Эгейское ювелирное искусство

Эгейская культура включает в себя искусство Крита, Кикладских островов и Микен, отличающееся исключительным своеобразием. Возможно, в этом одна из причин того, что изделия эгейских ювелиров, впервые в мировой художественной культуре, вошли в моду в Древнем Египте в период Нового Царства (ХVI – ХI вв. до н. э.). Это было время наивысшего расцвета искусства Микен и Тиринфа, когда минойская и кикладская культуры переживали период медленного угасания.

Шкатулка. 16 век до н. э. Дерево, золото. Национальный музей, Афины

Обработка драгоценных металлов – одна из вершин культуры Крита (2800 – 1150 гг. до н. э.). Согласно древнему мифу именно сюда, на свою родину, Зевс в облике быка привез похищенную им дочь малоазийского царя Европу. В минойской культуре образ быка встречается часто, но по сравнению с месопотамским, условным и репрезентативным, он кажется живым и могучим. Вообще, в изображении животных минойские златокузнецы проявили поразительное мастерство. Удивительным динамизмом отличаются изображения быков на знаменитых сосудах из Вафио (Южная Спарта, позднеминойский период), привезенных с острова Крит. Пекторальные фризы с фоном (верхняя оболочка сосуда) выкованы из цельной пластины золота. Из другого куска выкована вторая, внутренняя оболочка. Трактовка животных на обоих сосудах различна. Так, на одной чаше представлена сцена ловли диких быков. На другой

Чаша из Вафио. 15 век до н. э. Золото; чеканка. Высота 8 см. Национальный музей, Афины

они показаны как мирные и ручные, но полные жизненной энергии и напряжения. В отличие от месопотамских композиций, декор минойских чаш более уравновешен и одновременно более выразителен. Он построен по принципу созвучия контрастов. Огромным телам быков противопоставлены стройные фигуры людей, силуэты деревьев и разнонаправленные головы животных; большие поверхности противопоставлены мелким деталям: волнообразные линии земли и деревьев, характерные для критского искусства, подчеркивают впечатление от композиции в целом.

К наиболее ранним из известных украшений относятся изделия из Моклосского клада (2200 г. до н. э.). Это довольно простые вещи: среди них головной обруч с «глазками», выполненными пунктирной чеканкой, шпилька для волос с «головкой» в виде цветка. Такими украшениями критянки, как и жительницы Ура, закалывали волосы.

Женский перстень-печатка. 15 век до н. э. Золото; резьба. Национальный музей, Афины

Среди вещей, относящихся к средиземноморскому периоду (1700 – 1600 гг. до н. э.) немало произведений очень высокого качества. Например, золотая подвеска из Маллии в виде двух пчел в геральдической композиции. Чрезвычайно интересно, что здесь орнаментирован не изобразительный мотив, а сюжет – процесс формирования сотовых ячеек.

Значительный круг памятников представляют печатки, известные в употреблении с 2500 г. до н. э. Сохранилось более 4000 отпечатков. Первоначально их носили на шее как подвески. В минойский период – преимущественно в виде колец. Возможно, печати использовали для нанесения рисунка на кожу (подобно татуировке) как оберег, предотвращающий вред. Часто печати с почти реалистической достоверностью воспроизводят ритуальные сцены – женские фигуры с обнаженными верхними торсами, тонкими талиями и подвязанными юбками в выразительных позах и жестах. Композиции перстней-печаток построены с поразительным чувством перспективы пространства.

Критские ювелирные изделия отличались таким художественным мастерством, что были предметом подражания в странах Ближнего Востока.

Настоящие сокровища «златообильных» Микен, как их назвал Гомер, были найдены археологами в царских

Кубок с орнаментом из осьминогов. 15 век до н. э. Золото; чеканка. Национальный музей, Афины

гробницах ХVI века до н. э. Они отличались необычайной пышностью и богатством – в загробную жизнь владык сопровождали щедрые дары: парадное оружие с рукоятями из слоновой кости, золотые кубки и чаши из горного хрусталя, великолепные кольцо и печати. Головы женщин венчали золотые диадемы, на руках сверкали перстни и браслеты.

Среди многочисленных золотых и серебряных изделий (общий вес 13,5 кг), найденных Генрихом Шлиманом в 1876 году при раскопках царского дворца и семнадцати шахтовых гробниц Микенах, истинным мировым шедевром ювелирного искусства признана «Маска Агамемнона», названная в честь царя ахейцев,

Погребальная маска. 16 век до н. э. Листовое золото; чеканка; гравировка. Национальный музей, Афины. Из гробницы V круга в Микенах.

который предводителя греков во время Троянской войны. И хотя Г. Шлиман ошибся в датировке и маска оказалась на 300 лет старше, чем он предполагал, этот памятник остаётся объектом пристального внимания исследователей. Как и другие микенские золотые погребальные маски, она отличается от знаменитой маски Тутанхамона отсутствие четкой портретной характеристики. Но, в то же время, она воспроизводит этнический тип и мимику персонажа.

Безупречную работу чеканного золота микенского периода демонстрируют нашивки на одежду умерших. Также как и в других произведениях их искусная пластика достигается синтезом формы и декора, находящихся в гармонической взаимосвязи.

Эти эстетические принципы видны и в других произведениях ювелирного искусства Крита и Микен – чаше с чеканным

Ритон в форме львиной головы. Листовое золото; ковка; гравировка. Национальный музей, Афины

спиральным орнаментом, голове тельца, украшенной «листочками», фигурке спящего льва, грива которого разделана «косичками».

В царских гробницах Микен встречалось немало критских ювелирных изделий, происхождение которых выдаёт характерный для минойской культуры волнистый характер узора. Обычно это сцены охоты, в которых участвуют как животные так и люди (кинжал, клинок которого декорирован сценой охоты кошки на уток у ручья, полного рыбы или охоты на львов).

Из серебряных микенских изделий очень интересен ритон в виде головы быка с большой розеткой на лбу, которая, по-видимому, символизирует Солнце. Основной мотив, очевидно, восходит к критской культуре.

Серебряный кубок, декорированный чернью и золотым травлением, найденный на Кипре в Энкоми, свидетельствует, о том что и для критских златокузнецов искусство их ближайших соседей представляло несомненный творческий интерес. Как видим, оба культурных центра взаимно влияли друг на друга. Хотя, как известно, более воинственные ахейцы имели в это время несомненное политическое превосходство.


Превью: Венок, Микены. Золото. Национальный археологический музей, Афины