После распада Западно-римской империи в 476 году на её территории возник ряд самостоятельных, но недолговечных государств. Основу их населения составляли вторгшиеся в Европу с востока «варварские» племена, по преимуществу германского происхождения – франки, вестготы, остготы, лангобарды, англы и саксы. Все они имели свои многовековые художественные традиции. В соприкосновении с классическим наследием античности они не только не утратили своих традиций, но, напротив, обогатились культурными заимствованиями из искусства стран Переднего Востока. Населявшие к тому времени часть современной Франции и
Британские острова кельты также создали глубоко самобытное искусство. Его отличительные черты – доминирование абстрактного орнамента, почти полное отсутствие реалистических изобразительных мотивов. Фантастические мотивы воплощались в сложных сплетениях узоров.
С конца 5 и до конца 8 веков главную роль играли художественные традиции «варварских» народов, где
орнаментально-декоративные формы отличались чрезвычайным богатством, динамизмом и особенной экспрессивностью композиций. Художественная обработка металла, украшенного вставками драгоценных камней, цветного стекла или эмалями, достигла очень высокого уровня. Такие изделия «полихромного стиля» находят в погребениях на территориях от берегов Черного моря до Британских островов.
Драгоценные украшения были связаны с древней магией и выполняли функцию знаков отличия королей и вождей, свидетельствующих об их богатстве и могуществе. У германских племен, как и у других народов времен великого переселения,
бытовали подвески из благородных металлов, украшенные цветными и резными камнями, эмалью, чернью, филигранью, зернью, рельефными и живописными изображениями. Установлением христианства драгоценные изделия стали широко использоваться для оформления богослужения (чаши, кресты, оклады церковных книг) и как вотивные предметы. К ним относятся бляшки паломников раннего средневековья, мощевики в форме креста и ларчики – футляры.
Среди изделий «полихромного стиля» чаще всего встречаются фибулы – застежки
для платья, поясные пряжки, украшенное оружие и утварь. Для их декоративного убранства характерно сочетание золота или бронзы с гранатами и рубиново – красным стеклом. Из многочисленных сохранившихся круглых золотых фибул самыми интересными считаются украшенные филигранью и кабошонами, а также фибулы в виде вписанного в круг орла с распростертыми крыльями.
Сложные орнаментальные переплетения и звериный стиль, характерные для искусства викингов, восходят к китайской культуре и были принесены в Европу скифами. Таково происхождение знаменитых драконов викингов. Викинги знали техники золотой и серебряной насечки, которыми украшали булатные мечи, перегородчатые эмали и филигрань. По-видимому, многое они заимствовали у кельтов Центральной Европы.
Из уцелевших произведений ювелиров Галлии периода Меровингов наиболее ценны сокровища лангобардского короля Агилульфа и королевы Теодолинды в соборе Монцы (Италия). Среди них книжный оклад ювелирной работы в технике
перегородчатой эмали с античными камеями, свидетельствующими о влиянии искусства Византии и классической античности.
В период Меровингов обогатились формы традиционных фибул. Появились инкрустированные дисковидные и «звериные» фибулы из благородного металла, которые носились попарно. Они оказали влияние на фибулы каролингского времени, как и меровингское ювелирное дело в целом, представлявшее часть каролингской культуры. Особенного расцвета ювелирное дело достигло во времена франкского короля Дагоберта (629 – 639 гг.). Старинные хроники повествуют о том, что во главе придворной мастерской стоял королевский казначей и руководитель монетного двора епископ Элигий (583 – 665 гг.), впоследствии причисленный к лику святых и провозглашенный патроном золотых дел мастеров.
Выдающиеся произведения ювелирного искусства были созданы мастерами империи Каролингов, такие как императорская корона из сокровищницы в Вене, крест испанской работы 808 года из собора Овьедо.
В раннем средневековье и мужчины, и женщины, и дети с равным удовольствием носили кольца. В этом виде украшений бытовали все виды древних техник золотого и серебряного дела. В декоре колец доминировало восточно-римские орнаментальные традиции – украшенные зернью и филигранью, эмалями или сферическими камнями.
К франко-оттоновскому времени относятся церемониальные кольца – сферический камень в высокой филигранной оправе с зернью. Их носили высокопоставленные светские и духовные лица.
Дороманская культура создала основу для всего искусства западного средневековья.
Превью: Брошь цилиндрической формы. Бронза серебро; позолота, чернь. Государственный исторический музей, Стокгольм. Такие украшения использовались только женщинами острова Готланд в эпоху викингов для скрепления накидок спереди.