Ювелирное искусство Меровингов
Хотя нам известны меровингские драгоценные украшения, сохранившиеся памятники составляют лишь небольшую часть их первоначального числа.
Для декоративно-прикладного искусства периода Меровингов характерно сочетание позднеантичных веяний с чертами «звериного стиля». Излюбленными материалами варварских мастеров на протяжении всего Раннего Средневековья было золото и прозрачные минералы насыщенных и ярких цветов, особенно красного и синего; одним из наиболее распространенных камней, использующихся в франкских ювелирных изделиях, был красный гранат — альмандин. Не менее часто используемым материалом была стеклянная паста, также ярких цветов, преимущественно красная. Общий для большинства германских народов прием — создание изделия из золота с множеством ячеек со вставками из драгоценных и полудрагоценных камней или стеклянной пасты. Иногда вставки стеклянной пасты использовались в сочетании с драгоценными камнями как равнозначные декоративные элементы одного изделия.
Ювелирные изделия меровингского периода представлены в основном фибулами различных форм
(дисковидные, кольцевидные, зооморфные), поясными пряжками, кольцами и элементами конской упряжи. Более скромные украшения изготавливались из бронзы и красного стекла, иногда с позолотой или отдельными золотыми элементами.
О высоком качестве ювелирных изделий франков свидетельствуют находки в захоронении скончавшегося в 481 году сына Меровея Хильдерика, случайно обнаруженном каменщиком в 1653 году в Турне во время строительных работ. Там было найдено кольцо с изображением правителя и надписью «Хильдерик, король», два меча с украшенными инкрустациями из золота и гранатов эфесами, золотое запястье, пряжки, наконец, около трехсот золотых цикад с усыпанными гранатами крылышками, некогда пришитых к парчовой мантии короля. Рассказывают, что провозгласивший себя императором Наполеон приказал прикрепить этих цикад к собственной парадной мантии, надетой им во время коронации. Были в этом кладе и
монеты из золота и серебра. Большая часть этих изделий известна теперь по описанию, составленному вскоре после находки, ибо в 1831 году многое было похищено. Эти произведения свидетельствуют о том, что в Турне была королевская мастерская, изготовлявшая украшения так называемого «полихромного стиля». Высочайшая техника мастеров из Турне говорит о расцвете этого вида искусства при первых королях франков и о его родстве с аналогичными ремеслами лангобардской Италии и вестготской Испании.
Древний обычай класть драгоценности в захоронения сохранился у франков и после принятия ими христианства. Меровингские захоронения VII— VIII столетий богаты утварью — это оружие, фибулы, пряжки, посуда. Среди них есть вещи лангобардской работы и местные подражания им, но вместе с тем в декорировке появляются элементы «звериного стиля», характерного для бронзовых пряжек и брошей, распространенных в
северных районах, в частности в рейнской области. Типичным образцом местных изделий является круглая позолоченная и украшенная эмалью и гранатами фибула из Вигтислингена с узором из образующих форму креста четырех сплетенных змеиных тел (VII в., Мюнхен, Баварский Национальный музей; ил. 55).
В ряду многочисленных изделий художественных промыслов VI века выделяются своей роскошью украшения, обнаруженные во время раскопок середины XX столетия в монастыре Сен-Дени захоронения королевы Арнегунды, жены короля Хлотаря I, скончавшейся около 570 года. Набальзамированное тело королевы было положено в саркофаг в богатой одежде, с множеством драгоценностей. Среди них — серьги, браслеты, золотые и позолоченные пряжки и кольца с ее именем. Броши королевы имеют вставки из фанатов, пряжки покрыты плетеным звериным узором, наконечники пояса заканчиваются звериными головами.
Высочайший расцвет ювелирного искусства франков приходится на время правления Дагобера (629— 639). К сожалению, мы знаем об этом искусстве главным образом по старинным рассказам и описаниям. Составленная в Сен-Дени около 835 года героическая поэма «Деяния Дагобера» называет в качестве величайшего мастера VII века Элигия — казначея короля и главу монетного двора, впоследствии причисленного к лику святых и провозглашенного покровителем цеха золотых и серебряных дел мастеров.
Элигий родился в 588 году близ Лиможа и обучатся у прославленного в свое время лиможского мастера Аббо, который отправил его ко двору короля Хлотаря II в Париж, где работы его сразу вызвали всеобщее восхищение. Известно, что он находился при дворе до кончины Дагобера, а в 639 году принял духовный сан, став с 641 года епископом в Нуайоне. Умер Элигий в 665 году. Традиция приписывает ему большое количество произведений, из которых почти ничего не сохранилось. Самое знаменитое из считавшихся его работой изделий — золотая чаша из Шелля, украшенная драгоценными камнями, — погибло во время французской революции и известна лишь по рисунку 1653 года. Св. Элигию приписывали также большой золотой крест с драгоценными змиями, сделанный для алтаря церкви монастыря Сен-Дени, ставшего в то время усыпальницей меровингских королей. Об этом кресте упоминает в своих записках аббат Сугерий, перестраивавший церковь в 40-х годах XII века, изображение же его сохранилось на картине нидерландского художника XV века «Месса святого Григория» (так называемый «Мастер Святого Григория», Лондон, Национальная галерея). Сам крест погиб в 1794 году, и лишь хранящийся в Кабинете медалей Парижской Национальной библиотеки фрагмент, быть может, является его частью.
Во времена Дагобера было сделано также много драгоценных реликвариев и других предметов церковной утвари. Отныне ювелирное искусство все более —широко используется для нужд Церкви.
Ювелирное искусство Каролингов
Памятники декоративно-прикладного искусства эпохи Каролингов можно разделить на 2 большие группы: предметы, связанные с убранством церкви и богослужением, и произведения, восходящие непосредственно к античным образцам и часто не предназначавшиеся для церковного интерьера. К 1-й группе относятся оклады богослужебных книг, переносные алтари, антепендиумы, реликварии, ситулы, литургические гребни и проч., ко 2-й — конная статуэтка Карла Великого, хрустальные шары-геммы, миниатюрная копия римской триумфальной арки. Над алтарями каролингских базилик часто помещались деревянные резные Распятия (не сохр.).
Ювелирная пластика Каролингов стояла на высоком уровне. Драгоценность материала (золота и серебра) привела впоследствии к массовому уничтожению таких изделий. Дошедшие до нас отдельные произведения безоговорочно могут быть причислены по своим художественным качествам к шедеврам.
Роскошные каролингские рукописи были предназначены для размещения на них сокровищ — натуральных окладов из драгоценного металла с драгоценными камнями вокруг центральных резных панелей из слоновой кости — иногда они были добавлены через некоторое время после того, как была выпущена сама рукопись. Только несколько таких обложек сохранились целыми, но многие из панелей из слоновой кости сохранились отдельно, где обложки были разбиты на части из-за их материалов. Сюжеты часто были
повествовательными религиозными сценами в вертикальных срезах, в основном происходили из поздних античных картин и резных фигур, как и те, у которых были более иератические изображения, полученные из консульских диптихов и другого имперского искусства, такие как передняя и задняя обложки Евангелия из Лорша.