Ювелирное дело занимает одно из главных мест среди художественных ремесел готической эпохи. К сожалению, большинство ценнейших предметов исчезло, если не считать изделий культового назначения частично уцелевших, несмотря на войны и другие бедствия. Многие предметы, известные нам по документам, подверглись переплавке в тяжелое время или были попросту уничтожены в годы крестьянских восстаний, войн и революций. Ювелирные изделия светского назначения нам почти неизвестны, но мы знаем о них по различным изображениям. В баптистерии собора св. Марка в Венеции имеется мозаика «Пир у Ирода», датируемая 1342—1354 гг. Мы видим на ней стол, покрытый белой скатертью с красным и синим растительным узором, на столе стоят серебряные блюда, золотые чаши и кувшины, стеклянные кубки. Мы вправе сделать вывод, что в обиходе монархов и феодальной знати существовали подобные, ныне утраченные изделия.
В этот период художественные центры имелись не только при монастырях; ювелиры из мирян процветали
уже до правления Людовика IX. Они основали одну из главных парижских ремесленных корпораций, ответвление которой — «Братство Святого Элигия» — сохранило в названии память о знаменитом ювелире короля Дагобера. Фламандец Гийом де Рюбрюки, посланный к монгольскому хану, по прибытии ко двору восточного владыки встретил там парижского ювелира Гийома Буше, уже давно работавшего при ханском дворе, вызывая восхищение новых покровителей созданием золотого автомата.
Несколько лучше ситуация с памятниками культового назначения, к которым современники отнеслись с большим пиететом. Особенно пострадали светские произведения. О них мы знаем по различным сохранившимся изображениям и документам.
Готические мастера широко обращались к ярким образам и представлениям, порожденным народной фантазией. Одновременно в их искусстве сильнее, чем в романском, сказывалось влияние более рационального восприятия мира, прогрессивных тенденций идеологии того времени. В целом готическое искусство, отражавшее глубокие и острые противоречия Эпохи, было внутренне противоречиво: в нем причудливо переплетались черты реализма, глубокой и простой человечности чувства с набожным умилением, взлетами религиозного экстаза.
С изменением социальной структуры общества в Европе, в результате появления рыцарского сословия, сделавшего средоточием своих интересов культ служения прекрасной даме и возвышенную любовь, значительно изменился характер ювелирных изделий, особенно украшений. Одними из первых новациям подверглись костюмные украшения – застежки. Вместо них женщины стали использовать изящные аграфы, соединяющие отвороты шейного выреза. Такие подарки рыцарей своим возлюбленным часто украшались любовные надписями и девизами. В декоре этих предметов часто встречаются мотивы сплетенных рук, пронзенных сердец, цветов, ключей или хрупких ажурных венков из листьев. В ХIII веке преобладают аграфы из золота, а позже – серебряные «череночки», как их первоначально называли в Германии.
Во времена готики знаком интимных отношений стало и кольцо. Здесь также доминируют мотивы сплетенных рук и пылкие изречения. Широкое распространение имели кольца с религиозной тематикой, выполненной гравировкой.
Особые кольца вручались Церковью высшим иерархам при вступлении в должность– епископские или
пастырские кольца. Они известны с Х века. Как правило, их носили поверх перчатки, на безымянном пальце правой руки. В позднем средневековье кольца как украшения входят в моду, тогда и благородное дворянство, и зажиточное бюргерство, и высшее духовенство носят по несколько колец одновременно. С ХII века носить пастырские кольца разрешалось некоторым, а с ХV века всем настоятелям. Вплоть до позднего средневековья пастырское кольцо представляло кабошон, позднее в окружении мелких камней. В ХV – ХVI веках появляются папские кольца, в массивной оправе из золоченой бронзы, с символами евангелистов и папскими регалиями. Сходную функцию выполняли серебряные кольца с изображениями святых и гравированными надписями, которые уносили из вечного города на родину благочестивые паломники. В готическую эпоху существовало множество колец-печаток, так как не только дворянство и рыцарство, но также бюргерство и даже крестьяне имели собственные гербы. С глубокой древности камни окружала атмосфера загадочной тайны. Как и звезды, камни по средневековым представлениям оберегали человека от болезней и несчастий. Известно, что Иван Грозный особенно почитал сапфир, так как ему приписывалось свойство защиты от ядов. Камни ценились за величину и насыщенность цвета, которые усиливали их охранительные возможности. В соединении с кольцом как древним символом власти и таинственной силы, камни в эту эпоху снискали самое широкое распространение.
