе. На юго-западе есть еще два квартала — еврейский и сложившийся по зже всех армянский. В течение многих веков город был центром проти востояния приверженцев различных религий, однако особенно сложные отношения всегда были между представителями двух конфессий: иудеев и мусульман.
Мусульманский квартал Иерусалима — это место, где происходили наиболее значимые события в истории иудаизма и мусульманства. Они начались задолго до нашей эры. Первое событие произошло на Храмо вой горе. О нем рассказано в Ветхом Завете — это жертвоприношение Авраамом своего сына Исаака на горе Мориа. Следующая страница в истории горы относится к годам процветания Иудейского царства, времени правления двух великих царей — Давида (ок. 1005-965 до н. э.) и Соломона (965-928 до н. э.). Давид во время своего правления задумал построить великий храм во славу единого Бога. Однако этому не суждено было осуществиться. Задуманное исполнил его сын Соло мон, воздвигнув постройку из камня, ливанского кедра и золота. «Со ломон не стремился к тому, чтобы перещеголять массивные постройки египтян. Он избрал форму Ковчега Завета в качестве архитектурного образца для здания, и храм превратился скорее в святилище, нежели в место, где могло молиться множество людей». В центре храма хра нились скрижали — 10 заповедей на двух каменных досках, которые Моисей получил от Бога на горе Синай. Первый храм простоял почти 400 лет и был разрушен царем вавилонян Навуходоносором в 586 г. до и » большинство евреев тогда было уведено в плен, в то время как скрижали были увезены намного раньше, по одной из многочисленных версий — в Эфиопию сыном Соломона и царицы Савской Менеликом I (X в. до н. э.).
И только по прошествии нескольких десятков лет, в течение которых на Иудею насылались беды (предсказанные пророком Иеремией), иудейский народ в 539 г. до н. э. был освобожден из вавилонского плена Киром Великим (559-530 до н. э.). Персидский царь не только принял ни решение, но и сделал следующий шаг — построил для иудеев храм снова. Храм пережил второе рождение, но его дальнейшая история была драматичной.
Во времена правления греков-селевкидов были периоды, когда накладывался запрет на проведение религиозных церемоний в храме. Значительные перемены произошли во время правления Ирода Великого (ок. 37-36 до н. э. — 4 до н. э.; по другим данным, 1 до н. э. или 1 н. э.). Впервые за многие столетия состоялось укрепление Храмовой горы, были изменены ее очертания, и гора приобрела вид, который сохранился до наших дней. Сам храм был построен отчасти в традициях греко-римской архитектуры, яркое свидетельство этому, например, тройная колоннада в эллинистическом стиле. Правители не жалели средств и материалов (каррарский мрамор, ливанский кедр). Работы были завершены только спустя 83 года.
Второй храм просуществовал до 70 г. н. э., то есть простоял в закончен ном виде всего шесть лет. Окончательно храм был разрушен при завоевании Иерусалима будущим императором Титом (79-81 н. э.). Существуют две основные версии уничтожения храма. По одной из версий, храм погиб случайно. Тит не хотел его разрушать, однако одна из стрел при штурме попала в святыню, и начался пожар. Вторая версия говорит о желании самого римского императора — Тита Флавия Веспасиана (69-79 н. э.) — при помощи сына Тита разрушить храм. Эту версию подтверждает то, что вскоре территория бывшего храма была распахана, чтобы у людей исчезла всякая память об этом месте. Однако иудеи хранили память о святыне и было предпринято несколько попыток ее возродить. Но все попытки за кончились неудачно. В результате от прежних величественных построек на Храмовой горе сохранилась только часть стены, которая известна по; названием Стена плача. (Для мусульман она также является священным местом — к ней Мухаммад привязывал своего коня Бурака.)
Дальнейшая история Храмовой горы связана с периодом торжества ислама — временем, когда иудеи практически лишились власти над этой территорией. Иерусалим был завоеван арабами во главе с халифом Умаром в 637 г. Перед завоевателями предстала безрадостная картина: территория Храмовой горы была завалена строительным мусором, который скапливался здесь десятилетиями. Окинув взглядом город, Умар узнал то место, о котором рассказывал пророк Мухаммад, говоря о своем чудесном перелете на коне Бураке.
Однажды Мухаммад уснул возле мекканской мечети. Ночью к нему явился ангел Джабраил с крылатым животным по имени Бурак (по-арабски «блистающий») и предложил совершить путешествие. И начался ночной перелет из Мекки в Иерусалим к благословенному священному месту, о чем и говорится в Коране в суре «Перенос ночью»:
«Хвала тому, кто Своего служителя (велением всевышним) переместил в единоночье из Аль Харам Мечети (Мекки) в Мечеть Аль Акса (Иерусалима), окрестности которой Мы благословили, чтобы явить ему из Наших откровений»(17:1).
