Делать по территориям. Указывать датировку.
Общая характеристика
Наскальные изображения разных периодов (от VIII тысячелетия до н. э. до современности) распространены в Африке повсеместно. Относительно редко встречаются они только в зоне тропических лесов, значительно чаще — в лесостепных районах Восточной Африки; наибольшей плотности они достигают в горных массивах Сахары и Южной Африки.
Ученые разделяют все наскальные изображения Африки на ранние и поздние. Петроглифы разных периодов имеют существенные различия, что позволяет их выделять среди общей массы.
Самые ранние творения древних были довольно примитивные и не могли похвастаться богатой цветовой гаммой. Один или два цвета, которыми изображали примитивные картинки, даже не имели сюжета и какой-либо смысловой нагрузки.
Далее техника совершенствовалась, изображения становились более четкими и осмысленными. Богатая палитра цветов теперь передавала не отдельные вырванные фрагменты, а целые сцены из жизни. Также более поздняя наскальная живопись отличается особым динамизмом: движущиеся люди и животные, погони за зверями, процесс охоты, война древних племен. Каждая фигурка человека изображалась уникальной, имела свою позу, в отличии от фигур животных.
К середине 4 тыс. до н.э. монументальные реалистические изображения эпохи охотников постепенно уступают место полустилизованным рисункам, основным сюжетом которых становятся домашние быки. Этот переход происходит с такой же постепенностью, с какой меняются климатические условия и животный мир будущей пустыни. Вначале исчезают изображения буйвола, и среди прежних сюжетов, выполненных в той же технике и стилистической манере, появляются изображения барана со странными украшениями на шее и голове (диск в виде нимба над головой и орнаментированный ошейник). Фигура так называемого «священного барана» очень часто встречается в Северной Африке, а также изредка в Феццане. В других местах распространения древней группы петроглифов, как, например, в Тассилин-Аджере, ей соответствуют фигуры быков и других животных, украшенные подобными же дисками и спиралями. Постепенно изображения пастухов заполняют все свободные поверхности скал.
Классификация наскального искусства Африки
Наиболее универсальной можно считать следующую классификацию, касающуюся главным образом наскальных изображений Сахары и в самых общих чертах применимую для некоторых других районов Африки выше экватора:
I. «Период древнего буйвола» (начало — 8000-6000 гг. до Н.Э.), представленный монументальными реалистическими и примитивно натуралистическими изображениями представителей большой эфиопской фауны. Это период охотников (носороги, слоны, жирафы, люди бушменского типа).
Дата начала первого периода (от 8000 до 6000 г. до н. э.) не может считаться твердо установленной; однако датировка ископаемых остатков методом С-14, анализ ископаемой пыльцы и т. д. в большей или меньшей степени приближаются к ней. К той же дате склоняют нас и археологические материалы, в частности — собранные Вофрэ в Оране вблизи скал, украшенных большими натуралистическими изображениями буйвола. В тридцати двух случаях из тридцати шести собранные здесь каменные орудия являются неолитическими капсийского типа (верхний капсий — ок. 6500 г. до н. э.). Инвентарь, собранный Лотом в Тассили, также неолитический.
Дата 6000 год до н. э. считается наиболее вероятной, и ее придерживаются, иногда с незначительными отклонениями, Обермайер, Фламан, Вофрэ, Грациози, Лот, Брейль и другие. Немаловажно также, что эта дата совпадает с началом последнего влажного периода Сахары.
II. «Период домашних быков» (начало — около 1500 г. до Н.Э.):
Быки, бараны, ослы. В первой половине периода преобладает изображение барана со сфероидом, во второй — изображение быков.
a) крупные реалистические изображения домашних животных, стилизованные изображения представителей большой эфиопской фауны. Период пастухов-охотников.
b) многочисленные изображения быков. Рисунки мелкие отчасти стилизованные. Изображения крупных диких животных редки и схематичны. Период пастухов.
III. «Период лошади» (начало около 1500 г. до Н.Э.), представленный стилизованными (битреугольныим) человеческими фигурами, изображениями повозок и колесниц, запряженных лошадьми; колоколообразными одеждами, стилизованными изображениями быков и других домашних животных.
Дата 1500 год до н. э. — начало периода лошади в Сахаре — основана на том, что уже в 1280 году до н. э. Рамзес II в войне против критян и их союзников ливийцев захватил у последних лошадей, полученных ими, по-видимому, от островитян. Упоминание о военных колесницах, запряженных лошадьми, имеется также у Геродота. Первое же упоминание о лошади в Африке содержится в древнеегипетских текстах XVI династии (ок. 1650 г. до н. э.) в связи с изгнанием гиксосов.
