Раздел I. Становление искусствоведения как науки
Тема 1. Методология истории искусства как учебная дисциплина
Искусствоведение в широком понимании как наука об искусстве и художественной культуре в целом.
Искусствоведение как наука о пластических искусствах.
Осознание особого статуса искусства в культуре и его осмысление в предметных областях искусствознания: теории искусства,
истории искусства, художественной критики, их методологические и функциональные отличия.
Особенности методологии истории искусства как учебной дисциплины.
Предмет и задачи курса. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Тема 2. Основные этапы формирования и развития искусствознания
Источники сведений о ранних этапах формирования искусствоведческого знания.
Особенности античной мысли об искусстве.
Сохранившиеся сведения о первых образцах литературы об искусстве («Каноне» Поликлета, трактатах Дуриса, Ксенократа). «Топографическое» направление в литературе об искусстве: «Описание Эллады» Павсания.
Описание художественных произведений у Лукиана.
Пифагорейская концепция «космоса» как стройного целого, подчиненного законам «гармонии и числа» и ее значение для начал теории архитектуры.
Идея порядка и соразмерности в архитектуре и градостроительстве.
Образы идеального города в сочинениях Платона (шестая книга «Законов», диалог «Критий») и Аристотеля (седьмая книга «Политики»).
Понимание искусства в Древнем Риме.
«Естественная история» Плиния Старшего (I в. н. э.) как главный источник сведений по истории античного искусства.
Трактат Витрувия: систематическое изложение классической архитектурной теории.
Судьба античных традиций в эпоху средневековья и особенности средневековых представлений об искусстве.
Эстетические воззрения Средневековья (Августин, Фома Аквинский), ведущая эстетическая идея: Бог – источник красоты (Августин) и ее значение для художественной теории и практики.
Идея «первообраза».
Особенности средневековой литературы об искусстве.
Практически-технологические, рецептурные руководства: «Руководство живописцев» с горы Афаонской Дионисия Фурнаграфиота, «О
красках и искусствах римлян» Гераклия, «Схедула» (Schedula – Ученьице) Теофила.
Описание памятников архитектуры в хрониках и житиях святых.
Ренессанс как поворотный этап в истории развития европейского искусства и искусствознания.
Новое отношение к античности (изучение памятников античности).
Развитие светского мировоззрения и возникновение экспериментальной науки.
Формирование тенденции к исторической и критической интерпретации явлений искусства: «Комментарии» Лоренцо Гиберти .
Трактаты по специальным вопросам – градостроительству (Филарете), пропорциям в архитектуре (Франческо ди Джорджо), перспективе в живописи (Пьеро дела Франческа).
Теоретическое осмысление ренессансного перелома в развитии искусства и опыта гуманистического изучения античного наследия в трактатах Леона Батиста Альберти («О статуе», 1435, «О живописи», 1435-36, «О зодчестве»; опубл. в 1485), Леонардо да Винчи («Трактат о живописи», опубл. посмертно), Альбрехта Дюрера («Четыре книги о пропорциях человека», 1528).
Критика архитектурной теории Витрувия в «Десяти книгах о зодчестве» (1485) Леона Батиста Альберти. Витрувианская «Академия доблести» и ее деятельность по изучению и переводу труда Витрувия.
Трактат Джакомо да Виньолы «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562).
«Четыре книги об архитектуре» (1570) Андреа Палладио – классический эпилог в истории архитектуры эпохи Возрождения.
Роль Палладио в развитии архитектурных идей барокко и классицизма.
Палладио и палладианство.
Формирование ренессансных законов и правил изобразительного искусства: теории перспективы и учения о пропорциях
Тема 3. У истоков искусствоведения как науки
Основные этапы становления исторического искусствознания в Новое время: от Вазари к Винкельману.
Интерес к творческой личности художника — почва для развития биографического жанра и ранних ростков художественной критики.
«Жизнеописания наиболее выдающихся живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари (1550, 1568) как этапный труд в истории становления искусствоведческой науки.
Теоретические основы трех искусств «рисунка»: живописи, скульптуры и архитектуры.
