Ювелирное искусство Древнего Рима

В ранние века истории Рима его искусство не имело большого художественного значения. В отличие от греков, ценивших искусство из врожденной любви к прекрасному, римляне тянулись к роскоши. У них отсутствовала природная артистичность. Поначалу они продолжали традиции «деревенской красоты» (Тацит) этрусков. Затем испытали сильное воздействие греческой культуры. Немалая роль в формировании искусства метрополии играли римские провинции с их самобытной культурой коренных племен и народов. Несмотря на такую разнородность и относительную вторичность, благодаря широкому политическому влиянию Рима древнеримское искусство оказало влияние на культуры различных народов на огромной территории, завоеванной римлянами.

Браслет; I-II век, кристалл в оправе из золота и сардоникс

Золотой век Рима началась с установлением империи при Цезаре Августе (63 г. до н. э.- 14 г. н. э.). В течение нескольких десятилетий из небольшого провинциального города Рим превращается в политический, экономический и финансовый центр Средиземноморья, используя золотые запасы Испании и Галии, а также сокровища соседних территорий. По выражению современников Рим стал «плавильной печью для золота» Древнего мира.

Самым распространенным артефактом Древнего Рима была брошь, которая использовалась для скрепления одежды. Римляне использовали разнообразные материалы для своих украшений из обширных ресурсов по всему континенту. Хотя они использовали золото, иногда использовали бронзу или кость, а в более ранние времена — стеклянные бусины и жемчуг. Еще 2000 лет назад они импортировали сапфиры из Шри-Ланки и индийские бриллианты и использовали изумруды и янтарь в своих украшениях. В управляемой римлянами Англии, окаменелое дерево, называемое гагатом из Северной Англии, часто использовалось для изготовления украшений. Ранние итальянцы работали с необработанным золотом и создавали застежки, ожерелья, серьги и браслеты. Они также производили большие подвески, которые можно было наполнить духами.

Как и у греков, римские украшения часто предназначались для защиты от «дурного глаза», наносимого другими людьми. Хотя женщины носили множество украшений, мужчины часто носили только кольцо на пальце. Римские мужчины и женщины носили кольца с выгравированным на нем драгоценным камнем, который использовался с воском для запечатывания документов — практика, которая продолжалась в средневековые времена, когда короли и дворяне использовали тот же метод. После падения Римской империи ювелирные изделия были вывезены соседними странами и племенами.

Красноречивым памятником этой эпохи является гемма Августа (1 век н. э.). В середине верхней, наиболее

Гемма Августа. Рим, Ранняя Имперская Эра, 9-12 гг

важной части резной плакетки шириной 23 см изображена сцена коронации Августа. Голова императора показана в профиль и обращена к богине-покровительнице Рима, сидящей слева от него. И хотя патронесса находится в самом центре композиции, ее взгляд обращен в сторону императора, что подчеркивает его значение как богоподобного. Остальные персонажи, включая Тиберия, приемного сына императора, возвращающегося с победой из военной кампании, также смотрят на него. В композиции нетрудно угадать реминисценции рельефов греческой Классики. Возникают прямые ассоциации с рельефами фриза Парфенона на Афинском Акрополе. В постановке фигур и характере драпировок заметно влияние Эллинизма (Кратер Дервени). В нижней части плакетки, по контрасту с главной репрезентативной композицией, ритм более дробный. Солдаты и побежденные варвары воздвигают памятный знак победы, читаемый как символ императорской власти.

