Ирландия
Древнейшие изделия из металла, обнаруженные в Ирландии, относятся к эпохе раннего бронзового века (ок. 2000 г. до н.э.) — украшения, котлы, ножи, лезвия топоров и др., изготовленные из меди и золота, позднее из бронзы (при производстве бронзы использовалось привезенное из Корнуолла олово). Среди ювелирных произведений — золотые лунулы (листовые нагрудные украшения с застежками), декорированные абстрактными геометрическими узорами (более 60 образцов). К эпохе позднего бронзового века принадлежат шейные кольца (торквесы) различной формы, например торквес из витой золотой ленты с застежкой (обнаружен близ Белфаста; Национальный музей Ирландии, Дублин) или широкий и плоский торквес с двумя декоративными дисками из Глениншина (графство Клэр). Как и некоторые торквесы, золотая застежка для плаща из Клонса (графство Монахан) в форме двух вогнутых дисков, соединенных полуциркульной трубкой, декорирована орнаментом из концентрических кругов.
Среди типичных памятников, выполненных в стилистике средне- и позднелатенской эпохи (IV в. до н.э.- I в. н.э.),- ножны и покрытия для щитов, диски, ковши, а также ритуальные трубы и др., в основном изготовленные из бронзы. Для них характерно применение абстрактного спиралевидного орнамента, который покрывал поверхность изделия наподобие сетки. Аналогичная декорация сохранилась на костяных пластинах из Лохкрю (графство Мит) (I в. по Р. Х. (?)) и на ряде памятников камнерезного искусства, которые датируются периодом между II в. до н.э. и V в. н.э.
Произведения латенской культуры в Ирландии, в основном обнаруженные на севере острова, близки к памятникам из Британии, но представляются более примитивными. В их декоративной обработке заметна эволюция от комбинаций несложных спиралей до причудливого орнамента, включающего зооморфные мотивы (птичьи головы) и плетенку. Большинство латенских произведений из Ирландии не поддаются точной датировке, так как их, как правило, находят вне археологического контекста (случайные находки в болотах, вотивные приношения в реках и т. д.). Одним из ранних произведений ювелирного искусства является золотой на железной основе торквес, обнаруженный в болоте близ Клонмакнойза. Торквес близок к континентальным украшениям эпохи Латен B2 (IV-II вв. до н.э.). Среди известных произведений — т. н. корона Питри (I-II вв. н.э. (?); Национальный музей Ирландии, Дублин), ритуальный головной убор. Корона состоит из бронзовой ленты сложной конфигурации, к которой с помощью заклепок присоединены 2 чаши, охватывавшие голову, и конические рога (сохранился 1 рог). Все детали короны украшены спиралевидным орнаментом (оконечности спиралей оформлены в виде птичьих голов) с выемками, ранее содержавшими эмалевые вставки.
Среди изделий из золота известны предметы, входящие в состав Бройтерского клада (обнаружен в 1896 на территории графства Лондондерри), — модель лодки с веслами и мачтой, чаша, витое шейное кольцо, ожерелья и торквесы. Более сложными орнаментами из спиралей, концентрических кругов и плетенки украшены раннесредневековые произведения (находки из графства Мит — бронзовая пряжка из краннога Лагор (VII-VIII вв.) и бронзовое со стеклянными вставками дверное кольцо из Донора (нач. VIII в.)). В этот период получили распространение фибулы (известно более 50), среди которых тонкостью отделки и богатством орнамента выделяется т. н. брошь из Тары (ок. 700), изготовленная из посеребренной бронзы и
украшенная вставками из золота, янтаря и хрусталя. Заметное в подобных произведениях стремление заполнить всю доступную поверхность, а также филигранные золотые вставки обычно приписывают англосаксонскому влиянию. Сложный орнамент и зооморфные детали (львиная голова на кольце из Донора) сближают их с оформлением т. н. Книги из Дарроу (кон. VII — нач. VIII в.).