Здесь пророк Мухаммад встретился и предстал на молитве с пророками, своими предшественниками Ибрахимом, Мусой, Исой. Затем Мухаммад молниеносно поднялся на небеса, (это событие и называется мирадж). Он побывал на семи небесах.
В центре Храмовый горы было построено сооружение, напоминавшее об этом событии, однако оно оказалось временным. Только в 687 г. осно ватель династии Омейадов халиф Абд ал-Малик (685-705) велел постро ить постоянный храм, который вошел в историю под названием Куббат ас-Сахра, или в переводе с арабского — Купол Скалы. Многие части зда ния сохранились в первоначальном виде. Это единственная постройка мусульманского мира, которая никогда не подвергалась разрушению. Храм наследует традиции античной и византийской архитектуры, но при этом мастера, строившие его, безусловно, хотели подчеркнуть новые, ислам ские особенности. Это храм памяти о Мухаммаде. Сам вид постройки завораживает. Она имеет форму восьмиугольника, с четырьмя входами. Внешние стены двуцветны. Нижняя часть покрыта белым мрамором, верх няя — синими глазурованными плитками, которые были изготовлены при Сулеймане Великолепном (1520-1566). До XVI в. стены были декорированы мозаикой из камня и стекла.
У каждой двери существует свое название: южные — Ворота Священной ориентации, северные — Ворота Райского сада, западные — Ворота заката, Восточные — Ворота Цепи. Некоторые из них с течением времени меняли свое название. Купол диаметром 20,5 м с основной постройкой связан барабаном, он состоит из двух деревянных ярусов. Внешняя часть покрыта чистым золотом.
Интерьер здания также хорошо продуман. В архитектурных элементах и росписях главенствует строгий, геометрический расчет, построенный на чередовании различных элементов. Внутренняя галерея повторяет форму здания, она имеет восемь сторон (восемь опорных столбов и шестнадцать промежуточных). В центре находится ротонда, по периметру которой расположены четыре массивных столба, облицованные мрамором (двенадцать колонн промежуточных). Строители, возводившие это сооружение, с тончайшим вкусом использовали для отделки имевшиеся у них материалы. В отличие от белых и синих цветов экстерьера, в интерьере преобладают коричневый и зеленый цвета, поскольку для его оформления использован мрамор разных оттенков, а также разноцветная смальтовая мозаика. Цитатами из Корана украшены многие части здания. Над арками идет надпись, которая свидетельствует о дате окончания строительства — 72 год хиджры (691 г.). Разнообразна и тематика сцен на стенах, колон нах, куполе здания — от причудливых полуфантастических изображений растений до диадем и подвесок.
В центре храма находится скала (17 * 13 м). Именно с нее Мухаммад совершил путешествие на небо. Камень огорожен ажурной решеткой — машрабией. Изначально решетка была из редкого эбенового дерева, но во времена правления крестоносцев она была заменена на железную.
На южной стороне Храмовой горы существует постройка, начало которой было положено в первые годы владычества арабов в Иерусалиме. Мечеть ал-Акса (пер. с араб, «отдаленнейшая») — главное место молитв мусульман Иерусалима. Именно на это место спустился Мохаммад после ночного перелета из Мекки в Иерусалим. Мечеть имеет богатую историю. Из-за военных действий и землетрясений в разное время ал-Акса подвергалась многочисленным разрушениям, но всякий раз восстанавливалась. Особенно сильно здание пострадало во время Второй арабо-израильской войны, когда из-за поджога погибла значительная часть постройки.
Мечеть ал-Акса была построена во время правления Умара, и в то время она была деревянной. Каменная постройка появилась в 709 г., в период правление ал-Валида. Главный фасад расположен с северной стороны, то| есть со стороны Купола Скалы. В молитвенном зале частично сохранилась смальтовая мозаика, которая появилась в IX в. Тематика этих мозаичных панно напоминает изображения в интерьере Купола Скалы. Внутреннее пространство мечети разделено на семь нефов (количество колонн — 45, из них 33 были сделаны из мрамора и 12 из камня).
Венчает здание купол (также пострадавший от пожара), ранее оформленный великолепной мозаикой. Среди многочисленных потерь — минбар ручной работы, который был сделан в Алеппо. Он был подарен мечети знаменитым полководцем Салах ад-Дином (1171-1193) из рода Айубидов (1171-1250). Сохранившиеся части минбара в настоящее время хранятся в Музее исламского искусства Иерусалима. В 2007 г. лидеры Исламского совета управления (ВАКФ) заявили о восстановлении минбара. Работы были произведены в Иордании, где мастера постарались сделать его таким, каким он был при Салах ад-Дине.
По бокам молитвенного зала находятся захоронения особо почитаемых духовных лиц.
В здании до сих пор ведутся реставрационные работы, в процессе которых заново создается великолепное убранство храма.
Сухоруков С.А. Архитектура Ислама.
Превью: Панорама Западной Стены с Куполом Скалы (слева) и мечетью Аль-Акса (справа) на заднем плане