Похищение Прозерпины (Персефоны)

Perseponeia, Persepassa, Persepassa, Korn, Proserpina, дочь Зевса и Деметры, почтенная супруга Аида, грозная повелительница теней; владычествующая над душами мертвых и чудовищами преисподней, внимающая вместе с Аидом проклятиям людей и исполняющая их. По изображению римских поэтов, она срезает с головы умирающего прядь волос и посвящает смерти. И в послегомеровское время Персефона является еще владычицей подземного мира рядом со своим мрачным супругом, но благодаря тесной связи со своей матерью Деметрой она является с более мягким характером.

Когда однажды девственная Персефона-Кора, удалившись от матери, вместе с подругами собирала цветы на нисейском лугу (по позднейшему сказанию, около Энны в Сицилии), она, с дозволения Зевса, была увезена Аидом на колеснице, запряженной конями, в преисподнюю. Чтобы успокоить гнев матери, которая долго искала свою дочь тщетно по всей земле, Гермес по приказанию Зевса возвращает Персефону из ада матери; но т. к. Аид (Гадес), прежде чем отпустить ее, дал ей вкусить гранатовое зернышко (символ брака), то Зевс решил, чтобы Персефона попеременно 2 части года пребывала у матери на поверхности земли, а третью часть у своего супруга в преисподней.

О праздниках Коры Koreia и Koureia

В этом мифе, на который у Гомера нет еще ни малейшего намека, Персефона является символом растительности, которая ежегодно выходит из земли и как бы обратно удаляется в глубину ее, символом хлебного зерна, которое, будучи опущено в мрак земли, вырастает для новой жизни. Поэтому-то Персефона в мистериях Деметры становится символом бессмертия души. В мистериях П. является в связи с Иакхом, сыном Деметры и Зевса, как сестра и невеста Иакха или даже как его мать. У позднейших орфиков она является всюду действующим божеством природы, всесозидающим и всеуничтожающим и часто смешивается с другими мифическими божествами, как Геката, Гея, Рея, Исида.

Прозвищами Despoina, владычица, Megan tea она пользовалась наравне со своей матерью, с которой часто была вместе почитаема, особенно в Беотии, в Елевсине, на острове Сицилии. Изображалась она или в виде суровой супруги Гадеса (Аида) подобно Гере, или в виде юной дочери Деметры, или же в виде мистической невесты Иакха с венком из плюща, с факелом в руке и т. п. У римлян она носит имя Прозерпины, супруг же ее называется Dis, Pluto — божество отнюдь не древнеиталийское, а перенесенное из Греции вместе с самим именем, звучавшим по-римски.

Похищение собственно

Легенда гласит, что была у богини Деметры (Цереры у римлян) юная прекрасная дочь, Персефона (рим. Прозерпина). Отцом Персефоны был громовержец Зевс (Юпитер). Однажды Персефона вместе со своими подругами резвилась в цветущей долине. Не знала она, какая судьба ей уготована отцом её Зевсом. Он отдал её в жены мрачному своему брату Аиду (рим. Плутон), властителю царства теней и умерших, и с ним должна была жить Персефона во мраке подземного царства.

Аид видел, как резвилась Персефона, и решил её тут же похитить. Он упросил богиню Гею (рим. Теллус) вырастить цветок необыкновенной красоты. Персефона увидала цветок и протянула к нему руку. Но только сорвала она цветок, как разверзлась земля, и появился мрачный Аид на золотой колеснице.

Он схватил юную Персефону и скрылся в недрах земли. Только вскрикнуть успела Персефона. Никто не видел, как похитил Аид девушку, лишь бог солнца — Гелиос (рим. Сол). Услыхала крик Персефоны Деметра. Стала всюду искать она свою дочь, но нигде не нашла. Спрашивала подруг, но никто не видел её. Тяжкая скорбь об утрате единственной дочери овладела сердцем Деметры. Девять дней блуждала она по земле, проливая слезы и разыскивая свою дочь.

На десятый день пришла она к богу Гелиосу и стала молить его, чтобы он сказал, кто похитил Персефону. Гелиос обо всем рассказал скорбящей матери. Разгневалась Деметра, что Зевс отдал Персефону в жены Аиду без её ведома. Она покинула Олимп и приняла вид простой смертной.

Но Деметра была богиней плодородия, и без неё всякий рост на земле прекратился. Листья на деревьях завяли и облетели, травы поблекли, цветы засохли. Не было плодов в садах, и не зрели в виноградниках тяжелые сочные гроздья. Замерла жизнь на земле. Гибель грозила всему людскому роду.

Ничего не оставалось Зевсу, как повелеть Аиду отпустить Персефону на землю к матери. Аид согласился отпустить Персефону, но предварительно дал ей проглотить зерна граната, символ брака. С тех пор Персефона две трети года живет с матерью, а одну треть проводит со своим мужем, Аидом.

В   искусстве  этот сюжет был популярен до XVIII века. В XVII столетии к нему обращались такие знаменитости, как живописцы Рембрандт и Рубенс, скульптор Бернини. Скульптурная группа “Похищение Прозерпины” работы Франсуа Жирардона украшала парк французского короля Людовика XIV в Версале. Но постепенно Прозерпину заменила другая похищенная красавица – Психея.

В искусстве