Ганимед (др.-греч. Γανυμήδης «затевающий веселье») — в греческой мифологии прекрасный юноша, сын троянского царя Тросаи Каллирои (или сын Лаомедонта; или сын Дардана; или сын Ассарака; или сын Эрихтония; или сын Троила). По «Илиаде», жил до Пелопа, но по «Малой Илиаде» Лесхея — после Пелопа.
Из-за своей необыкновенной красоты Ганимед был похищен Зевсом- перенесён орлом Зевса на Олимп (либо Зевс сам превратился в орла). Зевс считал, что Земля — недостойное место для Ганимеда (по Менару).
Похищение произошло либо около мыса Дардания (вблизи Дардана), либо в местности Гарпагия на границе Кизика и Приапа, либо на Иде. Узнав о похищении, отец Ганимеда Трой предался отчаянию, но Зевс утешил его тем, что его сын причислен к сонму богов. В уплату за потерянного сына Гермес от имени Зевса подарил Трою золотую лозу работы Гефеста и двух прекрасных коней и убедил его, что отныне его сын становится бессмертным, его не коснутся невзгоды старости и он будет всегда с улыбкой подносить в золотой чаше игристый нектар отцу небес.
Ему дарована вечная юность. Согласно поэтам, на Олимпе он стал виночерпием на пирах богов, сменив на этом посту Гебу, и любимцем Зевса. Согласно Аристотелю, хотя боги не пьют вина, он назван «виночерпием» Зевса, здесь переносное словоупотребление. По Цицерону, он подает богам нектар и амброзию.
Был ли Ганимед любовником Зевса — вопрос дискуссионный, и разные авторы отвечали на него по-разному. Согласно Еврипиду, он живёт на Олимпе, делит ложе с Зевсом.
По некоторым авторам, помещён Зевсом на небо в виде созвездия Водолей — утверждают, что вначале Эос похитила Ганимеда, чтобы сделать его своим возлюбленным, но Зевс отнял у нее юношу. Как бы там ни было, Гера посчитала появление Ганимеда в качестве виночерпия как оскорбление для себя и своей дочери Гебы и до тех пор досаждала Зевсу, пока он не поместил изображение Ганимеда среди звезд в виде созвездия Водолея.
По просьбе Ганимеда Зевс временно помешал ахейцам захватить Трою.
По истолкованию, был похищен царем Зевсом. Согласно поэту Фаноклу, его пленил Тантал, который похищал детей для услад Зевса, из-за чего началась война. По другой интерпретации, из-за его похищения произошла война фригийца Ила и лидийца Тантала, в Пессинунте Ганимед исчез, когда брат и любовник тащили его в разные стороны. По ещё одной версии, был похищен Миносом. Согласно Платону, именно критяне выдумали миф о Ганимеде.
Есть мифы, в которых утверждается, что до похищения Зевсом Ганимед был похищен Эос и стал её возлюбленным. Похищение Ганимеда описано у Гомера теми же словами, что и похищение Клита Эос.
Статуи Зевса и Ганимеда работы Аристокла, пожертвованные фессалийцем Гнафисом, стояли в Олимпии. Ещё одна статуя Ганимеда была посвящена Микифом. Изображение похищения Ганимеда было на плаще Клоанфа, а также на щите Диониса.
В виде вознаграждения за сына Зевс дал Трою пару божественных коней. Начиная с Пиндара прекрасный виночерпий богов и в особенности Зевса изображается его любимцем. Т. к. он в качестве виночерпия имеет при себе сосуд, то впоследствии его отождествляли с демоном источников реки Нила, и астрономы поместили его в числе созвездий под названием Водолея.
Вознесение на небеса на спине орла или в образе орла — это широко распространенный религиозный сюжет. Он пародируется в «Мире» Аристофана, где главный герой отправляется верхом на скарабее. Душа кельтского героя Луга, который в «Мабиногион» фигурирует под именем Ллу-Ллау, орлом взлетает на небеса, когда танист убивает его в день летнего солнцеворота. После священного брака в Кише вавилонский герой Этана верхом на орле отправляется в небесные чертоги Иштар, но падает в море и тонет. Его смерть, между прочим, — это не обычное ежегодное жертвоприношение, как, например, смерть Икара, а наказание за плохой урожай во время его царствования, и отправляется он за волшебной травой плодородия. Эта история вплетена в сюжет непрекращающейся борьбы между орлом и змеем, которые символизировали новый и старый год или царя и таниста, а в мифе о Ллу-Ллау, после последнего вздоха во время зимнего солнцестояния, орел вновь с помощью магии обретает жизнь и прежнюю силу. Недаром в Псалме 103 говорится: «…обновляется подобно орлу юность твоя».
Миф о Зевсе и Ганимеде приобрел необычайную популярность в Греции и Риме, поскольку в нем видели религиозное оправдание страсти мужчин к мальчикам. До этого времени сексуальные извращения допускались только как крайняя форма поклонения богине: жрецы Кибелы, желая достичь экстатического единства с ней, подвергали себя оскоплению и носили женские одежды. Практиковавшее эти крайности жречество было узаконено в храмах Великой богини в Тире, Джоппе, Иераполе и Иерусалиме (3 Цар.15:12; 4 Цар. 23:7) вплоть до Вавилонского пленения. Эта новая страсть, виновником которой Аполлодор называет Фамирида, еще больше подчеркивает победу патриархата над матриархатом. Греческая философия превратилась в связи с этим в своего рода интеллектуальную игру, в которой мужчины вполне могли обходиться без женщин, поскольку для них неожиданно открылась область гомосексуального влечения. На эту тему много писал Платон, используя миф о Ганимеде, чтобы объяснить собственные сентиментальные чувства по отношению к своим ученикам (Федр. 279а—Ь). Но в других произведениях он заклеймил однополую любовь как противоречащую человеческой природе, и миф о том, что Зевс тоже отдал ей должное, назвал злобной выдумкой критян (Законы. 636d). В этом он нашел поддержку у Стефана Византийского [под словом Гарпагия], который пишет, что критский царь Минос похитил Ганимеда, чтобы сделать из него напарника для своих ночных развлечений, «получив на это разрешение от Зевса». С распространением философии Платона женщины, до тех пор занимавшие в интеллектуальном плане ведущие позиции в греческом обществе, превратились в бесплатную рабочую силу, рожающую вдобавок детей, тогда как Зевс и Аполлон окончательно занимают ведущее положение среди богов.
Имя Ганимед, скорее всего, связано с возникающим чувством в преддверии брака, а не со страстью, которую испытывал Зевс, принимая кубок с освежающим нектаром из рук своего любимца. В латинском языке от слова Ганимед произошло слово catamitus, а из него английское catamite, означающее пассивный объект мужского гомосексуального влечения.
В искусстве
Похищение Ганимеда — частый сюжет в изобразительном искусстве (произведения Леохара, Корреджо, Рембрандта, Торвальдсена и др.). Ни одна из картин не пользуется такой популярностью, как картина Рембрандта в Дрезденской галерее. Художник изобразил толстого плачущего ребенка; орел держит его за рубашку. Несмотря на свой испуг, ребенок не выпускает виноградную кисть, которую Рембрандт вложил ему в руку, намекая этим на его будущую должность. Но надо полагать, что обладай Ганимед такими грубо-реальными формами, — вряд ли бы Зевс, бог греков, решил, что Земля недостойна его. 🙂
В искусстве он изображается в виде нежного, расцветающего юноши, с фригийскою шапкою на голове, вместе с Зевсом или орлом.