Пьетро Лонги – (1702, Венеция – 1783, Венеция) – итальянский художник, сын ювелира, представитель венецианской школы (подлинное имя – Пьетро Фалька). Ученик Джузеппе Мария Креспи. Его ранние монументальные работы в палаццо Сагредо сделали очевидным отсутствие таланта в сфере монументальной живописи.
Художнику было около 40 лет, когда он начал писать полотна небольшого формата, изображающие повседневную жизнь Венеции и венецианцев. Именно в этом, новом для венецианского искусства, жанре его живописные способности раскрылись полностью. В отличие от многих венецианских мастеров ведуты, вынужденных искать поддержку у иностранных покровителей и любителей искусства, Лонги приобрел популярность в родном городе. Его почитателями и собирателями произведений стали преимущественно венецианские патриции и коллекционеры, в том числе из таких знаменитых венецианских родов как Гримани и Барбариго.
Свои картины, оставляющие впечатление моментальных зарисовок увиденного, Лонги на самом деле создавал на основании тщательно проработанных эскизов. Его теплый колорит, основанный на богатых тональных нюансировках красных цветовых гамм, игра светотени в пространстве картины, живописная моделировка, растворяющая контуры и линии, продолжают традиции венецианской школы.
Драматург Карло Гольдони назвал Лонги «человеком, который ищет правду». И даже если в этих поисках нет психологических и социальных глубин, это, бесспорно, визуальная правда.
Картина «Маленький концерт» (на превью) раскрывает как лучшие стороны таланта Лонги, так и характерные особенности жанра, в котором он работал. В пылающей теплотой основной красной колористической гамме «растворяются» розовые, золотистые, серебристые, черные цвета одежды и мебели. Свет выхватывает поочередно из полутьмы то одну, то другую фигуру собравшихся для музыцирования членов семьи и служанок. На глазах зрителя течет повседневная, с обычными занятиями, в привычном окружении, жизнь богатой венецианской семьи.
Картины Пьетро Лонги, изображающие повседневную жизнь Венеции, были очень популярны среди семей венецианских патрициев. Эти небольшие полотна точно и в эстетически совершенной форме отражали их быт, жизнь их родного города. Венецианцам нравилось неторопливое повествование, которое ведет художник, атмосфера его картин, передающая ощущение вечного праздника, царящего над каналами и улицами Венеции.
В картине «Носорог» представлено реальное событие, случившееся во время венецианского карнавала 1751 г. В город был привезен диковинный для тогдашнего европейца зверь – носорог – и выставлен на одной из карнавальных арен. Посмотреть на него стекалась любопытная публика – животное стал одним из главных аттракционов карнавала. Носороги впервые были завезены в Европу в 1515, но в XVIII столетии оставались еще очень большой редкостью, поскольку на «старом» континенте их было всего несколько экземпляров.
На переднем плане Лонги изобразил носорога, мерно жующего брошенную ему солому. Точность передачи облика животного явно говорит о непосредственных, натурных впечатлениях художника. На расположенных амфитеатром скамьях заднего плана сидит карнавальная публика – мужчины и женщины в театральных костюмах и масках, которые с большим интересом смотрят на невиданного зверя. Художник талантливо обыгрывает контраст между темной, неподвижной, отдающей чем-то первобытным тушей носорога и легкими фигурами нарядных зрителей. Слева, с кнутом и рогом носорога в руке, сидит мужчина, показывающий животное зрителям.