Прекрасные образцы работы бургундских ювелиров ХV века представляют аграфы из золота с эмалями. Они
украшались сюжетными мотивами из Библии, изображениями сказочных животных и птиц, женскими образами и цветами. Для позднеготических аграфов характерен высокий эмалевый рельеф, преимущественно с религиозной тематикой декора. Но это не означает, что эти украшения носили только представители духовенства.
Тогда же, в позднеготический период, появляются серебряные поясные пряжки с рельефным узором, оттененным чернью и эмалью и тонким ажурным орнаментом из побегов и листьев.
Несравненно меньшее внимание готические ювелиры уделяли подвескам. Самые ранние из сохранившихся были круглыми и плоскими. Они украшались цветными драгоценными камнями, жемчугом и эмалью. Прежде всего, они отражали религиозные чувства их владельцев. Лишь с ХV века встречаются изделия иных, более пластичных очертаний. Самыми любимыми материалами были слоновая кость и перламутр, на которых вырезали рельефное изображение Христа или Мадонны с младенцем.
В произведениях ювелирного искусства готики четко проявляется влияние архитектуры и скульптуры. Авторитет архитектуры носит всеподавляющий характер, прикладные искусства уже не заимствуют ее мотивы, как это было в романскую эпоху, а непосредственно копируют архитектурные формы; так, например, рака св. Торэна из Эврё представляет собой миниатюрную модель готической церкви XIII в. Она сочетает в себе различные виды ювелирной техники: литье, штамповку, чеканку, золочение, гравировку, тиснение. Разнообразие фактуры и широкое применение ажурного декора придает изящество ювелирным
изделиям. В декор включаются и маленькие рельефные фигурки, иногда круглая скульптура, как, например, ангелы на короне из позолоченного серебра, которая около 1265 г. была принесена Людовиком Святым в дар доминиканскому монастырю в Льеже и после многократных переездов оказалась в Лувре. Скульптурные украшения имеются также на посохах из лиможской эмали со сценами «Благовещения» или «Коронования Марии», изготовлявшихся для епископов и аббатов. В числе таких произведений — и знаменитая своей пластической выразительностью статуэтка Богоматери из позолоченного
серебра, принесенная в дар аббатству Сен-Дени в 1339 г. Жанной д’Эвре, вдовой Карла IV Красивого (Париж, Лувр). По-прежнему используется и изящный филигранный завиток, который мы можем видеть в декоре позолоченного серебряного креста из Нейи (департамент Йонна), и креста из церкви Понтиньи (оба находятся в сокровищнице Санского собора).
В декоре оправ античных камей на цветных камнях: сапфире, аметисте, горном хрустале, и крестов излюбленным мотивом остается филигранный завиток.
Близка к ювелирной пластике чеканка монет, давшая немало настоящих шедевров из золота; таковы монеты с изображениями Людовика Святого на троне и геральдических животных: ягненка короля Иоанна II Доброго и леопарда Эдуарда Английского. Здесь, как и в геральдическом искусстве, вынужденная простота привела к особой выразительности.
Эмальерное искусство долины Мааса представлено первоклассными произведениями — например, реликварий св. Стефана (Нью-Йорк, Музей Метрополитен), созданный около 1220 г. Мастера, создававшие их, следовали принципам Никола из Вердена и при этом сохраняли верность романскому духу вплоть до второй половины XIII в. Однако французская и немецкая ювелирная пластика испытала воздействие готической архитектуры. На территории современной Бельгии, в находившейся под влиянием готического искусства Шампани, при церкви Нотр-Дам в Намюре существовала мастерская, во главе которой стоял прославленный художник — монах Гуго из Уаньи; эта мастерская создавала богатые и сложные многофигурные композиции, как, например, полиптих 1294 г. из церкви Истинного Креста во Флореффе из чеканного, позолоченного и черненого серебра (Париж, Лувр).
В конце XIII в. резьба по кости стала почти монополией Франции. В Париже изготовляли огромное количество самых разнообразных вещей церковного и светского обихода. Обязательной деталью убранства домашнего алтаря в богатых городских домах стало вырезанное из кости изображение Мадонны с младенцем; в XIV в. Мадонна стала напоминать светскую элегантную даму, кокетливо и нежно улыбающуюся своему сыну. Круглая скульптура из кости стилистически близка к монументальной скульптуре готических соборов, но сам материал, его податливость в обработке, красота полированной поверхности и то, что миниатюрная пластика стоит всегда близко к человеку, заставляло мастеров особенно тщательно прорабатывать детали, добиваясь наиболее изысканной художественной формы. Скульптуру из кости раскрашивали и снабжали ювелирными украшениями. Судя по дошедшим до нас памятникам, раскраска заключалась в нанесении тонкого цветного узора, который подчеркивал поверхность полированной кости. 3олотые или золоченые коронки и букеты из самоцветных камней дополняли миниатюрную скульптуру.
