Уже в первобытном мире люди испытывали потребность украшать не только предметы обиходы и своё жилище, но и себя. Из изделий этой эпохи до наших дней сохранилось лишь немногое.
В то время как к концу III тысячелетия, в эпоху бронзы в Египте достигла расцвета художественная культура Древнего Царства, а Месопотамии – шумерская цивилизация, племена, населявшие территорию Центральной Европы, сильно отставали от стран Средиземноморья.
Важным фактором развития прикладного искусства стало освоение обработки бронзы, зарождение металлургии, сначала в Анатолии, а затем на Кипре и Крите. В орнаменте с этих пор заметно преобладание абстрактных и геометрических мотивов над растительными. Изделия из металла значительно проще перевозить с места на место, что стимулировало рост товарообмена, а вместе с этим и обмен культурными традициями, техническими навыками и приёмами обработки, а также способствовало распространению декоративных мотивов. Господствовавший в
Средиземноморье критский флот осуществлял импорт драгоценного янтаря с Балтийского побережья на Адриатику, и экспорт бронзовых изделий и египетских фаянсовых бус.
Одновременно с освоением металла происходило и открытие камня как украшения. Так, со временем дорогой янтарь стали заменять гагатом. Украшения этого времени представлены ожерельем из бусин пластинок, гравированных геометрическими мотивами или пунктиром.
К ювелирным изделиям бронзового века относятся золотые вазы, декорированные горизонтальными узорами в виде желобков, различные массивные нагрудные металлические украшения: выполненные из широкого золотого листа с чеканным орнаментом и завершающиеся двумя дисками с чеканным узором; сделанные из витых золотых стержней; выполненные в форме полумесяца. Такие изделия были найдены в Ирландии и на севере Бретани.
О богатстве народов Центральной Европы в этот период свидетельствуют многочисленные золотые изделия – чаши (Андъяфёльде, Венгрия), чеканный шлем (Пояны-Коцофэнешти, Румыния).
Не меньшими сокровищами обладали народы Скандинавии и северной Германии, так, на территории Дании были обнаружены золотые сосуды со звериными головами, венчающими ручки и вазы с узором в виде концентрических кругов. Из изделий, выполненных из неблагородных металлов, интересны найденные в Швейцарии бронзовые браслеты, орнаментированные насечкой.
Железный век также оставил нам немало интересных памятников ювелирного искусства. Это и типичные для территории Центральной Европы золотые серьги и ожерелья с геометрическим орнаментом, и такие уникальные изделия, как золотая диадема из Вакса с фигурками крылатых коней. Предположительно созданная в Причерноморье, она представляет яркий пример греческого влияния.
Латенская культура (V – I вв. до н. э.) дала великолепные памятники кельтского искусства. Кельты имели постоянные торговые связи с древними государствами – Грецией и Этрурией, и кельтский орнамент синтезировал в себе средиземноморские растительные, местные абстрактные и восточные зооморфные и антропоморфные мотивы. Так образовался латенский узор с преобладанием анималистических и цветочных элементов, подчиненных ведущей изогнутой линии. Среди кельтских изделий из благородных металлов интересна посуда в форме больших чанов, состоящих из двух слоев серебряных пластин, украшенных чеканным узором. На внешней стороне размещались рельефные крупноголовые бюсты в окружении маленьких фигурок и крылатых грифонов, восходящих к восточным мотивам. Традиционный кельтский характер имеют найденные в Овере диски, выполненные из чеканной бронзы, покрытой золотым листом, прикрепленным ковкой. Кельтские монеты первоначально также испытывали сильное греческое влияние, однако со временем в их декоре начинают преобладать местные тенденции к стилизации. Так, вместо греческой колесницы кельты оставляют в узоре монет только особенно почитаемого ими коня. Другие металлические изделия кельтов, относящиеся к этому периоду – бронзовые сосуды с зооморфным декором, напоминающим украшения ахеменидских и египетских ваз, ажурные диски ручных зеркал (конец I в. до н. э.), подтверждают предположение, что кельты сохраняли своеобразие своего искусства вплоть до римского завоевания в начале
I века н. э.
Хронологические границы эволюции искусства степных кочевников весьма условны. Многие находки датируются VIII – II вв. до н. э. Также неопределенны и географические границы. Принадлежащие этой культуре металлические изделия встречаются от Черного моря до Байкала. Скифы пришли с берегов Каспия и обосновались в южных областях России (Украина, Поволжье) VIII веке до н. э. Они поддерживали контакты с греческими колониями в Крыму и ощутили также влияние культур древнего Востока. В искусстве скифов поражает реалистичность и динамизм композиций, отличающихся преимущественно анималистическими мотивами.
Вершиной скифского искусства, по общему признанию, считаются золотые и бронзовые украшения в «зверином стиле». Декоративное решение их ювелирных произведений демонстрирует очевидную любовь к доступной роскоши. Это видно, например, в бляшках чеканного золота, инкрустированных янтарем и эмалью (VIII в. до н. э.).
Наиболее часто встречающиеся в скифском ювелирном искусстве персонажи – конь и олень – изображались то реалистично, то стилизовано. Возможно, это связано с верованием, согласно которому олень сопровождал души умерших в потустороннее царство.
Сарматы, которых считают выходцами из Ирана, обосновались в бассейне Волги где-то к V веку до н. э. Из памятников ювелирного искусства, принадлежавших их культуре, сохранились поясные бляхи ажурного золота со сценами охоты и борьбы животных. Уникальный комплекс женских украшений был обнаружен на юге России, в захоронении сарматской царицы (I – II вв.). В числе искусно выполненных изделий – венец с ажурными фризами, где изображены грифоны, ваза с ручкой в виде фигурки оленя, флакон, игольник и круглая коробочка для благовоний.
Эпоха великого переселения народов «разнесла» по миру и перемешала между собой памятники искусства доисторических культур.
Превью: Чаша из Вафио. 15 век до н. э. Золото; чеканка. Высота 8 см. Национальный музей, Афины