«Книга о художниках» Карела Ван Мандера как продолжение жизнеописаний Вазари на материале нидерландской живописи.
Мыслители XVII века о проблемах стилеобразования в искусстве, о художественных методах, месте и роли художника в обществе.
Проблема оценки «древнего» (античного) и «нового» (современного) искусства в итальянской и французской художественно-критической мысли.
Рационализм в искусствознании.
Классицистическая теория Никола Пуссена.
Джованни Пьетро Беллори и сложение академической доктрины.
Теоретическая программа классицизма в «Поэтическом искусстве» Никола Буалло (1674) и «Беседах о наиболее знаменитых живописцах, старых и новых» А. Фелибена (1666-1688).
«Метод» Шарля Лебрена.
Разработка иерархии живописных жанров Парижской Академией.
Деятельность Королевской Академии архитектуры в Париже.
«Курс архитектуры» Франсуа Блонделя (1675-1683).
Переводы Витрувия и собственные сочинения Клода Перро («Ордер пяти видов колонн согласно методе древних»): выступление
против догматического классицизма.
Век Просвещения (XVIII в.) и теоретико-методологические проблемы искусства.
Формирование национальных школ в рамках общей теории искусства.
Развитие художественной критики во Франции.
Роль Салонов во французской, художественной жизни.
Обзоры Салонов как ведущие формы критической литературы об изобразительном искусстве.
Споры о задачах художественной критики (оценка творчества или просвещение публики).
«Салоны» Дени Дидро (1759-1781) и становление профессиональной художественной критики.
Компромиссно-синтезирующий характер английской просветительской мысли об искусстве.
Сочетание идей барокко, классицизма и реализма в трактате Уильяма Хогарта «Анализ красоты» (1753).
Увлечение античной классикой и утверждение ценности национальной готики, признание значения фантазии художника и стремление вывести абсолютные законы искусства (линия красоты).
Господство доктрины классицизма в Италии.
Собирание и систематизация исторического материала («Словарь живописцев» Орланди (1704), «Истории итальянской живописи» аббата Ланци (1789) и др.).
Особенности немецкого искусствознания.
Вклад в теорию изобразительного искусства Готхольда Эфраима Лессинга.
Трактат «Лаокоон» (1766) и проблема границ живописи и поэзии.
Введение понятия «изобразительные искусства» вместо «изящные искусства» (перенос акцента с красоты на правду и выделение изобразительно-реалистической функции искусства).
Значение деятельности Иоганна Иоахима Винкельмана для развития исторической науки об искусстве.
Винкельмановская концепция античного искусства и периодизация его развития.
Завершение формирования истории искусства 19 века. Специфика этого этапа развития данной научной дисциплины: демократизация процессов художественного творчества, повышение статуса публики и критики, «открытие» древних и примитивных культур, переосмысление эстетических оснований фольклорных форм искусства, развитие выставочных практик, стилевое многообразие.
Тема 4. Искусствоведческая мысль в русской культуре XVII-XIX веков
Истоки отечественной мысли об искусстве.
Сведения о художниках и художественных памятниках в русских средневековых летописных и эпистолярных источниках.
Постановка вопросов об искусстве в общественно-политической жизни XVI в. (Стоглавый собор 1551 г. и др.
соборы) как свидетельство пробуждения критического мышления и борьбы различных идейных направлений.
Коренной перелом в русском искусстве XVII в.: формирование зачатков светского мировоззрения и первое знакомство с европейскими формами художественной культуры.
Становление художественно-теоретической мысли.
Глава «Об иконном писании» в «Житии» Аввакума.
Записка Симеона Полоцкого царю об иконописании: формулировка новых художественных принципов.
Деятельность Оружейной палаты как своего рода «Академии», объединившей разнообразные художественные силы во второй половине XVII в.
«Сочинение об искусстве» Иосифа Владимирова (1665-1666) и «Слово к люботщательному иконного писания» Симона Ушакова (1666-1667) – первые русские сочинения по теории искусства.
Активное формирование новых светских форм культуры в XVIII в.
