Виртуозная техника и высокие художественные достоинства произведений этрусских мастеров-ювелиров
ставят их произведения в один ряд с лучшими творениями художников античного мира. Сохранившиеся живописные произведения и материалы раскопок свидетельствуют, что у этрусских женщин драгоценные
украшения пользовались большим спросом. Вероятно, жители Этрурии «страдали» тягой к роскоши, так как среди дошедших до нас памятников явно преобладают светские, а не культовые изделия. Этрусские мастера умели изготовлять очень сложные и исключительно разнообразные вещи. Они владели всеми приемами и техниками ювелирного искусства: ковкой, чеканкой, гравировкой, филигранью. Но никто не мог превзойти их в технике зерни (грануляции). С тех пор, как она стала известна в III тысячелетии до н. э., этруски довели её до совершенства. Они активно применяли зернь для оформления поверхностей. Известно три метода грануляции, или зерни, которые иногда достигали диаметра зерна только в один миллиметр.
Производство ювелирных изделий в этрусских городах известно уже с VII века до н. э. Это были кольца, браслеты, булавки, фибулы, подвеска декорированные орнаментом или фигурными композициями.
До сих пор без ответов остаются множество вопросов о происхождении и судьбе этрусской культуры. Ее города – государства были политически независимы друг от друга. Объединительными факторами были язык, религия и культура. Последняя имела близкое родство с соседними – финикийской, карфагенской,
греческой. Этруски, имевшие сильный флот и владевшие технологией выплавки металлов, были одними из главных поставщиков этого товара на рынок Древнего мира. Это влияло и на развитие здесь художественной обработки металлов.
С конца VII века до н. э. культура этрусков играет важную роль на территории современной Тосканы (Италия). Примерно между 700 и 625 годами до н. э. оно переживает ориентализирующий период, позднее сменившийся влиянием греческой культуры.
Ценнейший материал об этрусском ювелирном искусстве этого времени дали памятники из гробницы Реголини – Галасси. Одни из найденных здесь шедевров – знаменитая золотая фибула состоит из диска, украшенного чеканным изображением животных, обрамленным рядами пальметок. На нижней части изделия вереницами расположены объемные фигурки грифонов и крылатых львов.
В декоре прямоугольной фибулы из гробницы Бернардини использовано множество, выполненных с удивительным мастерством, скульптурных изображений животных. Размер фибулы 17 на 7 см. На этой площадке разместилось 130 фигурок.
Здесь впервые была применена техника грануляции (зерни). Для декорирования одного предмета использовались два различных принципа орнаментировки зернью: рельефный и графический. Таковы золотые браслеты из Тарквинии (VII век до н. э.) – три полосы, соединенные вместе, богато украшены зернью. Узор включает и орнаменты (меандр, плетенка, зигзаг) и сюжетные сцены (всадники и сражающиеся воины). Замки исполнены в виде парных мужских фигур. Эмоциональная окраска каждого элемента декора очень экспрессивна, один оттеняет другой.
Широко бытовали в Этрурии и ажурные браслеты. Например, такие как найденный в Ветулонии. Филигранная линия простого рисунка будто бежит то медленно, то быстро. Очень интересны этрусские венки, представляющие сочетание графического ритма и живописной пластичности. Сочетание золота с другими материалами очень редко и не характерно для Этрурии. Живописного и пластического разнообразия они умели достигать скромными средствами зерни.
Этрусское искусство отличалось жизнерадостностью, о чем свидетельствуют фрески гробниц. Но выражена
она несколько иначе, чем у критян. Этруски очень рано стали подчеркивать в образах индивидуальное, которое причудливо соединялось у них с фантастическим. Слова «персона» и «маска» были для них синонимичны. Это хорошо иллюстрируют небольшие подвески (4 см) с изображением маски бога реки Ахелоя. Миф рассказывает, как Ахелой, убегая от настигающего его Геракла, превратился в быка и потерял один рог, который стал «рогом изобилия» – символом плодородия, богатства и роскоши. Древний мастер сумел удивительным образом только декоративными средствами, соединить в небольшой вещице реальные человеческие переживания страха и смятения перед опасностью с волшебным сюжетом – чудом превращения. Полированная поверхность тонко моделированного лица ярко контрастирует с изящным зерневым декором бороды и волос. Лаконичность декоративного приёма усиливает его символическую значимость. Подвеска с маской Ахелоя, выполненная около 500 года до н. э. относится к тому времени Архаической эпохи, когда этрусская культура испытывала сильное влияние аттической. Это был наиболее плодотворный период в искусстве этрусков.
Мотивы, аналогичные подвески с головой Ахелоя, использованы и в ожерелье тог же времени – это головы ухмыляющихся Селенов. Они чередуются с рядами подвесок в форме желудя и цветов лотоса. Все они выполнены чеканкой и соединены тонкой цепочкой. Вместе эти три мотива представляют пример декоративного контраста между полированной, моделированной и гранулированной поверхностью, что пластически чрезвычайно оживляет общую композицию произведения.
О том, насколько свободны были мастера в варьировании этого орнаментального приема, говорят ожерелье и серьги – колты, изготовленные око 520 года до н. э. Ожерелье состоит из чередующихся гладких полированных и густо осыпанных зернью, разделенных узкими кольцами полых золотых бусин. Тот же строгий ритм чередования – гладкая, гранулированная – соблюден
и в серьгах – колтах. Такое фактурное решение декора придаёт изделию и особый цветовой эффект, основанный на различии светоотражательных возможностей этих поверхностей; то пронзительно яркий, то рассеянный, то бархатисто мягкий.
В фигуративных композициях часто встречаются торжественные ритмы шествий, как на фресках гробниц. Так в подвеске из древнего Черветери «шествию» женщин с ритуальными предметами в руках вторит линия зерни.
В обиходе у этрусков использовалась серебряная посуда. Однако этих памятников сохранилось мало. Несколько интересных изделий было найдено в гробнице Реголини – Галасси.