Особенности периодов в истории искусств Древнего Востока

Египет

Сравни тельная таблица истории Древнего Египта, в которой сопостав лены датировки, принятые в трудах П. А. Клейтона, П. Монте и М. Э. Матье.

Современная египтология в истории Древнего Египта выявляет следующие этапы:

Доисторический Египет

  • Ок. 8000 — 4000 до н. э. Сахару, которая в то время была влажной равниной с саванновой растительностью и достаточным орошением (период неолитического субплювиала), заселяют племена скотоводов, создавшие наскальные рисунки в Тассили. Потомками их становятся гараманты (описанные Геродотом), берберы и туареги. Пустыней Сахара становится в результате наступления более сухого и холодного субарктического климата после 3500 до н. э.
  • Ок. 7000 до н. э. Основы оседлого оросительного земледелия проникают в дельту Нила, дав начало развитию египетской культуры (Египет, по Геродоту, — «дар Нила»).
  • Ок. 5000 — 3600 до н. э. Первый додинастический период в Египте (др.-египетское самоназвание Та-Кемет = «чёрный»). Возникают Файюмская, Бадарийская, Тасийская и Амратская (Накада I) культуры. Начало разложения родоплеменных отношений. В долине Нила постепенно развивается ирригационное земледелие. Египтяне осваивают гончарное дело и ткачество, несколько позже — обработку меди и других металлов.
  • Ок. 5000 до н. э. В Египте впервые приручена ливийская буланая кошка, ставшая впоследствии священным животным солнечной богини Баст (Бастет).
  • Ок. 5000 до н. э. Создано первое известное нам изображение паруса (Нубийская пустыня на юге Египта).
  • 4241 до н. э. Начало цикла звезды Сотис (Сириус) — введение 365-дневного календаря.
  • Ок. 4000 до н. э. Начало медного века в Египте.
  • Ок. 3600 — 3120 до н. э. Второй додинастический период в Египте. Культура Герзе (Накада II). Сложилась имущественная дифференциация. Возникновение номовых государств.
  • 3600 до н. э. — 3400 до н. э. Развитие древнеегипетской цивилизации в долине Нила как ответ на наступление песков Сахары.
  • Ок. 3300-3150 до н. э. Нулевая династия: создание в Египте (возможно, под влиянием импульса из Месопотамии) на основе номов Верхнего (главные центры Абидос и Иераконполь) и Нижнего (столица Буто) царств. Появление египетской иероглифической письменности (согласно легенде, подарена людям богом Тотом), расшифрованной французом Жаном Франсуа Шампольоном (1790—1832) после 23 декабря 1821 на основе Розеттского камня (196 до н. э.).
  • Ок. 3300 — 2900 до н. э. Начало бронзового века в Египте.
  • Ок. 3200 до н. э. Египтяне определяют продолжительность года в 365 дней по наводнениям Нила и восходу Сириуса.
  • Ок. 3150 до н. э. Начало борьбы между Верхним и Нижним царствами за гегемонию в долине Нила.

Собственно больше о доисторическом Египте ничего не известно.

Додинастический период (V-IV тыс. до н.э.)

А вот тут уже повеселее. Методичко:

  • Хронологические рамки периода, характеристика политической и экономической ситуации, появление номов, начало процесса объединения Верхнего и Нижнего Египта (Севера и Юга).
  • Архитектура, скульптура, керамика, росписи гробниц додинастического периода. Особенности погребения: место строительства, наличие погребального инвентаря, как свидетельство веры в загробную жизнь, моделируемую по образу и подобию жизни земной. Изменение формы гробницы от ямы до камеры прямоугольной формы с облицовкой и настенными росписями. Роспись гробницы вождя в Иераконполе: сюжеты росписей (лодки, охота, животные), формальные особенности росписей. Особенности жилой архитектуры додинастического периода: конструкция хижины, конструкция дома, глиняные и каменные модели домов из погребений, как основной источник сведений об утраченной архитектуре. Основные материалы для создания жилой архитектуры, разница между жилой и погребальной архитектурой.
  • Орудия труда и оружие додинастического периода. Расписная керамика додинастического периода (периоды Нагада I и II): сюжеты и формальные особенности (от светлых росписей по темному фону к темным росписям по светлому фону). Каменные сосуды в виде животных и рыб и их связь с египетскими религиозными представлениями. Нож из Джебель-эль-Арака, сюжеты декора рукояти и их формальные особенности, как свидетельство культурных связей Древнего Египта и Передней Азии.
  • Палетки, как особый вид памятников в искусстве Древнего Египта. Палетки с рельефным декором (Палетка быков, Палетка львов, Палетка шакалов и т. п.)
  • Сложение изобразительного канона к концу додинастического периода. Палетка Нармера – подробный анализ с объяснением специфики египетского изобразительного искусства Древнего Египта и особенностей египетского рельефа. — Это то что по идее нужно знать. Ужскакой.

