Русское искусство и архитектура:
1) Древнерусское искусство. Архитектура и изобразительное искусство эпохи Киевской Руси. Феофан Грек и монументальная живопись Новгорода XIVвеека. Творчество Андрея Рублѐва и русская школа живописи в XV века. Андрей Рублев «Троица». Живопись Дионисия и русское искусство рубежа XV – XVI веков.Особенности русского шатрового зодчества XVI в. Архитектура и монументальная живопись Ярославля в XVII веке.
2) Русское искусство XVIII века. Петровская эпоха. Архитектура начала XVIII века. Строительство Санкт-Петербурга. Доменико Трезини. Петропавловская крепость. Портреты И.Н. Никитина («Портрет напольного гетмана») и А.М. Матвеева («Автопортрет с женой»).Скульптурный портрет Петра I Б.-К. Растрелли.Русская художественной культуры середины XVIII века.Развитие портретного жанра в живописи (И.Я. Вишняков «Портрет Сары Фермор», А.П. Антропов «Портрет статс-дамы А.М. Измайловой», И.П. Аргунов «Портрет И.И. Лобанова- Ростовского»).Творчество архитектора Ф.-Б. Растрелли. Классицизм второй половины XVIII века. Исторический жанр живописи в творчестве А.П. Лосенко («Владимир и Рогнеда»). Расцвет русского портрета во второй половине XVIII века. Ф.С. Рокотов (Портрет В.Н. Суровцевой), Д.Г. Левицкий (портреты смолянок:«Портрет Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской»), В.Л. Боровиковский (Портрет М.И. Лопухиной). Архитектура классицизма. Ж. Валлен-Деламот и А.Ф. Кокоринов (здание Академии художеств в Санкт- Петербурге), А. Ринальди (Мраморный дворец, Князь-Владимирский собор), В.И. Баженов (дом П.Е. Пашкова в Москве), И.Е. Старов (Таврический дворец), Д. Кваренги (здание Академии наук, здание Смольного института).Скульптура второй половины XVIII века. Э.- М.Фальконе (памятник Петру I «Медный всадник»). Портреты Ф.И. Шубина (Портрет М.В. Ломоносова, Портрет Павла I).Творчество М.И.Козловского (Памятник А.В. Суворову).
3) Русское искусство XIX века. Архитектура. Адмиралтейство. А.Д. Захаров.А.Н. Воронихин. Казанский собор. Тома де Томон. Здание Биржи в Санкт-Петербурге. Творчество К.И. Росси (Главный штаб, Александринский театр, улица зодчего Росси). А.-А. Монферран. Исаакиевский собор. Скульптурный декор Адмиралтейства Ф.Ф. Щедрин, И.И. Теребенев. И.П. Мартос (памятник К. Минину и А.М. Пожарскому). П.К. Клодт. (Скульптурные группы Аничкова дворца, Памятник И.А. Крылову). Романтические тенденции в живописи первой трети XIX века.Портреты О.А. Кипренского (Портрет Е.В. Давыдова, Портрет А.С. Пушкина), В.А. Тропинина (Автопортрет, Портрет А.С. Пушкина).Развитие бытового жанра. А.Г. Венецианов («Гумно»).Живопись второй трети XIX века. К.П. Брюллов («Последний день Помпеи»), А.А. Иванов («Явление Христа народу»).Творчество П.А. Федотова («Сватовство майора»).И.К. Айвазовский («Девятый вал»). Русское искусство второй половины XIX века.Картины и портреты В.Г. Перова («Тройка», «Портрет Ф.М. Достоевского»).И.Н. Крамской («Христос в пустыне», «Портрет Л.Н. Толстого»).Картины художников-передвижников (В.М. Максимов «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу»; Г.Г. Мясоедов «Земство обедает»; В.Е. Маковский «На бульваре», «Крах банка»; Н.А. Ярошенко «Кочегар», «Курсистка»).Историческая живопись. Н.Н. Ге («Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», «“Что есть истина?”Христос и Пилат») и В.И. Суриков («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Переход Суворова через Альпы»).Пейзаж 70-80-х годов. А.К. Саврасов («Грачи прилетели»), И.И. Шишкин («Рожь»), В.Д. Поленов («Московский дворик»), А.И. Куинджи («Ночь на Днепре»).Творчество И.И. Левитана («Владимирка», «Золотая осень», «Озеро»).В.В. Верещагин и развитие батального жанра второй половины XIX века.Портреты и картины И.Е. Репина («Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Протодьякон»).Русский эпос и сказка в творчестве В.М. Васнецова («Три богатыря», «Алѐнушка»).Исторический портрет в скульптуре. М.М. Антокольский («Иван Грозный»).В.А. Серов – портретист («Девочка с персиками», «Портрет О.К. Орловой»).Творчество М.А. Врубеля («Демон (сидящий)», «Демон поверженный»).Живопись Б.М. Кустодиева («Купчиха», «Портрет Ф.И. Шаляпина»). Творчество художников «Мира искусства»: А.Н. Бенуа («Прогулка короля»), К.А. Сомов («Эхо прошедшего времени»), Л.С. Бакст («Портрет С.П. Дягилева с няней»), М.В. Добужинский («Портрет К.А. Сюннерберга»).
