Пришедший на смену Возрождению стиль барокко имел в странах Западной Европы различные социально-экономические и исторические предпосылки. Так, в Италии это попытки церкви объединить весь христианский мир под властью папского престола. Во Франции в этот период происходит формирование абсолютистской монархии. Несмотря на разнообразие исторических причин, художественный стиль был единым для большинства стран.
Так, в декоре уже нет слепого следования античным мотивам. Многие орнаментальные элементы становятся легче, наряднее, утрачивая недавнюю массивность и даже некоторую тяжеловесность форм. Они начинают активнее взаимодействовать с окружающим пространством. Прямые линии сменяются изогнутыми. То же происходит и с мотивами масок и солнца. Их чередование вносит стилевое разнообразие.
Вопреки возможным ожиданиям, ювелирных произведений ХVII века сохранилось не так много. Во Франции большинство драгоценных изделий этого периода исчезло из-за необходимости оплачивать огромные расходы на поддержание престижа Людовика ХIV. В 1688 году по его распоряжению вся золотая и серебряная утварь королевского двора была отправлена в переплавку. В результате за один год было уничтожено такое количество изделий, как в ходе войн за несколько столетий. Уцелевшие предметы невелики по размеру и относятся, как правило, к XVII в. Среди них ларец Анны Австрийской из чеканного и резного золота с несколько перегруженным декором из цветов и листьев, изготовленный около 1645 г.
В луврских коллекциях имеются: мисочка из позолоченного серебра, датированная 1666 г., серебряный кувшин шлемовидной формы с орнаментом ламбрекена, еще один кувшин 1677 г. из гладкого кованого
серебра, литой серебряный канделябр с гравированным и точеным орнаментом, с парижским клеймом 1636 г., а также кубок с тем же клеймом 1700 г., украшенный в нижней части ламбрекеном (Париж, Музей декоративных искусств); блюдо 1698 г. из позолоченного серебра с завитками цветущих побегов по бордюру (Лондон, Музей Виктории и Альберта). Меньше пострадала культовая утварь, в силу обстоятельств избежавшая переплавки. Несколько предметов церковной утвари, как, например, серебряный потир из собора Труа с рельефными сценами Страстей Господних или реликварий св. Лаврентия из церкви Сен-Совер в Монтрейль- сюр-Мер (департамент Па-де-Кале) избегли уничтожения только ввиду их культового назначения.
Выдающиеся мастера в эти годы работали и в провинции. В Европе в это время начинается процесс упорядочения ювелирного производства. Во Франции, как и в других странах, ювелиры помещают на своих произведениях личное клеймо, рядом с которым ставится цеховое клеймо и еще третье, свидетельствующее об уплате налога казне. Клейма позволяют с уверенностью определить мастера и дату изготовления, разумеется, если сохранились таблицы клейм, что имеет место далеко не всегда. В очень немногих видах прикладного искусства возможна такая точная атрибуция.
Любовь к пышному, помпезному декору распространилась и в других странах Европы.
Барокко продолжило начатый в эпоху Ренессанса процесс переработки сложившихся форм ювелирных украшений. В ХVII веке вновь, после забвения со времен средневековья, появились платяные булавки (фибулы, застежки для плащей и аграфы), но уже в виде брошей. В первую очередь они выполняют утилитарную функцию, скрепляя расходящиеся драпировки или вырез. Введение брошей в моду легенда приписывает мадам де Савиньи, придворной даме из окружения Людовика ХIII. Первоначально, с лицевой стороны броши обильно декорировались рубинами, сапфирами, изумрудами и жемчугом.
Прямые наследницы платяных булавок, броши стали репрезентативным украшением и должны были подчеркивать декольте или благородно вознесенную, обнаженную шею.
Как символ изящных излишеств барокко в середине века появляются абсолютно нефункциональные пряжки для обуви. Их охотно носили и взрослые, и дети.
Подвески в эпоху барокко не имели широкого распространения. Исключение составляли только украшенные алмазами с лицевой стороны и эмалью с оборотной.
Исключительной принадлежностью барочного дамского костюма было шитье жемчугом и жемчужные нити в несколько рядов. Жемчуг также применялся и в не очень распространенных в эпоху барокко браслетах. Они были низанными жемчугом или золотыми с драгоценным камнем, с оборотной стороны украшались эмалью. Как правило, браслеты носили попарно, на узкой манжете с рюшем. Серьги, как уже говорилось выше, составляли непременную принадлежность гарнитуров, которые все чаще появляются в эпоху барокко.