Записки Я.фон Штелина – первая попытка создания истории русского искусства.
Эстетическое и теоретическое осмысление новых задач искусства и роль в этом императорской Академии художеств (осн. В 1758 г.).
Появление первых русских учебных пособий и трактатов: «Рассуждение о свободных художествах» П. Чекалевского (1792), «Краткое руководство к познанию рисования и живописи исторического рода, основанное на умозрении и опытах» Ивана Урванова (1793).
Появление первого периодического издания по вопросам искусства («Журнал изящных искусств», 1807).
Новое романтическое понимание искусства в критических статьях К.Н. Батюшкова, Н.И. Гнедича, В. Кюхельбекера, В.Ф. Одоевского, Д.В. Веневитинова, Н.В. Гоголя.
Перевод работ немецких романтиков и оригинальное теоретическое обобщение законов творчества («Опыт науки изящного» А.М. Галича, 1825).
Апология академического романтизма в статьях П.П. Каменского, Н.В. Кукольника, С.П. Шевырева.
Первые попытки обобщения процесса развития русского зодчества в архитектурной науке.
Вклад историков (Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева) в создание истории отечественной архитектуры.
Авторские публикации Тома де Томона, Л. Руска, О. Монферрана, А.Н. Воронихина.
Историко-художественная концепция А.И. Герцена.
Научно-теоретическая и критическая деятельность В.Г. Белинского. Значение эстетической концепции Н.Г. Чернышевского («Эстетические отношения искусства к действительности». 1855).
Развитие художественной критики (журнальные публикации в «Отечественных записках», «Современнике», «Памятнике искусств»).
Утверждение эстетических позиций реализма (В.В. Стасов, Н.А. Добролюбов).
Ф.И. Буслаев как родоначальник иконографической школы в русском искусствознании.
Исследования древнерусского искусства.
Рождение русской византинистики – Н.П. Кондаков.
Школа Кондакова: Е.К. Редин, Д.В. Айналов, Ф.И. Шмит, М.В. Ростовцев.
Международный резонанс русской византологии.
Марксистское искусствознание: В. Плеханов.
Развитие русского архитектуроведения во второй половине XIX в.
Издание специального «архитектурного и художественно-технического» журнала «Зодчий» (1872), посвященного вопросам теории и истории архитектуры.
Тема 5. Искусствознание в культуре конца ХIХ — ХХ вв.
Количественный рост литературы по изобразительному искусству на рубеже XIX-ХХ вв. Стремление к систематичности.
Серийная публикация памятников искусства в виде альбомов и иллюстрированных монографий.
Инвентаризация памятников в Австрии, Германии, Голландии и др. странах.
Обобщающие работы по видам искусства, странам, жанрам, иконографическим темам и т.п. Научная тщательность, популярность
изложения, иллюстрированность.
Усиливающийся процесс специализации: работы по всеобщей истории искусства становятся коллективными (1905-1929 – 19-ти-томный труд под редакцией А. Мишеля во Франции; 1913-1930 – 34-томный труд под редакцией А. Бринкманна в Германии).
Уникальная авторская работа А. Вентури по истории итальянского искусства (1901-1940), 25 томов).
Достижения в лексикографии и библиографии.
Метод сравнительного анализа (К. Фолль).
Источниковедение (достижения филологического метода в работах В. Каллаба, Ю. Шлоссера).
Новое в антиковедении.
Споры о сущности итальянского Ренессанса, систематическое изучение немецкого, нидерландского, французского и испанского Возрождения.
Развитие византинистики, медиевистики.
Эволюция взглядов на маньеризм и барокко.
Исследование проблем искусства XIX и ХХ веков.
Западное постклассическое искусствознание конца ХIХ — ХХ в.в. О сущности, возникновении и развитии художественных стилей.
Формальная школа. А. Фон Гильдебранд и проблема архитектонической целостности в изобразительном искусстве.
К. Фидлер – неокантианская версия изобразительного искусства как «чистой зрительности».
А. Ригль и проблема историзма в искусствознании.
