Ювелирное искусство дороманской Европы

Узорчатое «жесткое» ожерелье из пяти концентрических кругов. Фрагмент. Не ранее 6 века н. э. Золото; филигрань, зернь. Государственный исторический музей, Стокгольм. Основу составляют несколько полых трубочек, согнутых в форме эллипса и наложенных одна на другую. Состоит из двух частей и закрепляется сзади

После распада Западно-римской империи в 476 году на её территории возник ряд самостоятельных, но недолговечных государств. Основу их населения составляли вторгшиеся в Европу с востока «варварские» племена, по преимуществу германского происхождения – франки, вестготы, остготы, лангобарды, англы и саксы. Все они имели свои многовековые художественные традиции. В соприкосновении с классическим наследием античности они не только не утратили своих традиций, но, напротив, обогатились культурными заимствованиями из искусства стран Переднего Востока. Населявшие к тому времени часть современной Франции и

Британские острова кельты также создали глубоко самобытное искусство. Его отличительные черты – доминирование абстрактного орнамента, почти полное отсутствие реалистических изобразительных мотивов. Фантастические мотивы воплощались в сложных сплетениях узоров.

С конца 5 и до конца 8 веков главную роль играли художественные традиции «варварских» народов, где

Подвеска из Содебрю. 4 — 6 век. Золото; филигрань. Государственный исторический музей, Стокгольм. Изделие могло служить амулетом или ценным даром при заключении соглашений между верховными вождями в Скандинавии в этот период. Один изображен в состоянии шаманского экстаза, с закинутыми назад ногами. Найдена на острове Уппланд

орнаментально-декоративные формы отличались чрезвычайным богатством, динамизмом и особенной экспрессивностью композиций. Художественная обработка металла, украшенного вставками драгоценных камней, цветного стекла или эмалями, достигла очень высокого уровня. Такие изделия «полихромного стиля» находят в погребениях на территориях от берегов Черного моря до Британских островов.

Драгоценные украшения были связаны с древней магией и выполняли функцию знаков отличия королей и вождей, свидетельствующих об их богатстве и могуществе. У германских племен, как и у других народов времен великого переселения,

Фибула из Виттислингена. Около 625 г. Золото, серебро, гранаты. Длина 16 см. Национальный музей ранней истории Баварии, Мюнхен

бытовали подвески из благородных металлов, украшенные цветными и резными камнями, эмалью, чернью, филигранью, зернью, рельефными и живописными изображениями. Установлением христианства драгоценные изделия стали широко использоваться для оформления богослужения (чаши, кресты, оклады церковных книг) и как вотивные предметы. К ним относятся бляшки паломников раннего средневековья, мощевики в форме креста и ларчики – футляры.

Среди изделий «полихромного стиля» чаще всего встречаются фибулы – застежки

Корона Германской Империи. Около 960 — 980 гг. Золото, самоцветы, жемчуга, перегородачтая эмаль. Высота 15,6 см; диаметр 20,9 х 22,2 см. Художественно-исторический музей, Вена

для платья, поясные пряжки, украшенное оружие и утварь. Для их декоративного убранства характерно сочетание золота или бронзы с гранатами и рубиново – красным стеклом. Из многочисленных сохранившихся круглых золотых фибул самыми интересными считаются украшенные филигранью и кабошонами, а также фибулы в виде вписанного в круг орла с распростертыми крыльями.

Сложные орнаментальные переплетения и звериный стиль, характерные для искусства викингов, восходят к китайской культуре и были принесены в Европу скифами. Таково происхождение знаменитых драконов викингов. Викинги знали техники золотой и серебряной насечки, которыми украшали булатные мечи, перегородчатые эмали и филигрань. По-видимому, многое они заимствовали у кельтов Центральной Европы.

Вотивный крест Агилульфа. 6 — 7 век. Золото, жемчуг, драгоценные камни. Музей собора и Капитулярная библиотека собора Монц. Датируется примерно 600 годом. Декоративное богатство и композиционная четкость предполагают византийское происхождение креста, что не исключает возможность его создания в мастерских Севера Италии

Из уцелевших произведений ювелиров Галлии периода Меровингов наиболее ценны сокровища лангобардского короля Агилульфа и королевы Теодолинды в соборе Монцы (Италия). Среди них книжный оклад ювелирной работы в технике

Переплет Евангелия. Фрагмент. 7 век. Листовое золото, жемчуг, драгоценные камни. Музей собора и Капитулярная библиотека собора Монц. В декоре сочетаются античные, византийские и варварские мотивы. Дар папы Григория Великого королеве лангобардов Теоделинде

перегородчатой эмали с античными камеями, свидетельствующими о влиянии искусства Византии и классической античности.

В период Меровингов обогатились формы традиционных фибул. Появились инкрустированные дисковидные и «звериные» фибулы из благородного металла, которые носились попарно. Они оказали влияние на фибулы каролингского времени, как и меровингское ювелирное дело в целом, представлявшее часть каролингской культуры. Особенного расцвета ювелирное дело достигло во времена франкского короля Дагоберта (629 – 639 гг.). Старинные хроники повествуют о том, что во главе придворной мастерской стоял королевский казначей и руководитель монетного двора епископ Элигий (583 – 665 гг.), впоследствии причисленный к лику святых и провозглашенный патроном золотых дел мастеров.

Выдающиеся произведения ювелирного искусства были созданы мастерами империи Каролингов, такие как императорская корона из сокровищницы в Вене, крест испанской работы 808 года из собора Овьедо.

В раннем средневековье и мужчины, и женщины, и дети с равным удовольствием носили кольца. В этом виде украшений бытовали все виды древних техник золотого и серебряного дела. В декоре колец доминировало восточно-римские орнаментальные традиции – украшенные зернью и филигранью, эмалями или сферическими камнями.

К франко-оттоновскому времени относятся церемониальные кольца – сферический камень в высокой филигранной оправе с зернью. Их носили высокопоставленные светские и духовные лица.

Дороманская культура создала основу для всего искусства западного средневековья.


Превью: Брошь цилиндрической формы. Бронза серебро; позолота, чернь. Государственный исторический музей, Стокгольм. Такие украшения использовались только женщинами острова Готланд в эпоху викингов для скрепления накидок спереди.