IV. «Период верблюда» (начало — около II в. Н. Э.), представленный изображениями верблюдов, среди которых преобладают крайне схематические рисунки, геометрическим орнаментом. Поздние изображения этого периода выполнены в примитивной технике, смешаны с надписями и символическими знаками.
Начало эпохи верблюда датируется периодом с I века до н. э. до III века н. э. Первое упоминание о домашнем верблюде в Африке относится к 46 году до н. э. (двадцать два верблюда захвачены римскими войсками в Северной Африке). Массовое же разведение верблюдов в североафриканских римских провинциях связано с периодом правления Септимия Севера (193-211 гг. н. э.).
При том, что эта классификация охватывает наибольшее количество изображений и как будто применима к самым различным районам Сахары, она остается недостаточно четкой.
—————- Тоже подробно! —————-
Собственно что дают в Африке
Наскальное искусство Сахары
Серия доисторических рисунков, выбитых или нарисованных на природных скалах в центральной части пустыни Сахара. Всего насчитывается около 3000 таких памятников, от массива Тибести до Ахаггарских гор.
Наскальные рисунки, обнаруженные в Тассилин-Аджер, к северу от Таманрассета в Алжире, а также в ряде других мест, изображают активную жизнь Северной Африки в период 8000 — 4000 гг. до н. э., то есть в период мезолита. Часть гравюр была выполнена носителями капсийской культуры эпохи неолита (3000 − 1900 гг. до н. э.), когда Сахара представляла собой саванну, где обитали африканский буйвол, слон, носорог и гиппопотам, ныне обитающие значительно южнее. Изображения очень подробно передают особенности жизни в тот период.
Тассилин-Аджер
Первые наскальные изображения в Тассилин-Аджере были замечены в конце прошлого века. С тех пор открытия в этом районе следуют одно за другим. Вот некоторые из них: в 1909 году капитаном Кортье в уэде Асуф-Меллен были обнаружены неглубокие гроты, украшенные живописными изображениями животных, ныне не существующих в этих широтах. Описание этой стоянки было опубликовано в 1914 году (119). В 1915 году в районе Ин-Эццан на юго-западе Тассили другой француз, лейтенант Гардель, сделал новое открытие: среди изображений в маленьком гроте он обнаружил плохо сохранившиеся рисунки, которые, судя по стилю и наслоениям, относились ко многим эпохам: антилопы, быки, сопровождаемые людьми в одежде, перетянутой в талии, изображения ливийско-Зерберские и арабские. Все они были скопированы только в 1925 году Лаводеном, чья экспедиция пересекала Сахару, направляясь из Туниса в Чад. Эти материалы были исследованы Дюраном, Лаводеном и Брейлем (101). В 1927-1928 годах Килиан обнаружил новые местонахождения живописи, сделанной охрой на скале в Ин-Аме и в Тин-Экаме, среди них — фигуры обнаженных людей, вооруженных луком, охотящихся на жирафу.
Восточнее Тассили, в Феццане, на территории эрга Мурзук, находится один из самых значительных центров наскального искусства Сахары. Сохранившиеся здесь комплексы древних петроглифов сосредоточены в пунктах Эль-Ауpep, Матенду, Ин-Галгуиен, Ин-Абетер, Тель-Иссаген и др.
Карта наскальных изображений показывает распространение их далее к юго-востоку от основных пунктов Центральной Сахары — Тассилин-Аджера и Феццана — через Тенере, Джадо и Кауар к Тибести, Борку и Эннеди. На западе к этому району примыкают скалистые отроги Аира — Адрар-Бу, Гребун и массив Токолокусет. Многочисленные петроглифы и живопись этого района обнаруживают заметное стилистическое единство, особенно проявляющееся в ранние периоды:
- натуралистическая группа с представителями большой эфиопской фауны,
- неолитическая группа скотоводческого периода.
По времени эти группы совпадают с последним (неолитическим) влажным эпизодом Сахары, начало которого относится к VII-VI тысячелетиям до н. э. Вместе с живописью внутреннего Тассили и петроглифами Феццана этот район позволяет детально восстановить все последовательные этапы эволюции наскального искусства Сахары, в то время как рассмотренные выше центры западной и северной части пустыни дают материал, относящийся лишь к отдельным периодам. Надо заметить, однако, что искусство названных районов обладает некоторыми специфическими чертами. Так, например, петроглифы сосредоточены главным образом в Джадо, Западном Тибести, Борку и Аире, живопись — в Эннеди и Восточном Тибести. В 30-х годах районы Джадо, Тибести и Борку исследовались Даллони и Д’Аннеле. Они скопировали натуралистические петроглифы и живопись скотоводческого периода. Большинство же открытий было сделано в послевоенные годы.