Критики и последователи А. Ригля.
Дихотомическая концепция стиля Г. Вельфлина.
«Венская школа» искусствознания.
Критика формальной школы. Поиски альтернативы формальной школе: духовно-исторический метод, иконология, социологический метод.
История искусств как история духа М. Дворжака.
Социология А. Хаузера.
Иконология Э. Панофского.
Попытки синтеза достижений формальной школы с концепциями ее критиков – «структурная наука» о художественных стилях.
«Структурная наука» Г. Кашница и проблема жизнеподобия.
«Структурная наука» Г. Зельдмайра.
Критика искусства модернизма.
Тема 6. Искусствознание в отечественной культуре ХХ века
Изменение статуса истории искусства (до 1910-х гг. фактически вспомогательная дисциплина при классической филологии и археологии).
Создание Петербургского института истории искусств (1912 г., открыт В.П. Зубовым) – первый шаг становления искусствознания как
самостоятельной науки в России.
И.Э. Грабарь – руководитель издания первой научной «Истории русского искусства».
Переводы трудов Вёльфлина, Гильдебрандта.
«История живописи…» А. Бенуа (1912-1917).
Методологические искания в советском искусствознании 1920-х гг.
Стремление к преодолению формального искусствознания, к культурно-историческому истолкованию художественной формы (понятие «внутренней формы») в работах А. Габричевского, Б. Виппера, А. Бакушинского, Д. Недовича.
Интерес к социологической проблематике.
Ортодоксальное следование плехановским принципам марксистского искусствознания (В. Фриче).
Формально- социологический метод И. Иоффе (выявление социокультурного бытия через анализ художественного памятника).
Партийная художественная критика (А. Луначарский, Вяч. Полонский).
Деятельность научно-исследовательских центров: Государственная академия художественных наук (ГАХН), Научно-исследовательский институт археологии искусствознания, Государственный институт истории искусств, Московский институт историко художественных изысканий и музееведения (МИХМ), Всесоюзная академия архитектуры.
Утверждение марксистско-ленинской методологии в искусствознании 30-х гг.
Борьба с формализмом и разработка эстетической программы «социалистического реализма» — главные задачи советской искусствоведческой науки.
Постановление партии и правительства «О литературных и художественных организациях» 1932 г.
Изоляция от европейского искусствознания.
Новый интерес к зарубежному научному опыту, начиная с 60-х гг.
Активизация методологических научных поисков: точные методы (искусствометрия), семиотика, иконология, культурологическое искусствознание.
Ориентация на естественнонаучные методы в изучении искусства у Л.С. Выготского.
Восприятия искусства как объект научного анализа.
Психологический анализ «эстетических знаков».
Психология искусства через исследование формы и материала искусства.
Семиотический подход в искусствознании. Особенности семиотического исследования произведений изобразительного искусства в работах Ю.М. Лотмана, С.М. Даниэля, Б.А. Успенского.
Многообразие методов исследования искусства в современной отечественной науке.
Принципы анализа художественного произведения и проблемный подход к исследованию истории искусства в трудах М. Алпатова («Художественные проблемы искусства Древней Греции», «Художественные проблемы итальянского Возрождения»).
Синтез методологических подходов (формально-стилистического, иконографического, иконологического, социологического) у В. Лазарева.
Сравнительно-исторический метод исследования в работах Д. Сарабьянова («Русская живопись XIX века среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования»).
Системный подход и его особенности.
Влияние культурологии на искусствоведение и процесс «культурологизации» искусствоведческого знания.
Раздел II. Методология искусствоведения
Тема 1. Методология исследований по искусствоведческой проблематике
Эволюция методологических концепций (общенаучных и конкретных, искусствоведческих) в рамках неопозитивизма и постпозитивизма (анализ структуры языка науки, анализ развития знания вплоть до постмодернизма).
Методология науки как совокупность методологических концепций.
Становление методологии науки в ХХ в. как суверенной области знания; основные проблемы методологии (структура научного знания, развитие научного знания, сравнение и выбор конкурирующих теорий, природа научного факта, объяснение понятий, редукция, изменение значения терминов, обоснование гипотез, основание методологических правил, стандартов, норм, моделирование научного знания).