4) Русское искусство XX века. М.В. Нестеров («Портрет дочери О.М. Нестеровой», «Портрет академика И.П. Павлова»). К.С. Петров-Водкин («Мать», «Купание красного коня»). М.З. Шагал («Над городом»). Композиции В.В. Кандинского. К.С. Малевич («Черный квадрат»). А.Н. Самохвалов («Девушка в футболке»).П.П. Кончаловский, портреты и натюрморты («Портрет Н.П. Кончаловской», «Агава»).П.Д. Корин («Портрет С.Т. Коненкова», «Русь уходящая»). Скульптура В.И. Мухиной («Рабочий и колхозница»). Пластика А.Т. Матвеева. Пейзаж в творчестве И.Э. Грабаря («Февральская лазурь»), К.Ф. Юона («Мартовское солнце»), А.А. Рылова («В голубом просторе»).А.А. Дейнека («Оборона Петрограда», «Оборона Севастополя»).Ю.М. Непринцев («Отдых после боя»).А.А. Пластов («Фашист пролетел»).Т.Н. Яблонская («Утро», «Хлеб»).Скульптура С.Т. Коненкова («Степан Разин с дружиной», «Автопортрет»).М.К. Аникушин (памятник А.С. Пушкину, мемориал героическим защитникам Ленинграда).Е.Е. Моисеенко («Черешня», «Август», «Памяти поэта»).Творчество В.Е. Попкова (Триптих «Ой, как всех мужей побрали на войну», «Хороший человек была бабка Анисья»), Т.Т. Салахова («Портрет композитора Д.Д. Шостаковича»), А.А. Мыльникова («Испанский триптих»).
Зарубежное искусство и архитектура:
1) Искусство Древнего мира:
Искусство Древнего Египта. Архитектура и изобразительное искусство Передней Азии. Архитектура и искусство Древней Греции: периодизация и эволюция. Мирон («Дискобол»), Поликлет («Дорифор»). Эллинизм. Архитектура и искусство Древнего Рима.
2)Искусство Средних веков и эпохи Возрождения:
Раннехристианское искусство и искусство Византии. Романский и готический стиль в архитектуре и искусстве Западной Европы. Проторенессанс и Раннее Возрождение в Италии. Творчество Джотто. Сандро Боттичелли («Весна», «Венера»). Леонардо да Винчи («Джоконда», «Тайная вечеря»). Рафаэль Санти («Сикстинская мадонна»). Микеланджело Буонарроти («Давид»). Джорджоне («Спящая Венера»). Тициан («Кающаяся Магдалина», «Святой Себастьян»). Альбрехт Дюрер («Автопортрет»).
3) Искусство XVII – XIX веков:
Творчество Караваджо. Дж.Л. Бернини. Диего да Сильва Веласкес («Сдача Бреды», «Пряхи»). Рембрандт Харменсван Рейн («Даная», «Возвращение блудного сына»), Ян Вермер Дельфтский («Девушка с жемчужной сережкой»), Питер Пауль Рубенс («Персей и Андромеда», «Портрет камеристки инфанты Изабеллы»), Никола Пуссен («Танкред и Эрминия»). Дж.-Б. Тьеполо. У. Хогарт. А. Ватто. Ж.-Б.С. Шарден («Молитва перед обедом»). Ж.Л. Давид («Клятва Горациев»). Ф. Гойя («Маха», «Расстрел повстанцев»). Э. Делакруа («Свобода на баррикадах»). Э. Мане («Олимпия», «Бар в Фоли-Бержер»). Импрессионизм: К. Моне («Собор в Руане»). Э. Дега («Голубые танцовщицы», «Абсент»), О. Ренуар («В ложе», «Портрет актрисы Жанны Самари»). П. Сезанн («Гора Сен-Виктуар»), П. Гоген («А ты ревнуешь?», «Женщина, держащая плод»), В. Ван Гог («Арльские дамы», «Звездная ночь»).
4)Искусство ХХ века:
Стиль модерн в искусстве. Творчество А. Матисса («Танец»). П. Пикассо. Сальвадор Дали («Постоянство памяти»). Дж. Полок, абстрактный экспрессионизм и феномен «живописи действия». Оп-арт и творчество В. Вазарелли. Э. Уорхол и поп-арт как художественное течение.Йозеф Бойс.Ансельм Кифер. Венецианская бьеннале и Кассельская Документа. Понятие «постмодерна» в искусстве. Фотография в искусстве 1970-х – 80-х годов. Новые технологии в искусстве 1980 – 90-х годов (видео, компьютерная фотография).
Вопросы к вступительному экзамену
Первым вопросом в экзаменационном билете является один вопрос из приведенного перечня:
- Творчество Леонардо да Винчи и итальянская живопись конца XV – начала XVI вв.
- Творчество Тициана и венецианская школа живописи в XVI в.