Политика:

Додинастический период (конец V тыс. — ок. 3100 до н. э.) — последний доисторический период на территории Египта, эпоха окончательного разложения родоплеменных отношений (до сер. V тыс.), складывания социально дифференцированного общества и возникновения первых древнеегипетских рабовладельческих государств (2 пол. IV тыс.). Это также период появления в Египте письменности (самые ранние памятники датируются, может быть, даже ок. 3400 г.).

Додинастический период принято делить на два больших подпериода —

  • амратский (Накада I, первый додинастический; 1 пол. IV тыс.)
  • герзейский (Накада II, второй додинастический; сер. IV тыс. — ок. 3100 до н. э.).

Завершает его правление так называемой нулевой династии (культура Негада III (семанийская культура), когда территории Верхнего и Нижнего Египта вплотную подошли к своему объединению (завершённому Нармером).

Египет распадался тогда на несколько десятков отдельных областей, которые позднее, в период греко-римского владычества, стали называться по-гречески «номами».
Сведения об уровне развития культуры и изобразительного искусства этого периода дают раскопки захоронений.

Отдельные общины еще в 5 веке начали применять для работ по искусственному орошению полей рабов – вначале еще немногочисленных, что обострило развитие имущественного неравенства внутри общин. Появляются зачаточные формы государственной власти, аппарата угнетения, созданного в интересах нарождавшегося класса рабовладельцев. Между общинами длительное время шли войны из-за земель, каналов и рабов. Во второй половине 4 тысячелетия образовались два больших государственных объединения, Северное и Южное, а около 3000 года до н.э. Юг подчинил себе Север. Возникло единое египетское государство.

Население, оружие: На рубеже V и IV тысячелетий до н. э. на смену бадарийской культуре в Верхнем Египте приходит амратская культура (Негада I). Появляются поселения, часто укрепленные стенами, что свидетельствует о все большем развитии ирригационного земледелия, способствовавшего упрочению оседлости египтян. Растет население: могильники этой культуры — крупнее бадарийских. Расширяется номенклатура металлических изделий: появляются медные иголки, булавки, гарпуны и рыболовные крючки, а также первые золотые украшения.

Керамика украшается резными и расписными узорами, символические значки на ней некоторые исследователи трактуют как обозначения собственности (сосуды из одного погребения имеют обыкновенно один и тот же знак). Впрочем, захоронения мало различаются, общество сохраняло ещё относительную социальную однородность.

В середине IV тысячелетия амратскую культуру сменяет культура Негада II (герзейская культура). Благодаря развитию орошения урожаи становятся все больше. Ремесла отделяются от земледелия, происходит дифференциация общества. Скотоводство окончательно вытесняет охоту (резко сокращается охотничий инвентарь в захоронениях). К этому времени относятся медные топоры, кинжалы, ножи, наконечники стрел, сосуды и туалетные ложечки. Из Азии ввозятся свинец, серебро и афганский лазурит. В Дельте находят множество месопотамских цилиндрических печатей. В структуре общества наблюдается имущественное неравенство, выделение знати, появляются богатые захоронения вождей (особенно замечательна гробница вождя в Иераконполе, украшенная фресками). Появляется институт рабства.

Всё больший размах ирригационных работ вместе с усиливающейся социальной дифференциацией привели к созданию государства. Это были небольшие номы — объединения нескольких поселений вокруг одного города, где располагалось святилище главного божества и жил вождь (в период Нового царства в Верхнем Египте существовало 22 нома, в Нижнем — 20). Особенности хозяйственной жизни понуждали номы объединяться. В Верхнем Египте образование единого государства произошло, скорее всего, чуть раньше, чем в Нижнем. Столицей первого был Нехен, столицей второго — Буто. Обусловленное всё теми же потребностями улучшения оросительной системы, объединение их было неизбежным.

Устройство захоронений I и II культур.

Погребения вначале также имели форму простой овальной ямы, выстланной циновками в подражание жилищам людей. То, что первоначальные формы жилищ, святилищ и гробниц имели между собой много общего, объясняется тем, что все они мыслились именно обиталищами людей, духов, мертвых. Отсюда понятно, почему и позже в архитектуре Древнего Египта обнаруживается известная общность в планировке и оформлении дома, храма, гробницы, равно как понятна и связь в развитии погребений доклассового периода с развитием жилищ. Так, по мере освоения кирпича могилы делаются прямоугольными и обкладываются кирпичом. Такие гробницы появляются у наиболее обеспеченной верхушки общества, рядовые же общинники по-прежнему погребались в овальных ямах.