Сахарский Атлас
Основная масса наскальных изображений Северной Африки расположена в районе Сахарского Атласа, главным образом на узкой линии, по которой тянется цепь высыхающих оазисов. Эта линия проходит с юго-запада от оазиса Тагит на северо-восток до Афлу. На северо-западе этой области каменистая понижающаяся хаммада, на юго-востоке — песчаный эрг. Ни в той, ни в другой части наскальные изображения не обнаружены. Их основная область, водораздел, — горный район. Наиболее насыщен памятниками район оазиса Тагит, представляющий собственно группу небольших оазисов (Фунганья, Тагит, Бареби, Багди, Татханья и Эль-Уэди). Южнее оазиса Татханья находится большое скопление каменных блоков с глубоко врезанными рисунками, нанесенными на отшлифованную плоскость. Они представляют собой как отдельные фигуры животных, так и композиционно связанные группы. Иногда изображения нанесены одно поверх другого, в некоторых случаях петроглифы были, по-видимому, окрашены. Характерны ряды животных (буйволов, антилоп, слонов, страусов), как бы идущих гуськом друг за другом. Глубоко врезанный контур точно передает их анатомические особенности. Стилистически выпадают из этой группы фигуры хищников (лев, гепард?).
В непосредственной близости от Тагита находится скала с изображением древнего буйвола. Поверх него имеются нанесения позднего периода — письменные и символические знаки. По стилю его следует отнести к позднему периоду, когда оно было выполнено, очевидно, как копия с древнего изображения.
В оазисах Багди и Бареби имеются петроглифы всех периодов, от древнейшего до современного (письменность).
Примерно в ста двадцати километрах к северу, около Бени-Унифа, между оазисами Зенага и Тагла, находится другая большая группа петроглифов. Здесь, среди небольших холмов, сохранились многочисленные каменные блоки, покрытые рисунками. Это одно из тех мест, где найдено изображение барана с орнаментированным ошейником и головой, украшенной сфероидом, и другие, сочетающие изображение животного с различными символическими знаками. Некоторые из остро оконтуренных фигур крупных рогатых животных имеют характерные поперечные штрихи на корпусе.
Следующая группа наскальных изображений находится к западу от Джениен-Бу-Резга, на северной стороне долины Шрота. Среди сохранившихся здесь петроглифов особенно интересна фигура льва.
Большое число памятников обнаружено в центре треугольника Иш — Джениен-Бу-Резг — Могар-Фукани. Это также гористая местность с вершинами более двух тысяч метров, резко понижающаяся к югу и переходящая в долину Дермел. В районе Тиссерфин и долине Дермел огромные валуны снизу доверху испещрены всевозможными знаками и изображениями. Петроглифы небольшого размера грубо выбиты, разбросаны беспорядочно по всей поверхности камня, часто перекрывая друг друга. Неожиданна по стилю фигура антилопы, врезанная ровным глубоким контуром.
К северо-востоку от Могар-Фукани наскальные изображения находятся на одной линии протяженностью около трехсот километров: Могар-Тахтани, Айн, Асла, Шеллала-Дахрания, Ксар-Гулеб, Джебель-Бес-Себа, Айн-Саег, Эль-Корема, Уэд-Шериа, Уэд-Бу-Алусан, Ксар-Амар, Бу-Алем, Энфус, Айн-Сафсаф. Эти пункты расположены с юго-запада на северо-восток между Могар-Тахтани и Афлу. За небольшим исключением, все они содержат петроглифы, выполненные в различной технике. Сюжетом крупномасштабных, глубоко врезанных рисунков являются в основном различные крупные животные, либо полностью вымершие (древний буйвол), либо давно не обитающие в данных широтах (слон, жираф, носорог и т. д.). Изображение человека встречается довольно редко: среди изолированных фигур наиболее интересна фигура обнаженного мужчины с каменным топором из Ксар-Амара, на которую обратили внимание многие исследователи, в том числе Фламан и Обермайер.
Сложные композиции в атласском наскальном искусстве отсутствуют. Здесь не встречается ничего похожего на многофигурные панно Южной Африки или развернутые сцены с повествовательным сюжетом из Тассилин-Аджера.