В раннесредневековых юридических трактатах неоднократно упоминается о квалифицированных кузнецах, литейщиках и ювелирах, которые пользовались привилегированным положением в ирландском обществе (см.: Kelly F. A Guide to Early Irish Law. Dublin, 20055. P. 62-63). Следы литейных и ювелирных мастерских обнаружены при раскопках резиденций правителей, например в укреплении Гаррейнс (графство Корк) и в кранноге Лагор. Однако самые известные произведения были созданы мастерами, работавшими по заказам церковных учреждений. В этот период особенно ценились яркие, красочные и блестящие изделия, при изготовлении которых использовались техники литья, гравировки и резьбы по металлу, применялись вставки из разноцветных эмалей и стекла (техника миллефиори). Для предметов церковной утвари характерна полихромность, достигавшаяся благодаря использованию разных металлов (золота, серебра, бронзы, меди, олова) и усложненному филигранному орнаменту. Клад, обнаруженный в 1868 г. в Ардаге (графство Лимерик), состоял из большой серебряной чаши (потира) с 2 ручками, малой чаши из бронзы и 4
фибул, вероятно, входивших в состав церковного облачения. Широкая серебряная чаша (VIII в.) отличается контрастом между полированной серебряной поверхностью и деталями, выполненными в технике филиграни из нескольких слоев золотой проволоки с использованием вставок из бронзы, олова и эмалей.
Обнаруженный в 1980 г. клад из Дерринафлана (графство Типперэри; VIII-IX вв.) состоял из патены (дискоса), сита с длинной ручкой, чаши и обода неясного предназначения, прикрытых бронзовым котелком. Орнаментальные пояса на чаше и патене включают не только плетенку, но и условные изображения коленопреклоненных человеческих фигур и животных.
В Британии раньше получают распространение полихромные изделия из серебра или золота, украшенные вставками эмали и цветных камней.
Богатейшей находкой произведений ювелирного искусства саксов является раскопанное в 1933 году в Южной Англии в Сеттон-Ху погребение в корабле, датируемое 625-633 годами.
В нем были найдены предметы бытовой утвари, а также многочисленные изделия из золота со вставками эмали и камней. Полагают, что это захоронение короля Восточной Англии Рэдвольда (ум. 624), главы одного из восьми королевств, на которые были поделены завоеванные англосаксами земли. Такие захоронения в кораблях были распространены также в Скандинавии, но по своим размерам корабль в Сеттон-Ху превосходит найденные в Скандинавии. По характеру погребенных предметов захоронение это типично для языческих обычаев, вполне соответствуя описанному в «Беовульфе» обряду похорон отца Беовульфа Скальда.
Однако, при всем языческом характере захоронения, в Сеттон-Ху были найдены и предметы, явно связанные
с христианской верой, — ложки с именами «Савл» и «Павел», изображения «Даниила во рву львином». Беда Достопочтенный рассказывает, что Рэдвольд принял крещение, но затем отказался от христианства и вернулся к язычеству и что он поместил в храме два алтаря — один, посвященный Христу, другой для языческих обрядов. Подобное смешение язычества и христианства не является исключением для этого времени. Так, например, ларец англосаксонской работы, облицованный резными пластинами из моржовой кости (VII в., Лондон. Британский музей), украшен изображениями из истории персонажа Скандинавских саг кузнеца Вёланда, с которыми соседствует сцена «Поклонение волхвов».
Несколько позднее техника полихромного ювелирного искусства проникает и в Ирландию, где широко используется для изготовления предметов церковной утвари. Примером может служить знаменитая серебряная чаша
из Ардага (конец VIII в.), украшенная вставками золота, цветного стекла, эмали и сложнейшим филигранным орнаментом.
Примером характерного совмещения лишенных декора участков поверхности с орнаментальными вставками (панели и округлые выпуклости со спиралевидным и с плетеночным орнаментом, а также антропоморфные изображения) является алтарный крест из Туллилоха (графство Роскоммон; VIII-IX вв.), изготовленный из бронзовых листов на деревянной основе. Редким образцом изображения людей в раннесредневековом ювелирном искусстве является бронзовая накладка на книгу или реликварий со сценой Распятия, обнаруженная в Раннагане (графство Уэстмит; VIII в.). Изображения Христа в тунике, воинов и ангелов выдержаны в условной манере, одежды персонажей и поверхность креста покрыты орнаментом.
Реликварии
В раннее средневековье широкое распространение получили реликварии. Как правило, реликварий состоял из бронзовых панелей на деревянной основе, его форма варьировалась в зависимости от содержимого; в реликварии могли помещать крупные железные или бронзовые колокольчики, книги, посохи, предметы одежды. Среди самых ранних образцов — фрагменты небольшого бронзового реликвария в форме церкви из Клонмора (обнаружен в р. Блэкуотер, графство Арма), украшенного спиралевидным орнаментом и вставками из синего стекла (кон. VII в. (?); Ольстерский музей, Белфаст).
Хорошей сохранностью отличаются 2 небольших реликвария в форме дома — из Имли (Музей изящных искусств, Бостон) и из аббатства Сан-Сальваторе (пров. Сиена, Италия). Поверхности этих реликвариев полностью покрыты геометрическим орнаментом с крупными медальонами; гребень «крыши» оформлен «коньками» в виде стилизованных птичьих голов. Подобные реликварии в форме церкви, которые, вероятно, были похищены викингами из ирландских церковных поселений, обнаружены в скандинавских погребениях (напр., 2 реликвария в Музее естественной истории и археологии, Тронхейм).
