Картина написана темперой и золотом на доске, затем перенесена на холст.
Невероятная картина. К ней, из всех филигранных работ Кривелли, я питаю особую симпатию. Считаю эту картину верхом виртуозности кисти живописца, эталоном перспективы и декора. Она, словно театральная декорация, изящно выписанная, в перспективе отправляет нас в путешествие мира Ренессанса: его героев, его событий, его чаяний и торжеств. Картина непростая, читается не сходу. Картина может даже и не Благовещении или не о святом Эмигдии, а о городе. Неожиданно? Кривелли, непростой художник-ювелир «закодировал» картину так, что понять её можно только внимательно читая, сопоставляя тщательно выписанные детали.
В основе любой картины этого мастера лежит сложная архитектурная база, и Кривелли здесь скорее скульптор, выбирающий декорации для своего сюжета. Творения Кривелли напоминают нам работы искусного ювелира. Живописец-скульптор, ювелир, он внимателен к каждому сантиметру поверхности картины, у него прорисовано тщательно и ювелирно абсолютно всё. Его сложная символика, композиция с тщательно выписанными деталями, тонкость художественного письма, орнаментальность, четкость в трактовке форм и экспрессивность восхищают.
Картину предлагаю смотреть, или точнее — подсматривать, разглядывать сверху глазами девочки (некоторые искусствоведы почему-то утверждают, что это мальчик. Интерпретация пола не столь важна здесь, как мне кажется), пытающейся понять и наверное, запомнить какой-то особенный день из жизни итальянского города Асколи. Почему этого города?
А потому, что в 1469 г. Кривелли поселяется в городке Асколи-Пичено, к 1478 году он обзаводится там собственным домом. Почти все работы Кривелли создал для Асколи Пичено и близлежащих городков. Уроженец Венеции Карло Кривелли завершает свою земную жизнь в 1495 году именно в этом городе Асколи-Пичено.
В 1482 году папа Сикст VI восстанавливает право города на самоуправление, право распоряжаться своими деньгами, управлять своими налогами. Эту весть (Папскую буллу) почтовые голуби в город принесли асколанцам ровно в день Благовещения, 25 марта. И этой благой вестью буквально пронизана картина через символы, образы, движений. Так у «театра Кривелли» здесь не только «Благовещение», но и «LIBERTAS ECCLESIASTICA» («свобода от церкви»).
Богатство города изящно показано Карло Кривелли в персидских коврах, вышитых тканях, роскоши интерьеров и отделки фасадов — ведь город ещё до основания Рима, в давние времена, отлично торговал, т.к. стоял на стратегически и экономически важной «соляной дороге» (Виа Салариа), по которой соль доставляли с Адриатического побережья в центральную Италию.
Жители города: магистраты, монахи-францисканцы, монахи-доминиканцы, купцы, торговцы и…маленькая девочка, заинтригованно выглядывающая из-за парапета лестницы. Эта девочка, пожалуй, единственный свидетель и посредник между зрителем и персонажами картины — ей дано созерцать таинство благовещения и движение эмоций ожидания благой вести об административной автономии региона.
Кривелли погружает зрителя в театр того времени, в город, наполненный людьми и символами. И действия в этом театре времени, ювелирно выписанной, у Кривелли два, они переплетаются аллегорически: церковная свобода городу благая весть Господа Богородице. Кривелли, как художник Ренессанса, комбинируя символы и создавая тем самым «кодовый язык искусства», старался сплести в своих произведениях довольно сложные аллегории.
Итак, театральный занавес открывается, и мы видим, что все персонажи заняты делом, каждый своим (включая сцену принятия Марией благой вести с символами луча, голубя, архангела Гавриил, покоев Марии):
На шестах, вверху, сидят почтовые голуби: папская булла была доставлена в город именно голубиной почтой. Человек, стоящий над аркой, читает послание, только что принесенное птицей. Любопытно, что восточный ковёр рядом только подтверждает купеческие приобретения и желание поскорее освободиться от папской зависимости.