Очень значительна категория ювелирных изделий, которые предназначались для украшения светского костюма. Кроме колец, серег, аграфов и различных ожерелий, выполнявшихся средневековыми ювелирами с большим совершенством, неизменной деталью средневекового парадного костюма были разнообразные подвески, клейноды цехов, то есть геральдические изображения и знаки служебного назначения. Средневековый костюм не имел карманов, поэтому всевозможные мелочи — ключи, маленькие календари, записные таблички — подвешивались к поясам. Все эти вещи были тщательно украшены и снабжены декоративными застежками; дамы носили на поясах мелкие туалетные принадлежности.
Ювелирные изделия средневековой Франции, как и все произведения готического прикладного искусства, свидетельствуют о неизменной любви к яркой, пышной красочности. Украшения обычно усыпаны самоцветными камнями в виде кабошонов, причем наиболее ценились красные и золотистые камни; почти наравне с драгоценными камнями использовался горный хрусталь. Из него делали не только чаши, вазы и бокалы, но и отшлифованные в виде кабошона вставки в ювелирные изделия.
Все большее распространение получают прославленные лиможские эмали.
Продукция Лиможа разнообразна: жезлы, ларцы-реликварии, кресты, реликварии в виде головы и полуфигуры, книжные оклады, медальоны для украшения ларцов, как, например, медальон с сиреной из Лувра. Часто реликварии выполнялись в форме здания с островерхой кровлей — среди наиболее примечательных можно назвать реликварий св. Кальмина (Нант, Музей) и реликварий св. Вианция в церкви этого святого (департамент Коррез).
Очень интересны лиможские жемельоны – плоские чаши для ополаскивания рук. Тематика их декора чрезвычайно многообразна; религиозные сюжеты, куртуазные мотивы, музыкальные концерты, сцены охоты и поединки, геральдические орнаменты. Фоном, как правило, служил стилизованный растительный орнамент. Жемельон из Галереи Уолтерс в Балтиморе украшен фигурой рыцаря, преклонившего колено перед дамой, а по борту расположены шесть женщин, держащих медальон с гербом.
Лиможские эмали можно обнаружить в ряде соседних стран. Так, в соборе Бургоса находится одно из самых крупных и красивых лиможских изделий: медное надгробие епископа Маурисио, умершего в 1238 г.; оно отлито в виде лежащей фигуры и украшено позолотой, чеканкой, выемчатой эмалью и вставками кабошонов.
Особой привлекательностью отличаются средневековые перегородчатые эмали по золоту. Так оформлялись
пластины в виде четырёхлопастной розетки, которые использовались как застежки на верхней одежде, и пиксиды для облатки. Тонкий золотой растительный орнамент, стелящийся по поверхности, гармонично перекликался с золотом фона, осложненным цветными прозрачными эмалями, которые впервые стали производиться в Италии. Прекрасные образцы имеются в Кливлендском музее — четырехлопастная пластина с растительным орнаментом и в Дижонском музее — пиксида для облатки. При этой технике мастера добивались полной прозрачности и блеска эмалей.
Исторические описи свидетельствуют о том, что в ХIV – ХV веках монархи и феодальная знать владели большим количеством золотой и серебряной посуды. Возможно, отчасти она служила запасом на черный день. Среди типичных для готики предметов назовем продолговатый сосуд в форме ладьи, в котором помещался столовый прибор и стакан: иногда он же служил декоративным настольным украшением. Среди этой посуды были кубки, кувшины для воды, чашки и другие сосуды. Известно, что король Карл V и его брат Жан, герцог Беррийский покровительствовали ювелирам и делали много заказов на культовые предметы – золотые потиры с эмалями.
Золотых дел мастера выполнили в XV в. немало произведений круглой скульптуры, поразительных по своему реализму. Назовем два знаменитейших образца: статуэтка лошади из сокровищницы церкви в Альтоттинге (Бавария), подарок Карла VI своей супруге Изабелле Баварской, и скульптурная группа работы мастера Жерара Лойера 1471 г., изображающая Карла Смелого, преклонившего колена перед реликва- рием св. Георгия, который подносит ему стоящий за ним святой (Льеж, Собор). Одна из самых любопытных статуэток XV в. изображает св. Марту, попирающую чудовище—тараска (департамент Приморские Альпы).