- Творческий путь Караваджо в контексте итальянского искусства первой половины XVII в.
- Творчество П.П. Рубенса и фламандская школа живописи XVII в.
- Творческий путь Рембрандта в контексте эволюции голландского живописи XVII в.
- Творчество Веласкеса и испанская школа живописи XVII в.
- Творчество У. Хогарта и английское искусство XVIII в.
- Творчество Ж.-Л. Давида и классицизм во французской живописи конца XVIII – первой четверти XIX вв.
- Творчество Э. Делакруа и французская школа живописи первой половины – середины XIX в.
- Творчество Ф. Гойи и сложение романтических тенденций в европейском искусстве.
- Пейзаж в живописи французских импрессионистов.
- Творчество О. Роден и французская скульптура второй половины XIX в.
- Творчество П. Пикассо: проблема эволюции творческого языка мастера.
- Экспрессионизм в европейском искусстве ХХ в.: характерные черты и ведущие мастера.
- Творчество Энди Уорхола и поп-арт как художественное течение.
- Творчество Дионисия и расцвет русского искусства рубежа XV – XVI вв.
- Портрет в русском искусстве середины – второй половины XVIII в.
- Творчество Ф.И. Шубина и русская школа скульптуры XVIII в.
- Творчество О.А. Кипренского и портрет в русском искусстве первой половины XIX в.
- Творчество К.П. Брюллова в контексте эволюции русского искусства первой половины XIX в.
- Творчество А.А. Иванова и русская историческая живопись первой половины XIX в.
- Творчество П.А. Федотова и русская жанровая живопись 1840-х – 1860-х гг.
- Творчество И.Н. Крамского и портрет в живописи передвижников.
- Творческий путь И.Е. Репина в контексте развития русской живописи.
- Творчество В.И. Сурикова и исторический жанр в русской живописи конца XIX – начала ХХ в.
- Творчество А.К. Саврасова и пейзаж в русском искусстве второй половины XIX в.
- Творчество В.А. Серова в контексте эволюции русского искусства 1880-х – 1910-х гг.
- Творческая деятельность мастеров художественного объединения «Мир искусства».
- Творчество А.Т. Матвеева и отечественная скульптура 1910-х – 1930-х гг.
- Творчество В.В. Кандинского и К.С. Малевича в контексте искусства русского авангарда.
Второй вопрос в каждом билете звучит одинаково: «Предполагаемая тема магистерской диссертации и её обоснование».
Рекомендуемая литература
- Ильина Т. В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник для высших учебных заведений [для подготовки бакалавров, для подготовки специалистов] / Т.В. Ильина. — 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт Высшее образование, 2009. — 435 с. (Основы наук).
- Ильина Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия: учебник для вузов [для подготовки бакалавров, для подготовки специалистов] / Т.В. Ильина. — 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт ИД Юрайт, 2010. — 473 с. (Основы наук).
- Алленов М. М. История русского искусства [Текст]. Том 2. Русское искусство XVIII — начала XX века / М.М. Алленов. — М.: Белый город, 2008. — 504 с.
- Алленов М.М., Евангулова О.С., Плугин В.А. и др. История русского и советского искусства. [Учебное пособие для студентов вузов] / Под ред. Д.В. Сарабьянова. — Издание 2- е, переработанное и дополненное. – М. Высшая школа, 1989. — 448 с
- Алленов М.М., Евангулова О.С., Лифшиц Л.И. Русское искусство Х – начала ХХ века: Архитектура, скульптура, живопись, графика / М.М. Алленов, О.С. Евангулова, Л.И. Лифшиц. – М.: Искусство, 1989. – 480 с.
- Боровский А. Цепь романов: Русское искусство прошедшего века: Незанудливый курс / Текст А. Боровский; рис. А. Белкин. – СПб.: Эрви, 2001. – 208 с.
- Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства / Б.Р. Виппер. – М.: Изд- во В. Шевчук, 2010. — 364, [3] с.
- Гомбрих Э.Х. История искусств / Эрнст Х. Гомбрих. – М.: Искусство – XXI век, 2014. – 688 с.
- Деготь Е. Русское искусство ХХ века / Екатерина Деготь. – М.: Трилистник, 2000. — 224 с.
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева. — М.: АСТ-ПРЕСС: Галарт, 2008. – 624 с. (История искусств).
- Ильина Т. В. Введение в искусствознание [Учеб.пособ. для студентов вузов] /Т.В. Ильина. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. — 206[2] с.
- Лифшиц Л.И. История русского искусства [Текст]. Том 1. РусскоеискусствоXXVIIвеков /Л.И. Лифшиц. – М.: Белыйгород, 2007. — 344 с.
- Янсон Х. В., Янсон Э. Ф. Основы истории искусств / Х.В. Янсон, Э.Ф. Янсон [Науч. ред. Н. Калитина; Пер. с англ.: М. Абушик и др.]. – СПб. : Азбука-классика, 2002. — 539 с.
А то, чем вы будете заниматься в магистратуре, отражено здесь:
mag_035400_68_ist_isk