Во времена Людовика ХIV во Франции, занимавшей теперь ведущее место в ювелирном искусстве Европы, сложился тип серег, получивший название «жирандоль» – в виде трех небольших подвесок. Художественная промышленность Франции во второй половине 17 в. достигла высокого расцвета. Серебряная посуда,
ювелирные изделия, ковры, ткани и кружева изготовлялись не только для дворца и для потребителей внутри Франции, но и для широкого вывоза за границу, что было одной из особенностей политики меркантилизма. Как положительный факт следует отметить, что организация художественного производства на основе централизации наряду с системой академического образования приводила к большому стилевому единству также и в различных отраслях художественной промышленности.
В кольцах барокко отдавало предпочтение вставкам из больших граненых камней. Шинка чаще всего
оставалась гладкой или декорировалась чеканным и гравированным растительным орнаментом, иногда с эмалью. Своеобразное изобретение барокко – кольца с секретом; разъёмное кольцо, при соединении составляющих частей составляющее символ, например, крест.
В эгретах барокко любило пышные букеты цветов, банты и развевающиеся ленты. Как правило, уцелевшие серебряные предметы барочного ювелирного искусства относятся к концу ХVII столетия – это ларец Анны Австрийской из чеканного и резного золота, выполненный около 1645 года и кубок, а также золотые плакетки, посвященные победам Людовика ХIV, выполненные Пьером Жереми, первым представителем династии столичных мастеров золотых дел.
Характерными памятниками барокко являются блюда из позолоченного серебра, чрезвычайно и повсеместно популярные в эти годы. Их убранство изобилует множеством фигур, представленных в сложных сюжетных композициях. Роскошные экземпляры таких работ голландских мастеров конца ренессанса и начала барокко хранятся в Оружейной Палате Музеев Московского Кремля. Они попали в Россию в качестве посольских даров.
В Голландии в конце Ренессанса и в начале эпохи барокко выдающимся мастером был уроженец Утрехта, знаменитый Пауль ван Вианен. Сначала он переехал в Баварию, а затем в Прагу, где императором Рудольфом II был удостоен звания главного придворного мастера. В эпоху барокко в Голландии появляются кубки для вина в виде рога. Их содержимое необходимо было выпивать за один приём, так как эти сосуды, завершающиеся изображением ветряной мельницы, или «колеса фортуны», невозможно было поставить на стол иначе как дном кверху.
Множество ювелирных изделий эпохи барокко, перегруженных обильным декором, и статуэток животных, выполненных в реалистической манере, сохранилось в Германии. Здесь любили драгоценные камни в серебряной или золотой оправе, разделанной эмалями.
Англия первоначально испытывала значительное влияние Германии и Фландрии. Отсюда, некоторая
тяжеловесность чеканного декора с фигурами амуров, поддерживающих гирлянды цветов и плодов. Но уже в начале ХVII века проявляется своеобразие английской национальной школы, выразившееся, прежде всего, в создании новых сосудов. Таким открытием стало изобретение около 1610 года чайника, форма которого восходит к китайским кувшинам для вина.
В Португалии и Испании в результате грабительских колониальных войн скапливаются огромные запасы драгоценных металлов. Однако впоследствии почти все эти богатства были утрачены.
Необыкновенная пластическая роскошь и колористическое богатство декора произведений ювелирного искусства эпохи барокко, отмеченная в этом разделе, не только результат внутренней эволюции в пределах европейского континента, но и рецепции европейцами сокровищ открытых ими новых стран – Индии, Америки, Китая.
- Ювелирное искусство : мир — образ украшений. — М. : Директмедиа Паблишинг, 2004. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв.; 12 см. — (Электронная Библиотека DirectMedia; 36)
- Моран, Анри де. История декоративно-прикладного искусства : От древнейших времен до наших дней. С прил. ст. Ж. Гассио-Талабо о дизайне. [Пер. с фр.] / Анри де Моран. — М. : Искусство, 1982. — 577 с. : ил., 24 л. цв. ил.; 24 см.
- Всеобщая история искусств : в 6 томах / редкол.: Б. В. Веймарн [и др.] ; Акад. художеств СССР. Ин-т теории и истории изобразит. искусств. — Москва : Искусство, 1956-1966. — .; 27 см.
Т. 4: Искусство 17-18 веков / под общ. ред. Ю. Д. Колпинского, Е. И. Ротенберга. — 1963. — 479 с., LXXXVII с., 221 л. ил. : ил.
Превью: Панно с изображением коленопреклоненного Великого герцога Козимо II. Каструччи, Микеле; Чекки, Гуалтьеро; Мерлини, Козимо; Фальк, Йонас; Париджи, Джулио. 1617 — 1624 гг. Золото, изумруды, бриллианты, самоцветы; инкрустация, мозаика. 54,5 х 64,5 см. Музей серебряных изделий, Флоренция