Подавляющее большинство ранних петроглифов — изолированные, не связанные друг с другом фигуры. Лишь изредка можно встретить двухфигурную композицию (как правило, человек и животное или два животных), еще реже встречаются трех- и четырехфигурные композиции. Немногочисленные живописные изображения, которые встречаются на севере Алжира, по своему характеру мало отличаются от петроглифов: им свойственна та же лаконичность, стремление к обобщенным формам, плоскостность и статичность. Изображения монохромны, каждая фигура написана одним цветом (красной или коричневой охрой), без попытки передать объем или перспективу.
Западная Сахара
На юго-западе через Бени-Аббес, Агилеф, Мшерру, Шенашан, Окиле, Аодеррах-ман, Мдену атласские петроглифы связаны с обширным районом Западной Сахары (территория Мавритании, Южного Марокко и бывшей Испанской Сахары (229). Здесь имеется более ста мест с наскальными изображениями. Большая часть их сосредоточена в Таганте, Мавританском Адраре и Аукере. На востоке они доходят до Томбукту (Тондиа, Тиунмалоллен, Теле), их южная граница совпадает с границей между Мавританией и Мали. Несмотря на обширную территорию и огромное количество изображений, достигающих в некоторых местах чрезвычайной плотности, живопись и петроглифы этого района весьма однородны как по представленным здесь сюжетам, так и по периодам. Среди них отсутствуют изображения вымерших пород животных. Здесь также не встречаются крупномасштабные, глубоко врезанные изображения представителей «большой эфиопской фауны». Лишь изредка можно встретить фигуры слонов. Как правило, они сильно тяготеют к схематизму. Сравнение ряда аналогичных сюжетов показывает, что рисунки выполнены механически и копируют некий устоявшийся штамп. Наиболее часты изображения быков и сцен охоты. Многочисленные фигуры верблюдов, мехаристов, сцены охоты на страусов и т. д., а также доисламские надписи на тифинаг относятся к ливийско-берберскому периоду.
Ахенет
Первые открытия в районе Ахенет связаны с именем Дюверье (133). Готье, посетивший этот район в 1903 гдду, писал: «Ахенет украшен петроглифами с невероятной щедростью.
По своему характеру, стилю, технике и сюжетам петроглифы Ахенета имеют много общего с западносахарскими. Здесь также мало изображений крупных диких животных и отсутствуют вымершие виды. Большая часть рисунков относится к ливийско-берберскому периоду. Моно делит все петроглифы на две группы. К первой он относит изображения человека, вооруженного луком и палицей. Моно считает, что эти рисунки могут быть датированы неолитом и что они «представляют собой произведения небелых народов». Следующий слой, в котором фигурируют люди, вооруженные дротиками и круглым щитом, он считает исключительно ливийско-берберским.
Он также указывает на глубокую и темную патину петроглифов первой группы. Из животных к этой группе относятся быки, антилопы, слоны, носороги, жирафы. Техника в типичных случаях характеризуется широким и глубоким шлифованным контуром. Изображения второй группы — эпохи верблюда, — по мнению Моно, «более или менее точно принадлежат ливийско-берберским авторам». В этой группе нет представителей эфиопской фауны. Особенно часты фигуры верблюда и лошади. Всадники иногда имеют на голове «ливийский чуб». Они вооружены круглым щитом, тремя дротиками, возможно с металлическими наконечниками, и мечом, который висит на руке, держащей щит. В этой группе часто встречаются надписи (на тифинаг), отсутствующие в первой группе. Как и в Мавритании, петроглифы последнего периода идут по линии усиливающейся схематизации и сужения круга изображаемых предметов. Вслед за быками, исчезающими в самом начале этой новой эпохи, лошадь постепенно уступает место верблюду.
Хоггар
В 30-х годах внимание исследователей привлек горный массив Хоггар. Здесь, на большой высоте, превышающей две тысячи метров, были обнаружены живописные фрагменты, в частности большое панно, изображающее стадо быков, лучников и фигуры танцовщиц. Это открытие было сделано в 1935 году Шаслу-Лоба и Кошем в небольшом углублении под нависающими скалами в верховье уэда Мертутек (Тефедест; 111). Позднее на высоте около 1500 м были обнаружены петроглифы и новые фрагменты живописи, принадлежащей к тому же стилю, что и предыдущие (207, 24-29). В 1940 году А. Лот открыл в районе Тит, юго-западнее уэда Мертутек, полихромные изображения быков и битре — угольные фигуры людей. Аналогичные изображения позднее были скопированы им же в Такешеруете.