Мы видим, что опустился на землю для своей важной миссии Архангел Гавриил и уже повернулся лицом к Деве Марии, чтоб сообщить ей весть о том, что Господь даёт ей величайшую благодать быть Материю Сына Божия. Тут всё — и цветок белой лилии, символ непорочного зачатия и слова уже произносятся в благословении… как Епископ города Асколи — Эмигдий (надо отметить в сноске, что именно Епископ, не святой изображён Кривелли на картине. Этому кроткому персонажу Кривелли не пририсовал «свой тарелочный» нимб, напротив, показал его стеснительное бессилие за католической роскошью одежды и драгоценных камней), держа в руке модель города своего, подсаживается рядом с Архангелом и просит о своём, важном — о защите города. Эмигдий здесь пока ещё не святой, но претендует на это. Как же обойтись без поддержки Господа, ведь вовремя появился посредник Господа – Архангел Гавриил и нужно поспешить ему рассказать о городе и попросить защиты от возможных землетрясений. Тут и следует выбор жителей Асколи своего покровителя.
Узкий проем, обрамленный пилястрами и увенчанный не менее роскошным карнизом, открывает внутреннее убранство комнаты, в которой молится коленопреклоненная Мария. Стена отделяет Деву Марию и Архангела Гавриила неспроста. Нет ничего сильнее воли Бога, и Кривелли очень ясно даёт зрителю это знать. Ангелочки на небе, образовав круг всеми силами, как ветром, выдувают луч света. И это не НЛО, не летающая тарелка, (однажды увидела эту странную интерпретацию у гида в Лондоне). Облако, из которого исходит луч – символ господня всеведения. Этот луч света настолько силён, могуч, что он находит отверстие в стене и достигает головы Девы Марии. И голубь над Марией – Святой Дух показан очень трогательно, но прицельно не в сердце, а в голову, через портал броши. Безусловно, богом избранная Дева Мария, погружена в это таинство промысла Божьего, она склонила голову, скрестила на груди руки, в знак смирения и покорности воли Божьей.
Вся правая часть «декораций» Кривелли изобилует символами: от зажженной свечи, знака ее веры, до стеклянной бутылки, образа ее чистоты. Другие символы: нетронутая, аккуратно заправленная кровать, символ целомудренной жизни избранных Богом; павлин на балюстраде, как символ бессмертия. Согласно средневековой легенде, тело этой птицы было нетленно. Множество глазков на хвосте символизировало всеведение бога, а резкие крики этой птицы в Средневековье сравнивали с жалобными стенаниями христиан, взывавших к богу. Чуть правее павлина – горшочек с миртовым деревцем, мирт – символ мира, любви и верности. И ещё птицы: из клетки выпущена птица (маленький фазан) – согласно обычаю, птичек отпускали на Благовещенье. В одной из клеток – щегол, символ христианской души. Питавшийся чертополохом щегол на картинах с Марией – предвестник будущих горестных событий. По средневековой легенде, щегол, связанный со страстями господними, являлся спасителями и служил амулетом, охранявшим от чумы.
На картине столько декораций, столько этажей, столько слоёв, что может показаться разброс, перегруженность. Но чувство гармонии Кривелли даёт нам ощущение полного равновесия. На этой картине всё подчинено закону перспективы, иллюзорному пространству, и чувствуется некое радостное предчувствие предстоящего праздника.
На втором этаже, кроме павлина- вазы с цветами, детально выписанный, яркий восточный ковер и этот ковёр перекликается с другим не менее ярким восточным приобретением на верхней части картины. И этот ковёр снова нам напоминает о жизни здесь, на земле, о молитве монахов, о чаяниях купцов и стяжателей жизни. И каждый, прогуливающийся по саду, томится в нетерпеливом ожидании своей «Благой вести».
Кривелли всеми средствами показывает невероятное богатство города; и это не только фасады, но и дорогая древесина и мрамор, это и вышивка золотой нитью на шёлке. Кривелли нам демонстрирует тонкость своего художественного письма.
Конечно же и здесь, как и на других работах Кривелли, где описан образ Богородицы, присутствуют маринованный огурец и свежее яблоко. Искусствоведы до сих пор ломают копья, расшифровывая эти ботанические символы. Полагаю, Кривелли не только идее христианства в эпоху Ренессанса, но и самому себе обеспечил бессмертие этим «бессмертным» продолжающим жить в маринаде огурцом.
*********************************************************
Картина находится в постоянной экспозиции Национальной Галереи Британии. Лондон.
2 метра 7 см. x 1 метр 46 см.
Карло Кривелли. «Благовещение со Святым Эмидием» 1486 г.
* Эмигдий.
Текст: © Татьяна Уайт. Эдинбург. 20.04.2021.
Tatiana White
Russian Guide in England & Scotland
Tours Portfolio: https://tatianawhite.tourister.ru
Instagram: russian_guide_in_britain