Основные направления искусствоведческих исследований: «традиционное» (соединение интуиции исследователя с позитивным знанием предмета), социологическое (исследование проблем организации художественной жизни), формально-аналитическое (проблемы поэтики, формообразования), структурно-семиотическое (использование точных методов исследования языка искусства), культурологическое (выявление социокультурных основ художественного творчества).
Тема 2. Методы в искусствознании
Понятие о методологии как системе определенных способов, приемах, подходах, применяемых в той или иной сфере деятельности.
Определение метода научного познания.
Классификация методов по степени общности и сфере действия (философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные, междисциплинарные).
Современное искусствоведческое исследование: жанры, методы.
Основы эмпирического исследования и работа с субъектом исследовательской деятельности в разных видах искусства.
Методы наблюдения, интервью и особенности фиксации материала в ходе исследования актуального художественного опыта.
Описательно-биографический метод исследования.
Историко-типологический метод исследования.
Включение элементов герменевтического, семиотического и синергетического методов в искусствоведческое исследование.
Социологический и психологический дискурс искусствоведческого исследования.
Жанры научного исследования (статья, предисловие, монография, комментарии) и особенности редактирования искусствоведческого исследования.
Тема 3. Вопросы анализа в искусствоведении
Основные проблемы историко-художественного анализа искусства.
Художественная форма как носитель эстетической информации.
Произведение искусства как исторический источник.
Анализ содержания и анализ формы.
Понятие об иконографии и иконологии.
Формально-статистический метод.
Структурный и функциональный анализ.
Социологический аспект изучения искусства.
Анализ отдельного произведения.
Проблема сравнительного анализа нескольких произведений.
Терминология искусствоведческого исследования (идея, тема, сюжет, композиция, колорит, пластическая характеристика, монументальность, декоративность и т.д.).
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Виrtльман: его эстетическая и историческая концепция классического искусства.
2. Эстетика романтизма и история искусства в первой половине XIX в.
3. Фон Румор и его метод историко-художественного и документального изучения произведений старого итальянского искусства.
4. Культурно-историческое направление в истории искусства середины и второй половины XIX в.
5. Буркхадт как историк искусства
6. Позитивизм в теории и истории искусства второй половины XIX в.
7. Теоретические основы формалистического искусствознания
8. Формально-стилевой метод анализа в истории искусства XX в.
9. Учение Вельфлина о стиле и “основных понятиях” истории искусства
10.Вельфилин о двух стилях (“линейный” и “живописный”) в истории искусства
11.“Художественная воля” Ригля и его теория исторического развития искусства
12.Этнопсихологическая теория художественного творчества и исторических стилей у Воррингера.
13.Идейно-художественная концепция истории искусства у Дворжака.
14.Искусство готики в интерпретации Воррингера и Дворжака.
15.Дворжак об “эпохе маньеризма”.
16.Структурный анализ Зедльмайра.
17. Европейское искусство XIX – XX вв. в истолковании Зедльмайра.
18.Венская школа истории искусства: ее ведущие представители и ее методологические особенности на разных этапах развития.
19.Метод художественной критики.
20. Взаимосвязи истории, теории и критики искусства в XX в.
21.Музейный знаток как критик и историк искусства.
22.М. Фридлендер о методе знаточеского изучения произведений искусства.
23.История знаточества и его выдающиеся представители.
24.Иконографический анализ произведений искусства в его методологической эволюции.
25.Иконографический анализ византийской и древнерусской живописи в отечественной науке — от Конакова до Лазарева.
26.Критика односторонности иконографического метода и его соединение с формально-стилевым и историко-культурным анализом произведений средневекового искусства (Щекотов, Муратов, Лазарев и др.).
27.Лазарев как историк искусства: исследовательский метод ученого и его применение им на практике
28. Э. Маль и развитие иконографических исследований в зарубежной наукеXX в.
29.А. Грабарь об истоках и формировании христианской иконографии.