Рим, кольцо с гравированным драгоценным камнем, I век

Из золотых изделий сохранились преимущественно украшения, которые также выдержаны в характерном для римлян эклектическом стиле. Доминирует здесь влияние этрусской культуры. По сравнению с греческими и этрусскими изделиями римские ювелирные украшения тяжеловесны и пестры. До нас дошли в большом количестве золотые и серебряные перстни с резными портретами, шпильки для волос с фигурками Амура, Венеры или Ники. В Помпеях были найдены золотые браслеты, выполненные в форме змей в подражание грекам. Очень интересны браслеты в виде двух рядов полых полусфер из Боскореале. Большой популярность пользовались медальоны-подвески, восходящие к этрусским образцам, и серьги, особенно любимые римлянками. В соответствии с модой их часто надевали по нескольку штук одновременно, так что при движении женщины позванивали ими как колокольчиками. Купидоны, работающие с золотом. Деталь

Римские украшения из Помпеи

стенной росписи

Мерцание золота и его оптические эффекты стали важнее, чем сложность технического исполнения. Эти черты римского ювелирного искусства хорошо видны в колье из Помпей (до 79 г. н. э.). Изумруды и перламутр свободно располагаются на цепочечной основе, как будто разбросанные по ней. Та небрежность и в оправах. Колье не имеет ясной и четкой конструктивной основы, как это было у греков в классический период. Как в эпоху эллинизма, и даже в еще большей степени, декоративный аспект становится важнее композиционной выстроенности целого.

Геммы, в результате восточных и эллинистических влияний, используются римлянами не только в ювелирных украшениях. Ими декорируют обувь, оружие и чаши для питья. Эта форма стала особенно популярной после завоевания в 49 году Александрии, богатой резными камнями. Отсюда в Рим экспортировалось несметное количество драгоценных камней, гемм и жемчуга. Резные камни известны в Средиземноморском регионе с 1700 г. до н. э. Алмазные приспособления, возможно, использовались для их изготовления уже в Эллинистический период.

Резьба по аметисту с Каракаллой, около 212 г.

Предположительно вращающиеся инструменты для резьбы по камню происходят из Греции. Техника огневого золочения была изобретена в римские времена. Из золота приготавливалась паста, которая накладывалась на изделие из серебра, меди или бронзы. После этого предмет нагревался. Этот способ впервые был описан в I веке Плинием и Витрувием.

Основными материалами для изготовления украшений было золото, серебро и электрум; часто украшения изготовлялись также из бронзы и стекла. Использовались в украшениях и драгоценные камни: изумруды, голубые сапфиры, красные гранаты, опалы, очень редко — алмазы (бриллиантов в Древнем Риме не знали, а неогранённые алмазы не очень красивы). Большой популярностью со времён императора Августа стал пользоваться жемчуг, который в больших количествах завозился с Востока; жемчужное ожерелье было заветной мечтой каждой более или менее состоятельной женщины. Женщины скромного достатка носили украшения из агата, янтаря, кораллов или гагата, женщины из низшего сословия и рабыни — имитации драгоценных камней (например, изумрудов) или украшения из дешёвого цветного стекла.

Из золота и серебра римляне делали и скульптурные портреты. Так, известны золотой бюст Марка Аврелия (II век) и серебряный Люция Вера в доспехах. Оба отличаются великолепным мастерством

Большая Камея Франции, вторая четверть I века, пятислойный сардоникс

индивидуальных портретных характеристик.

Работа римских серебряников представлена изделиями парадного назначения и столовой посудой, дошедшими до нас в большом количестве. Это отдельные находки и целые клады, сделанные перед вражескими нашествиями. Самыми крупными и знаменитыми стали клады, найденные в Боскореале, Бертувилле, Гильдесгейме. Одни изделия из этих кладов интересны своими художественными достоинствами, другие дают представление о рядовой продукции.

В декоре серебряных изделий в целом преобладают сюжетные мотивы из мифологии, легенд, культовые вакхические, анималистического жанра и различные растительные орнаменты. Такова позолоченная серебряная чаша Афины (начало 1 века) из сокровищницы Гильдесгейма. Её центральную часть декорирует фигура богини в позе аналогичной той, в которой изображена богиня на гемме Августа. Края чаши декорированы гравированным растительным орнаментом из пальметт.


Превью: Золотой браслет с жемчугом изумрудами и сапфирами. Рим, III век. Британский музей