В других странах создавались прекрасные произведения ювелирного искусства. В христианском мире среди культовой утвари в ходу были реликварии в форме головы. Они изготовлялись повсюду – от Испании до России, в Польше, Австрии и Италии. В христианском мире было принято дарить ювелирные изделия церквам и монастырям, которые, со своей стороны, заказывали или производили сами красивую церковную утварь, прибегая иногда к переплавке более старинных предметов.
Несколько драгоценных реликвариев и переносных алтарей работы ювелиров и эмальеров 12—13 вв. (Годфруа де Клер и его круг) свидетельствуют развитии пластики в Нидерландах, вершиной которого были творчество Николая Верденского. К вполне достоверным произведениям этого мастера относятся Эмали Нейбургского монастыря близ Вены (1181) и реликварий св. Марии собора в Турнэ (1205). На основании стилистического анализа ему приписывают также великолепный реликварий Трех святых королей в Кельнском соборе (около 1200 г.).
Англия славилась серебряной посудой, уничтоженной в период Реформации. Интересна серебряная чаша начала XIV в. в виде башни с бойницами (Кембридж, Музей) и знаменитый сосуд с крышкой— Studley bowl, созданный в конце XIV в., замечательный редким совершенством формы и эпиграфическим декором, выполненным готическими буквами (Лондон, Музей Виктории и Альберта).
В Германии тоже изготавливали реликварии, но наибольшую славу получили светские изделия германских ювелиров. Здесь был создан тип кубка с крышкой, чаща которого украшалась выпуклым чеканным орнаментом. Произведения немецких мастеров отличаются определенным своеобразием, которое проявляется в основном в пышной насыщенности изделий декоративными деталями, обильной орнаментике и соединении в одном изделии различных художественных приемов и технике украшения. Прекрасным примером такой работы может служить хранящаяся в Государственном Эрмитаже рипида — церковное опахало (12 в.). Рипида представляет собой диск, разделенный на концентрические окружности, покрытые орнаментом, выполненным филигранью, эмалью и чеканкой. Чередование эмалевых пластин с филигранью в сочетании с тисненным по металлу тонким орнаментом и прорезным узором делает вещь очень эффектной. Далеко за пределами Германии славились рейнские выемчатые эмали. В рейнских землях, особенно в Кельне, возникло также искусство создания и украшения больших металлических мощехранительниц, лучшие из которых были созданы в 12—13 вв. Кельнские мощехранительницы по форме воспроизводят однонефные церкви, реже трехнефные базилики или крестообразные храмы. Торцовые и длинные стороны их украшены арками, колоннами, скульптурой; двускатная кровля, расчлененная на несколько полей, покрыта гравированными и рельефными сценами из «Священного писания», а также сценами из жизни погребенного здесь святого или короля. Конек кровли обычно увенчан сквозным богато орнаментированным гребешком.
В украшениях кельнских мощехранительниц сохранились и лучшие образцы рейнских эмалей. Кроме
орнаментальных эмалевых пластин, которые использованы в декорировке рак и очень большом количестве и придают им пышность и красочность, некоторые мощохранительницы украшены большими досками с изображением сцен из жизни святых и фигурами ангелов. Цветовая гамма рейнских эмалей более сдержанна, чем во французских эмалях: преобладают сочетания зеленого и синего (но без нежных оттенков голубого и светло-зеленого), красный и желтый. Цвета немецких эмалей не так насыщены, как в лиможских. Но мастерство немецких эмальеров достигло подлинной артистичности, и доски, созданные ими для мощехранительниц, обладают большой декоративной выразительностью и уверенным, сильным рисунком. Среди предметов церковной утвари выделяются большие драгоценные аграфы (род застежки) для облачения священников. На этих аграфах в миниатюрных готических капеллах помещались маленькие изящные скульптуры святых, а иногда и целые скульптурные группы, воспроизводящие сцены из «Священного писания».
Образцы работы австрийских мастеров представлены позолоченным и декорированным эмалью реликварием XIV в. (Клостернейбург) и жезлом 1485 г. с изображением св. Екатерины (Зальцбург); последняя отличается перегрузкой декора.
Эту же тенденцию можно увидеть и у итальянских ювелиров на примере реликвария св. Доми