30.Иконология Варбургской школы.
31.Э. Панофский об иконографии и иконологии.
32.Концепция “скрытого символизма” в ее первоначальном значении и в последующем распространении на всю историю искусства.
33.Метод символико-иконографической интерпретации произведений изобразительного искусства и архитектуры в современной науке. Его критика.
34.Э. Панофский как теоретик и историк искусства.
35.Психологические теории в методологии истории искусства.
36.Методы социологического анализа истории искусства и художественного творчества.
37.Художники, их покровители и заказчики — одна их проблем социологии искусства в новейшей зарубежной науке.
38.Специфика анализа художественных явлений в методологии современного историка искусства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
История зарубежного и отечественного искусствознания
1. Актуальные вопросы методологии современного искусствознания. – М.: Прогресс, 1983. – 368с.
2. Арсланов В.Г. История западного искусствознания ХХ века. – М., 2003
3. Афасижев М.Н. Философия искусства. М., 1989.
4. Банфи А. Философия искусства. М., 1989.
5. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. – М.: 1994 — 528 с.
6. Бел и М., Брайсен Н. Семиотика и искусствознание //Вопросы искусствознания. IX (2/96). – М., 1996.
7. Верещагина А.Г. Русская художественная критика 20-х годов XIX века. Очерки. – М., 1997.
8. Верещагина А.Г. Русская художественная критика конца XVIII – начала XIX веков. Очерки. – М., 1992.
9. Верещагина А.Г., Беспалова Н.И. Русская прогрессивная художественная критика второй половины XIX века. Очерки. – М., 1979.
10.Верещагина А.Г. Русская художественная критика середины и второй половины XVIII века. Очерки. – М., 1991.
11.Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. – М., 1986.
12.Гасилов В.Б. Научная школа-феномен и исследовательская программа искусствоведения / Гасилов В.Б. // Школы в науке. – М.: Наука, 1977. – С. 119-153.
13.Гете И-В. Винкельман и его время // Собр. Соч. – Т1. – М, 1980.
14.Готт В.С., Семенюк Э.П., Урсул Д.Д. Категории современной науки
15.Зись А.Я. Методологические искания в западноевропейском искусствознании / Зись А.Я. – М.: Искусство, 1984. – 238с.
16.Зись А.Я. На подступах к общей теории искусства / Зись А.Я. – М.: ГИТИС, 1995. – 296с.
17.Искусствознание Запада об искусстве ХХ века. – М., 1988.
18.История европейского искусствознания: от античности до конца XVIII в. / Отв. ред. Б.Р. Виппер, Т.Н. Ливанова. – М., 1963.
19.История европейского искусствознания: первая половина XIX в. – начало ХХ в. / Отв.ред. Б.Р. Виппер, Т.Н. Ливанова. Кн. 1,2 – М., 1969.
20.История эстетической мысли. Т.1-5. – М., 1985-1990.
21.Кауфман Р.С. Русская и советская художественная критика с середины XIX в. до 1941 г. – М., 1978.
22.Современное искусствознание за рубежом. – М., 1964.
23.Современное искусствознание. М., 1997.
24.Шпет Г. К вопросу о постановке научной работы в области искусствоведения // Вопросы искусствознания. Вып. 1. – М., 1997. – С. 492.
Изобразительное искусство и архитектура
25.Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. – М.: Искусство, 1987.
26.Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. – М.: Искусство, 1987.
27.Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. – М.: Стройиздат, 1989. – 293с.
28.Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. – М.: Прометей, 1994. – 352 с.
29.Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX в. – М., 1999.
30.Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. – М., 1996.
31.Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Под общ. Ред. А.Г.Габричевского. – Т.1-5. – М., 2001.
32.Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства: Проблема эволюции стиля в новом искусстве. – СПб.: МИФРИЛ, 1994. – 428 с.
33.Винкельман И.И. История искусства древности. Малые сочинения / Пер. с нем. и подгот.изд. И.Е.Бабанова. – СПб.: Алетейя, 2000. – 800 с.
34.Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изобр. искусство, 1985. – 288 с.