Стиль хоггарской живописи весьма своеобразен. Прежде всего, он поражает глубоким различием, существующим между подходом к воспроизведению человека и животного. На фотографиях, сделанных Лелюбром в Тимедуине (Тефедест), можно видеть фрагменты большой фрески с отдельными фигурами быков, застывших в неестественных позах, стоящих на прямых, несгибающихся ногах. Их шкуры либо покрыты причудливым геометрическим узором, либо разделены резкими прямыми линиями на два-три сектора, окрашенных в контрастные цвета. Статичность этих жестких, угловатых фигур странно контрастирует с изображениями легких, гибких танцовщиц. Их обнаженные тела, написанные светло-коричневой охрой, движутся в четком и плавном ритме. Ощущение ритмического движения достигается благодаря тому, что все фигуры одного масштаба написаны одним и тем же цветом и все даны примерно в одной и той же позе: одна согнутая рука вынесена вперед, другая, также согнутая в локте, отнесена назад. Туловище слегка наклонено и образует прямой угол с правой ногой, согнутой в колене и приподнятой. На первый взгляд кажется, что все фигуры в точности повторяют эту позу. На самом деле здесь нельзя найти двух одинаковых положений. Именно эти более или менее заметные нюансы в положении рук, шеи, таза, бедер, головы и создают эффект ритмического движения.
Борку
Иная картина наблюдается в Борку, расположенном немногим более двухсот километров к западу от Эннеди. Основную массу изображений здесь составляют петроглифы. Живопись до сих пор известна только в пяти пунктах (Альфадиди, Казер, Кони-Ярда, Тигуи, Юду) и представлена разрозненными изображениями быков, страусов, лучников, упоминания о которых имеются в работах Даллони (120, vol. 2, pl. IX, VIII), Юара (176). Петроглифы, напротив, довольно многочисленны, сохраняют единые стилевые признаки и принадлежат к группе натуралистических изображений («скотоводческий период»). Для этой группы характерны слон с ушами в виде крыльев бабочки, антилопы, жирафы, страусы. Особенно многочисленны быки, шкура которых украшена геометрическим орнаментом. Им часто сопутствуют изображения диска или спирали.
Тибести
Проведенные здесь археологические исследования дали материалы, относящиеся ко многим эпохам. В их датировке еще не достигнуто единого мнения.
В Тибести, в частности в Гоноа, имеются изображения большого количества слонов, жирафов, крупных хищников, антилоп, страусов и одна фигура крокодила.
Живопись представлена следующими сюжетами: быки (монохромные и полихромные изображения), жирафы, газели, муфлоны, антилопы, слоны, верблюды, козы, собаки; отдельные и групповые человеческие изображения различных стилей. Особенно часты сцены танца (Арасса, Козен-Мичидин, Моссен и др.), охоты.
Джадо
Первые сообщения об археологических изысканиях в Джадо относятся к середине 30-х годов (Даллони, Д’Аннеле).
Здесь в небольшом углублении под скалой находится большое панно (около 3,5 м в длину), состоящее из человеческих фигурок, написанных фиолетовой охрой. Там же найдены врезанные изображения носорогов строгого, лапидарного стиля, напоминающие чеканные барельефы античных медалей; необыкновенно живые фигуры слонов, прочерченные острым, тонким и глубоким контуром, и выполненные в технике пиктажа парные фигуры жирафов.
Аир
Все изображения Аира — петроглифы (Зельтнер объясняет отсутствие живописи тем, что здесь нет красящих материалов, используемых в наскальной живописи).
Человек на рисунках в Аире часто изображен в одежде, очень близкой к современной одежде туарегов, его фигура крайне геометризована и статична. Нижняя часть торса — треугольник, руки — в форме буквы W, голова — в виде круга. Специфический характер этого искусства, возможно, объясняется тем, что оно появилось здесь в тот поздний период, когда автохтонное население окончательно покидало Сахару, отходя к югу и востоку.
Адрар-Ифорас
В Адрар-Ифорасе в настоящее время известно около пятидесяти местонахождений петроглифов. Самые ранние из них не древнее скотоводческого периода. Здесь нет больших натуралистических изображений крупных диких животных, хотя среди лучших петроглифов встречаются иногда до неузнаваемости схематизированные изображения носорогов. Знакомые уже нам слоны с ушами в виде крыльев бабочки, в меру стилизованные, указывают на то, что нижняя хронологическая граница проходит примерно через средний пастушеский период. На скале в Ин-Фри находится тонко врезанная фигура такого идущего слона. Живой и очень точный рисунок подчеркивает ритм движения, изящество линий. Неподалеку от этой фигуры — быки, выполненные в той же технике и том же стиле, по-видимому относящиеся к одному периоду.
Особый интерес представляют человеческие фигуры. Странные персонажи, с тонкими талиями и огромными головами, вооруженные копьями и щитами (Ин-Фри). Угловатые, сидящие дру