Развитие имущественного неравенства в общине, обусловившего различие в форме жилищ, отразилось и на различии погребении. Особое внимание обращалось на оформление могилы вождя общины, поскольку считалось, что «вечное» существование его духа обеспечивало благоденствие всей общины. В Иераконполе была найдена гробница такого вождя, глиняные стены которой были уже покрыты росписью.

Уже в это время в Египте существовала вера в загробное существование, связанная с магическими представлениями первобытно-общинного строя. Могила мыслилась жилищем умершего, а воображаемый загробный мир — подобием земному. Поэтому умерший снабжался теми предметами, которые служили ему при жизни.

Могилы I культуры, как и наиболее ранние жилища, имели овальную форму и представляли собой ямы, перекрытые ветками и циновками. В период II культуры появились могилы прямоугольной формы, что соответствовало изменению в плане жилищ верхушки общества. Стены этих могил выкладывали кирпичом-сырцом, а сверху их перекрывали ложным сводом из необожженного кирпича. Особенно тщательно оформляли могилу вождя, так как считалось, что «вечное» существование его обеспечивало благоденствие всей общине.
В конце II культуры над могилами начали устраивать и наземные сооружения в виде песчаных насыпей, укрепленных кирпичной или каменной кладкой, с наклонным профилем стен.

Население Египта называет теперь эти постройки по-арабски «мастаба», что значит скамья. Название это вошло и в науку. Со временем в мастаба стали устраивать небольшое культовое помещение с жертвенником перед так называемой «ложной дверью», то есть перед изображением двери, как бы ведущей в «вечное жилище» покойного.

В период II культуры в захоронениях встречаются орудия из меди и такие изделия, как сосуды и бусы, дающие возможность судить о том, что египтяне уже умели полировать и сверлить камень, разрезать слоновую кость, изготовлять глиняную утварь, плести циновки, прясть и ткать лен.

Скульптура I и II культур. В древнейших захоронениях найдены небольшие (иногда всего 3 см длины) статуэтки животных из глины, слоновой кости и различных пород камня. Фигурки эти отличаются верной, хотя и обобщенной передачей наиболее характерных черт каждого животного: сидящей обезьянки, лежащего льва, собаки, вола.

Расписные сосуды и росписи I и II культур. Особенно интересны сосуды из глины, наиболее ранние из которых расписаны несложным белым орнаментом по красному фону глины, а более поздние — рисунками, которые исполнены красно-коричневой краской по желтоватой поверхности сосуда и отражают древнейшие заупокойные и земледельческие обряды. Очень часто эти условные, прорисованные только линией изображения передают плывущие по Нилу ладьи, украшенные ветвями, и схематичные фигуры людей, совершающих культовые действия. По сюжету и по стилю к росписям на сосудах близка роспись из гробницы вождя в Иераконполе (Ком-эль-Ахмаре), к югу от Фив, повествующая, по-видимому, о загробном странствовании души умершего. Часть этой росписи связана и с охотничьими обрядами. Отсутствует строго композиционное расположение изображений, если не считать, что ладьи и фигуры охотников и животных направлены в одну сторону, что создает впечатление кругового движения. Линия почвы не показана, и поэтому отдельные фигуры как бы висят в пространстве. В самом низу росписи даны сцены схватки воинов, вооруженных палицами.

Палетки. Другой, очень важной для истории искусства группой памятников из могил являются так называемые палетки, тонкие и плоские пластины из серо-зеленого шифера, которые служили для перемешивания, растирания красок, применявшихся во время культовых обрядов. Наиболее ранние из них имеют форму овалов, ромбов и прямоугольников. Палеткам придавали также форму животных: гиппопотамов, страусов, черепах, пантер, рыб, в чем нашли отражение пережитки древних охотничьих обрядов. Со временем палетки стали делать овальными и большими, поверхность их украшать рельефами, которые продолжали носить магический характер и вместе с тем рассказывали о конкретных событиях.