1835.Врангель Н.Н. Свойства века: Статьи по истории русского искусства / Сост. И.А.Лаврухина. – СПб., 2000.
36.Выготский Л.С. Психология искусства. – СПб.: Азбука, 2000. – 410 с.
37.Габричевский А.Г. Морфология искусства. – М., 2002.
38.Гомбрих Э.Х. О задачах и границах иконологии. – Советское искусствознание. Вып.25, М, 1989.
39.Грабарь И.Э. Моя жизнь. Автомонография. Этюды о художниках. – М., 2001.
40.Дворжак М. История искусства как история духа. – СПб.: Акад.проект, 2001. – 336 с.
41.Ельчанинов В.А. Проблемы творчества в историческом познании и искусстве. – Томск, 1979.
42.Зедльмайер Г. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства. – СПб.: Аксиома, 2000. – 272 с.
43.Лазарев В.Н. История византийской живописи. – М.: Искусство, 1986.
44.Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. – М.: Искусство, 1980.
45.Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. Ст. и исслед. – М.: Наука, 1970.
46.Лазарев В.Н. Старые европейские мастера. – М.: Искусство, 1974.
47.Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. – М.: Искусство, 1972.
48.Леонардо да Винчи. Избранные произведения. – Т. 1.2. – М. – СПб, 2000.
49.Малевич К.С. Собр.соч. в 5-ти томах. Т.2: Статьи и теоретические сочинения, опубликованные в Германии, Польше и на Украине. 1924-1930. Т.3: Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой. Письма к М.О. Гершензону (1918-1924). – М.: Гилея, 2002.- Т.2 – 380 с. – 392 с.
50.Нехвядович Л.И. Пейзажная живопись Алтая 1960-1970-х гг. Барнаул,2004.
51.Панофский Э. К истории понятии в теориях искусства от античности до классицизма. / Пер. с нем. – Изд. 2-е, испр. – СПб.: Андрей Наследников, 2002. – 237 с. – (Классика искусствознания).
52.Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. – М.: Искусство, 1998. – 362 с.
53.Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования. – М.: Сов.художник, 1980. – 262 с.
54.Сарабьянов Д.В. Русская живопись конца 1900 – начала 1910-х гг. Очерки. – М.: Искусство, 1971.
55.Сарабьянов Д.В. Русская живопись начала ХХ в. (Новые направления). – Л.: Аврора, 1973.
56.Сарабьянов Д.В. Русская живопись. Пробуждение памяти. – М.: Журн. «Искусствознание», 1998. – 431 с.
57.Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. – М.: Искусство, 1989. – 293 с.
1958.Степанская Т.М. Описание и анализ памятников. – Барнаул, 2000.
59.Степанская Т.М. Т.М. Степанская. Культурное наследие Сибири: избранные статьи и очерки. Барнаул, 2005
60.Суслов В.В. Очерки по истории древнерусского зодчества. – СПб., 1991.
61.Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. – М., 1991.
62.Философия русского религиозного искусства XVI-ХХ вв.: Антология. – М., 1993.
63.Флоренский П. Иконостас: Избр. труды по искусству. – СПб., 1993
64.Фромантен Э. Старые мастера. Бельгия – Голландия. – М., 1966
65.Хогарт У. Анализ красоты. – Л.: Искусство, 1987. – 254 с.
66.Шеллинг Ф. Сочинения в 2-х тт. – М., 1987.
67.Штелин Я. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Сост. К.В.Малиновский. – М., 1990.
68.Юлдашев Л.Г. Искусство: философские проблемы исследования. М., 1981. Искусство Древней Руси
69.Вздорнов Т.А. Истории открытия и изучения русской средневековой живописи XIX век. М., 1986.
70.Сохранение памятников церковной старины в России XVIII – начала ХХ в. Сборник документов. М., 1997.
71.Кызласова И.Л. Александр Иванович Анисимов. М., 2000.
72.Кызласова И.Л. История отечественной науки об искусстве Византии и Древней Руси. 1920-1930 годы. По Материалам архивов. М., 2000.