Среди ранних произведений выделяется бронзовый реликварий в виде пояса со вставками из серебра, синего и белого стекла, красной и желтой эмали, украшенный англосаксонским зооморфным орнаментом (VIII в.; обнаружен в болоте Мойлох, графство Слайго). Характерную прямоугольную форму имеют реликварии, предназначенные для хранения книг, их особенностью является большой крест на лицевой стороне. Самым ранним считается бронзовый реликварий из оз. Лох-Кинейл (графство Лонгфорд; нач. IX в.). На лицевой панели, покрытой спиралевидным орнаментом, помещен сложной формы крест с 5 округлыми объемами и 4 медальонами между «рукавами» креста. Среди более поздних образцов — «Евангелие Молассе» (Soiscél Molaisse; реликварий IX в., оформление нач. XI в.), где крупный кельтский крест делит лицевую панель на ряд компартиментов, заполненных пластинами с прорезным орнаментом и со стилизованными изображениями евангелистов, а также реликварий для Миссала Стоу (1-я пол. XI в., добавления до XIV в.); его серебряные пластины покрыты растительным орнаментом, совмещенным с фигурами людей и животных.
В XI-XII вв. ирландское ювелирное искусство претерпело изменения под скандинавским и континентальным (романским) влиянием. Сложный зооморфный орнамент, восходящий к урнесскому стилю, совмещался с традиционными спиралями и плетенкой. Образцом подобной декорации является реликварий колокола св. Патрикия, изготовленный ок. 1100 г. в Ард-Махе. О времени и об обстоятельствах создания реликвария сообщается в надписи, помещенной на оборотной стороне: «Молитва за Домналла О`Лохланна, благодаря которому сделан этот колокол, и за Домналла, наследника Патрикия, у которого он был сделан, и за Каталана О`Маэлхаллана, хранителя колокола, и за Ку Дулига О`Инманена с его сыновьями, которые украсили его». Составляющие реликварий 4 панели в форме трапеции имеют различное оформление. В декорации передней панели доминирует вписанный в прямоугольник крест с крупными вставками из хрусталя и полудрагоценных камней. Поверхность разделена на компартименты, заполненные филигранным орнаментом, в котором плетенка и спирали сочетаются с мотивами скандинавского происхождения. Поверхность боковых панелей декорирована растительным орнаментом, крепления колец для ношения реликвария сделаны в виде крупных медальонов. Заднюю стенку покрывает крестообразный геометрический орнамент, округлое навершие в духе урнесского стиля орнаментировано сложным растительным рисунком, сочетающимся со стилизованными фигурами птиц. Полихромность достигается за счет наложения прорезных серебряных, частично позолоченных орнаментальных панелей на бронзовую основу, а также вставок из разноцветных камней. Как и многие другие ирландские реликварии, до XIX в. колокол св. Патрикия передавался по наследству в роду хранителей святыни (семейство О’Меллан), после чего был выкуплен и подарен Королевской Ирландской академии (ныне хранится в Национальном музее, Дублин).
К XI-XII вв. относится ряд посохов-реликвариев, в т. ч. посох из Клонмакнойза и посох из Лисмора, изготовленный мастером Нехтаном по заказу епископа и аббата Ниалла Мак Аэдукана (ум. 1113). Как и в других посохах, здесь украшены изогнутое навершие, перехват посередине и остроконечная нижняя часть, покрытые плетенкой и скандинавским зооморфным орнаментом с округлыми выпуклыми вставками из белого и синего стекла.
Нехарактерным для ирландских реликвариев антропоморфным обликом отличается реликварий для мощей св. Лахтана в форме руки (ок. 1120). Поверхность реликвария, расчлененная прямоугольными компартиментами, украшена растительным орнаментом со скандинавскими мотивами и дополнена декоративными золотыми и серебряными накладками. Особую известность получил процессиональный крест из Конга (2-я четв. XII в.), изготовленный по заказу правителя Тордельбаха О`Конхобара для хранения частицы Св. Креста. Реликвия была помещена под вставкой из полукруглого куска горного хрусталя в средокрестье, которая выделялась величиной на фоне других вставок из разноцветного стекла, эмали, драгоценных камней и хрусталя, размещенных на «рукавах» креста. Бóльшая часть поверхности покрыта позолоченной серебряной филигранью на бронзовой основе. Орнамент с раститель