В древности на американском континенте существовало несколько цивилизаций. Богатейшая культура
племени майя, обитавшего на территории современной Гватемалы и юго-восточной Мексики, по-видимому, оказала наибольшее влияние на соседние народы. Достоверные, но скупые сведения о них даёт только археология, поскольку все документы были уничтожены испанцами, во время колонизации Америки.
В Центральной Америке наиболее значительные в культурно-историческом отношении области находились на территории центральной и южной Мексики (племена и народности тольтеков, миштеков, астеков, ольмеков, тотонаков и сапотеков), Юкатана, Гватемалы и Гондураса (маня). В Южной Америке центры развитой культуры образовались на территории Колумбии (чибча-муиска), Перу, Эквадора, Боливии и северной части Чили (племена мочика, аймара и кечуа).
На территории Центральной Америки к рубежу н. э. образовались четыре направления в изобразительном искусстве, соответствовавшие сложившимся в то время племенным объединениям: майя, ольмеков, тольтеков и санотсков.
Представления об искусстве Доколумбовой Америки связаны с легендой о золотом человеке Эльдорадо. Испанцы долго искали его, но безрезультатно – все обнаруженные статуи оказались только позолоченными. Колонизаторы также переплавили почти все американское золото, которое сумели найти в украшениях и других изделиях. Поэтому дошедшие до нас памятники ювелирного искусства этих культур очень малочисленны, но тексты испанских документов рассказывают о поразительном мастерстве местных ремесленников.
Золото на американском континенте начали обрабатывать с IX в. до н. э. (Перу), а серебро с V в. до. н. э. Примерно с конца VI в. до н. э. уже известны были холодная ковка, чеканка, штамповка на деревянной основе, резьба, гравировка, плавка. Много позже, в эпоху чиму (до 1000 г.) была освоена техника накладки золота и серебра на медь. Высочайшим качеством характеризовалась обработка металлов достигла в
Перу, Колумбии и соседних государств.
Мексика и территории Центральной Америки значительно отставали от них. Однако и здесь работало немало замечательных мастеров, о чем говорят находки археолога А. Касо, сделанные им в 1932 году в седьмой гробнице Монте-Альба. Среди них исполненное благородной простоты ожерелье из тридцати девяти бусин в форме зубов ягуара и колокольчиков, большая пектораль из пластинок, покрытых густым узором, состоящим из нескольких рядов: сцены игры в мяч, солнце, бабочка – символ неба, пасть чудовища – символ земли. Завершают всю композицию тройные колокольчики. В этом захоронении также были найдены и другие пекторали, диадема из золотых перьев, серьги, ожерелья, браслеты и перстни. Судя по их декору, мотив колокольчика был очень
распространенным. Всего археологами было извлечено около 500 предметов.
Из всех многочисленных памятников искусства и культуры народов Центральной Америки произведения ювелирного мастерства менее всего сохранились, что объясняется тем, что почти все украшения и предметы из драгоценных металлов погибли в плавильных горшках испанских завоевателей.
Немногочисленные ювелирные изделия Мексики, находящиеся в настоящее время в музеях, сохранились только благодаря тому, что они были погребены с умершими задолго до появления в стране испанцев. Естественно, что полного впечатления о древнемексиканском ювелирном ремесле по этим остаткам составить мы не можем. Большинство этих изделий отлито способом «потерянного воска»: ожерелья, подвески, серьги, нагрудные пластины и др. Все они отличаются тонкостью моделировки и изяществом исполнения. Такова, например, прекрасная золотая нагрудная пластина из Монте Альбана. Очень интересны найденные в «священном колодце» Чичен-Ицы небольшие золотые диски. На них вычеканен ряд боевых сцен, изображающих завоевание Чичен-Ицы тольтеками. Диски эти, очевидно, были выполнены значительно позже изображаемых событий, так как в пропорциях фигур, в композиции и орнаменте уже явственно чувствуется влияние тольтекского искусства.
Уникальным собранием памятников колумбийского ювелирного искусства располагает Музей золота в
Боготе. В этой коллекции есть антропоморфные нагрудные украшения культуры кимбая (около V века) из района Толимы, состоящие из золотых пластинок с резным рисунком. Там имеются также тонкие ажурные кольца для носа из Долина реки Сину, выполненные литьем по восковой модели, ожерелья, ложки, колокольчики, пинцеты для удаления волос, фигурки животных, декоративные булавки для одежды, зооморфные фигурки из тонкого листового золота, склепанного по краям. Колумбийские ювелиры умело использовали сплав золота с медью – «тумбага».
Изделия из него золотили, предварительно «проклеивая» соком какого то, неизвестного нам растения, а затем нагревая. Похожую технологию использовали и в Древнем Египте.
Замечательные произведения из золота производили в Перу. Здесь достигли особого мастерства в чеканке, производя самобытные изделия – пинцеты для удаления волос в виде человеческой фигурки, расположенной между двумя животными, украшенными напайным орнаментом.
Эквадор, поставщик золота в Колумбию и Перу, – первая страна, открывшая и начавшая обработку платины.
Богатые месторождения серебра стимулировали развитие художественной обработки этого металла, особенно в технике чеканки.
Среди других изделий интересны статуэтки и украшений народа чиму из сплава золота и серебра.
Испанское завоевание набросило на древние культуры Америки лишь тонкую пелену цивилизации, не могущей скрыть их самобытное искусство.