Примером памятника, показывающего новые формы искусства, является большая шиферная плита фараона Нармера (высотой 64 см, датируется концом IV тыс. до н. э), сооруженная в память победы Южного Египта над Северным и объединения долины Нила в единое государство. Рельефы на обеих сторонах плиты представляют пять сцен, из которых четыре рассказывают о победе царя Юга над северянами. Мы видим на одной стороне царя в короне Южного Египта, убивающего северянина, а внизу – убегающих северян. На другой стороне плиты наверху изображено торжество по случаю победы: царь в короне побежденного Севера идет с приближенными смотреть на обезглавленные трупы врагов, а внизу – царь в образе быка, разрушающий вражескую крепость и топчущий врага; на средней части этой стороны – символическая сцена культового, но неясного содержания.

Памятник отличается новыми чертами. Каждая сцена является законченным целым и в то же время частью общего замысла памятника. Сцены расположены поясами, одна над другой, – отныне так будут строиться стенные росписи и рельефы в искусстве рабовладельческого Египта.

Вообще основные особенности этих канонов на плите Нармера уже имеются, причем ясен и путь их сложения. С одной стороны, здесь отлились новые черты, показывающие овладение художником более высоким мастерством в передаче действительности: пропорции фигур почти правильны, отмечены мускулы, положение каждого человека четко охарактеризовано различием одежд, головных уборов, атрибутов. И наряду с этим закреплены приемы, идущие из далекого прошлого, – показ социального различия действующих лиц разницей в масштабах их фигур, изображение различных частей тела человека, животного и птицы с разных точек зрения. Характерно при этом, что введенное отныне постоянное применение подобного канона для изображения людей не распространяется на плите Нармера на двух человек, сдерживающих головы фантастических зверей на средней сцене второй половины плиты и изображавших, видимо, пленных северян-рабов; в дальнейшем в искусстве рабовладельческого Египта отступление от канонов легче всего делалось именно в изображении людей, принадлежавших к низшим слоям населения.

Плита Нармера показывает сложившийся классовый характер египетского искусства, явно выраженный в ней стремлением возвеличивать образ царя всеми доступными средствами – непомерным усилением масштабов его фигуры, сохранением пережитков древних тотемистических представлений в изображении царя в виде мощного быка, подчеркиванием тесной связи царя с божеством. Так, в главной сцене над головой убиваемого царем пленного дано символическое изображение победы Нармера: бог Гор в виде сокола протягивает царю веревку, привязанную к голове северянина, выступающей из проросшей болотистыми растениями земли – дельты Нила.

Таким образом, плита Нармера является памятником, который показывает завершение развития искусства доклассового периода египетского общества и в то же время начало искусства рабовладельческого Египта.

Нулевая династия (еще про политику)

В последние два столетия IV тысячелетия в Египте на смену культуре Негада II пришла Негада III. К этому же периоду относится возникновение самобытной египетской письменности. Наступила эпоха ожесточенной борьбы за власть. Завершилось объединение номов, и север и юг вступили в последнюю войну, которая должна была решить, кто станет царем всей долины Нила от Первого порога вплоть до Дельты (именно такова была историческая территория собственно Египта). Эллинистический египетский историкМанефон пишет, что из этой борьбы победителем вышел в конце концов верхнеегипетский фараон Менес (Мина или Мин), основатель I царской династии. Но нам известны и имена некоторых правителей, живших ещё до него. Их условно объединяют в так называемую Нулевую династию, хотя родственниками они вряд ли были и, скорее всего, враждовали между собою.

Непосредственным предшественником Менеса (впрочем, некоторые ученые отождествляют их) считается Нармер, которому современная наука и приписывает создание единого государства. Делается это на основании найденной в 1898 году в Иераконполе «Палетки Нармера», где один и тот же фараон изображается в коронах и Верхнего, и Нижнего Египта. Нулевая династия известна по гробницам в Абидосском некрополе, уже там при имени фараона пишется серех, а иногда помещается и изображение соколаГора, что говорит о необычайной древности сложившихся в Египте традиций связывания царя с солнцем и формы записи его имени. Кроме Нармера, известны ещё более десятка правителей этого времени, чтения большинства имен предположительны (как и чтения египетского языка вообще). С объединением страны ок. 3100 года под властью Менеса заканчивается Додинастический период, на смену Нулевой династии приходит Раннее царство.

Скульптура I и II династий.В искусстве первых династий складывается более реалистический образ человека. Образцом мелкой пластики конца II культуры, самой ранней портретной скульптурой, является небольшая статуэтка из Абидоса, изображающая, судя по головному убору, старого царя (хранится в Британском музее в Лондоне).

Термины к теме:

• Ном

• Палетка

• Кирпич-сырец

Карты к теме: • Карта Египта в IV тысячелетии до н. э. – уметь показать Верхний и Нижний Египет

Персоналии к теме: • Нармер

Галерея